Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/myasi.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 20:40:06 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: закон вина |
при работе над этой страницей использовались материалы изкниги "Самолеты В.М.Мясищева" , иллюстрации АВИКО-Пресс, 3D-модель МКР "Буран" А.Шлядинского (в обработке В.Некрасова) и архивы web-мастера
|
При организации НПО "Молния" наряду с двумя КБ - "Буревестник" (Главный конструктор А.В.Потопалов) и "Молния" (Главный конструктор М.Р.Бисноват) в него вошел и Экспериментальный машиностроительный завод (Генеральный конструктор В.М.Мясищев), на котором проектировались и испытывались тяжелые и высотные самолеты.
Самое удивительное в том, что еще на рубеже 50-60-х годов на Экспериментальном машиностроительном заводе (в то время ОКБ-23, возглавляемое Генеральным конструктором В.М.Мясищевым) велись работы по межконтинентальной крылатой ракетой (МКР) "Буран" и пилотируемым "ракетопланом" (т.е. орбитальным кораблем) "48".
МКР
"Буран" под
обозначением изделие "40" начала
разрабатываться в ОКБ-23 в соответствии с
постановлениями Совмина СССР от 20 мая 1954 г. и от 11
августа 1956 г. Главным конструктором "Бурана"
назначили Г.Н.Назарова.
Ракета представляла
собой вертикально взлетающий беспилотный
самолет "42" (маршевая ступень) классической
схемы с треугольным крылом стреловид-ностью 70њ
по передней кромке и площадью 98 м2. Оперение
- крестообразное, с аэродинамическими рулями. В
качестве силовой установки использовался ПВРД,
разрабатывавшийся в ОКБ М.М.Бондарюка с лобовым
воздухозаборником, на входе которого находилось
центральное многоскачковое тело. Внутри
последнего размещалась боевая часть весом 3500 кг.
Горючее находилось в кольцевых фюзеляжных
топливных баках.
Для старта и разгона
маршевой ступени "42" до скорости запуска
сверхзвукового ПВРД использовались четыре
ускорителя "41" с ЖРД тягой по 55 т, разработанные
на базе самолетных ускорителей "СУМ". После
запуска маршевого двигателя ускорители
отстреливались, и самолет-снаряд должен был
лететь к цели, расположенной на удалении 7500-8000
км, в автоматическом режиме со скоростью 3290 км/ч
на высотах 24-25 км.
Поддержание заданного
курса осуществлялось с помощью гироинерциальной
навигационной систем с астрокоррекцией от
звездных датчиков, размещавшихся в отсеке на
верхней части фюзеляжа.
В 1957 г. опытное
производство ОКБ-23 построило одну крылатую
ракету, рассчитанную под новую боевую часть и
получившую обозначение "40А". В этом же году
начались ее стендовые испытания.
В процессе создания "сороковки" удалось получить ответы на множество принципиально новых теоретических вопросов и решить ряд конструктивно-технологических задач. Совместно с институтами авиационных материалов и авиационной технологии создавались новые конструкционные материалы, автоматические станки, технология роликовой и точечной сварки тонкостенных конструкции ракеты. Точнее, последнее было возрождением технологии тонкостенных конструкций разработанных в довоенные годы и внедренных в самолетах серии "Сталь". Образцы этих конструкций сохранились в ангаре 101-й кафедры МАИ, и в начале 1950-х туда зачастили многие из создателей авиационной и ракетной техники.
Специально для "Бурана"
разработали рулевые приводы и смазку,
обеспечивающие функционирование органов
управления до температуры +400њ С. В процессе
опытно-конструкторских работ для оценки
различных характеристик ракеты создавались
новые методики, в частности, для определения
напряженно-деформированного состояния
треугольных крыльев впервые в СССР в ОКБ-23
разработали алгоритм прочностного расчета,
ставшего основой метода конечных элементов.
Работы над "Бураном" продвинусь достаточно далеко, но до летных испытаний дело
не дошло - разработка МКР "Буран" была остановлена Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР N138-48сс
от 5 февраля 1960 года в связи с опережающими успехами первой советской
межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) Р-7.
О масштабе и степени продвижения работ можно судить по приведенной фотографии
ракетного ускорителя и по техническому отчету о работе над изделием "40" за 1955
год с планами на следующий, 1956 год, подписанный В.М.Мясищевым за 4 года до
закрытия темы.
