Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/neshtat.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:34:34 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п
Аспекты обеспечения безопасности изделия 11Ф35 - нешатное завершение полета
Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Безопасность > нештатный полет

 
БЕЗОПАСНОСТЬ ОК:

- общая

- пожаровзрыво-безопасность

- нештатный полет

 

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ:

- на стартовом комплексе

- на старте: катапультирование

- на этапе выведения: экстренное отделение

- в орбитальном полете

 

 Нештатное завершение полета

 

При отказе одного из двигателей ракеты-носителя (РН) полет завершается выполнением маневра возврата (МВ) или полетом по одновитковой траектории (ОТ) с приземлением орбитального корабля (ОК) в любом случае на посадочном комплексе (ПК) ОК.Эти два варианта являются резервными программами полета для этапа выведения ОК на орбиту.

 

Общая схема спасения экипажа при аварии ракеты-носителя (справа):

а-штатное выведение; б-нештатное выведение; в-спасение экипажа при аварии РН;

1 - МРКК на старте; 2 - граница зоны катапультирования (102 сек полета); 3 - граница зоны маневра возврата (МВ 125...190 сек полета); 4 - МРКК в полете; 5 - штатное отделение ОК; 6 - отделение ОК на одновитковой траектории (ОТ); 7 - разгонный импульс; 8 - тормозной импульс; 9 - вход в атмосферу; 10 - посадка на ВПП ПК; 11 - выключение двигателей РН при появлении сигнала "Авария" и отделение ОК; 12 - формирование петли МВ; 13 - разворот перед отделением; 14 - отделение ОК; 15 - посадка на ВПП; 16 - спуск и посадка; 17 - ВПП аэродрома по трассе выведения

 

При отказе и выключении одного двигателя 1 ступени (блока А) выключается и двигатель диаметрально расположенного блока во избежание нерасчетных возмущений в угловых каналах управления (с блокировкой выключения в пристартовой зоне), а при отказе одного двигателя центрального блока (блока Ц) продолжается работа трех остальных.

 

Маневр возврата выполняется в случае отказа двигателя в зоне от контакта подъема (КП) до некоторой верхней по времени полета границы, задаваемой с учетом энергетических возможностей РН по выполнению МВ и общих возможностей РН и ОК по формированию одновитковой траектории, зона которой следует за зоной МВ. Зона МВ заканчивается на 125...130 с полета при отказе двигателя блока А (первой ступени) и на 180...190 с при отказе двигателя центрального блока Ц (второй ступени).

 

Реализация МВ начинается после отделения блоков А 1 ступени, но не позже 190секунды полета. РН разворачивается в плоскости тангажа и начинает торможение, создавая петлю маневра, с задачей создания обитальному кораблю кинематических условий, пригодных для посадки на ВПП ПК, при этом дальность полета (удаление от стартового комплекса) может достигать 480 км, а высота траектории - 120 км. В процессе разворота РН создаются условия для отделения ОК, выключаются двигатели РН, происходит разделение, и ОК после автономного полета приземляется на ВПП ПК. В совместном полете с РН и после отделения работают двигатели ОК для выработки топлива в целях обеспечения центровки в автономном полете и посадочной массы.

 

Особенности выполнения маневра возврата показаны на рассекреченных плакатах НПО "Энергия":

(из архива web-мастера)

 

Программа полета при реализации маневра возврата (со страницы Программы полета):

 

 

Полет по одновитковой траектории реализуется при отказе одного из двигателей РН после прохождения зоны МВ. Ракета-носитель при обнаружении отказа продолжает движение с задачей выведения ОК на орбиту и прекращает свою работу, израсходовав топливо, когда дальнейший набор скорости становится невозможным. ОК после отделения выполняет разгонный импульс, а затем импульс торможения для формирования условий входа в атмосферу. Оба импульса рассчитываются системой управления (СУ) автономно по кинематическим параметрам на момент отделения от РН. Особенностью работы СУ в случае отказа двигателя вне зоны МВ является то, что она определяет по указанным параметрам, какой маневр в сложившейся обстановке (в порядке приоритета) должен быть выполнен с учетом зарасов топлива на ОК: штатное довыведение, выведение на нештатную орбиту или полет по одновитковой траектории. Первые два маневра могут иметь место при отказах в конце участка выведения и планируются с учетом запаса топлива на орбитальный полет и спуск, третий - формирование ОТ, когда проведение первых двух невозможно по запасам топлива. Излишний запас топлива при ОТ в целях обеспечения центровки перед входом в атмосферу вырабатывается.

 

 


Для сравнения:

Алгоритм спасения экипажа при возникновении нештатных ситуаций на участке выведения для МТКС "Спейс Шаттл"

переход к Space Shuttle

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.