Успешный запуск МБР Р-7 и искусственного спутника Земли в
1957 г., способствовали появлению ряда технических
предложений по созданию космических аппаратов, в
том числе многоразового использования. Подобные
проекты рассматривались, в частности, в ОКБ-1, возглавляемым
С.П.Королевым, и в ОКБ-23.
В ОКБ-23 работа
по созданию "пилотируемой ракеты с круговой
дальностью полета" (так она обозначалась в
официальных документах) в ОКБ-23 началась в 1958 г. в
инициативном порядке. Это был скорее
исследовательский аппарат, отличавшийся
скромными массово-геометрическими
характеристиками, да и расчетная высота его
полета не превышала 120-130 км. Возможно, это был
проект "46", облик которого установить пока не
удалось. В журнале "Авиационные и космические
новости" N1 за 1993 г. В.К.Карраск поведал о
разработке в ОКБ-23 космического аппарата по
схеме "фара" с аэродинамическим качеством,
очень напоминавшем спускаемый аппарат корабля
"Союз". Планировалось заключительный этап
снижения осуществлять с помощью авторотирующего винта вместо парашюта.
В это же время
подразделение Л.Л.Селякова предложило крылатый
космический аппарат, использующий
аэродинамическую подъемную силу при полете в
атмосфере. Реконструированный Селяковым облик
аппарата очень напоминает орбитальный корабль "Буран" и его аналог
"Спейс Шаттл", с той лишь
разницей, что он был одноместный, с острой
передней кромкой, оснащенной легкосъемным
оплавляемым теплозащитным покрытием.
В 1959 г. П.В.Цыбин предложил
орбитальный корабль по самолетной схеме
"несущий корпус" с максимальным
аэродинамическим качеством около единицы. По
всей видимости, с этих предложений начался
проект ракетоплана "48".
Разработка конструкции
изделия по проекту "48" во многом была облегчена
тем, что в фирме был накоплен опыт разработки,
изготовления и отработки теплонапряженной
конструкции крылатой ракеты по теме "40", корпус
которой из стали и титана способен был
выдерживать нагрузки при температурах до 350њС.
Методы расчета по определению температуры
пограничного слоя при аэродинамическом нагреве
в результате торможения летательного аппарата
при входе в плотные слои атмосферы показали, что
нижняя поверхность крыла будет нагреваться до
1500њС. Исходя из этого и подбиралась теплозащита,
разработкой которой занимался ВИАМ. С целью
получения максимальной весовой отдачи была
выбрана теплозащита из пенокерамики,
отличающейся большой хрупкостью. Для
обеспечения ее работоспособности нужно было
иметь жесткую поверхность крыла, чтобы при ее
деформации не разрушить покрытие. Конструктивно
ее включили в контур крыла в виде плат, как это
было выполнено позднее на "Шаттле" и на
"Буране", и устанавливалась на клею с
прослойкой.
Работа в этом направлении
продолжалась по 1960 г., до закрытия ОКБ-23. Если
верить опубликованной ранее информации, ракетоплан "48" создавался в сотрудничестве с
ОКБ-1 и НИИ-1, которые возглавляли С.П.Королев и
М.В.Келдыш. "48-й" предназначался для вывода на
орбиту высотой до 500 км полезной нагрузки до 700 кг
при полном весе 3500 кг. Единственным носителем,
способным осуществить задуманное, была ракета
Р-7.
При возвращении на Землю
управляемый спуск планировалось начинать с
высоты 40 км, имея возможность бокового маневра до
100 км, а дальность планирования доходила до 200 км,
что возможно при дозвуковом аэродинамическом
качестве около 5.
Как отмечалось выше, одним из
самых сложных вопросов, подлежавших решению при
создании подобных аппаратов, является выбор
теплозащитного покрытия корпуса от
аэродинамического нагрева. Существует много
технических решений - от абляционного до
плиточного. Одни из них не подходили для
многоразовых аппаратов по принципу своего
действия, другие - из-за технической сложности.
ОКБ-23 предложило плиточное покрытие.
Воспользовались этой идеей, как ни удивительно,
впервые в США при разработке ВКС "ШСпейс
Шаттл",
и уж затем в "Буране".
При создании ОК "Буран" коллективу ЭМЗ помимо самолета-транспортировщика поручили разработку гермокабины экипажа орбитального корабля
|
|
Нельзя закончить рассказ об Экспериментальном машиностроительном заводе (а ранее ОКБ-23), не упомянув об уникальных образцах самолетов, созданных под руководством Генерального конструкторам В.М.Мясищева:
Web-master: їВадим
Лукашевич 1998-2009
E-mail: buran@buran.ru