Сергей Грачев
Группа руководства полетами:
стоят, слева направо: В.Черновол, С.Грачев, С.Смородин;
сидит - авиадиспетчер В.Красильников
- первый ряд, слева направо: А.П.Белоусов - помощник
начальника штаба 6 НИУ по авиации, В.А.Азаренков - начальник группы РТО в/ч
03079, С.А.Смородин - руководитель посадки самолетов в/ч 03079, С.А.Слесарев
- зам. командира в/ч 03079, Р.Аксянов - ведущий конструктор
посадочного комплекса НПО "Молния";
- второй ряд, третий слева - Б.Седышев - техник отделения РСП в/ч 03079,
далее - Н.Н.Малахов - начальник группы АТО в/ч 03079, В.Г.Черновол - РП в/ч
03079.
6:00 утра 15 ноября 1988 года. Старт
комплекса"Энергия-Буран".
Фотографии сделаны Борисом
Седышевым последовательно из точки, расположенной
непосредственно у посадочной полосы (на переднем плане)
аэродрома "Юбилейный",
практически напротив того места, где "Буран"
остановился после полета.
От центра ВПП до стартового комплекса пл. 110 - почти
12 километров: От стартового комплекса до посадочной
полосы - два витка по орбите:
"Буран" на посадочной глиссаде.
Фото Сергея Грачева
комментарий web-мастера:
да, такое уникальное фото можно было сделать только у нас!
Это фото красноречивее любых
других документов рассказывает о нас ("там русский дух, там Русью
пахнет...!"), да и о нашей стране в целом. Яркое свидетельство
непобедимости нашего исторического духа и неповторимости русского
национального колорита! Думаю, Канавералу с его пляжами и "хотелями",
авиабазе ВВС США Эдвардс в
Калифорнии, да и вообще
всей "чистенькой" Америке, всему остальному миру до нас ой как далеко!!!
Весь остальной мир просто отдыхает! И все-таки мы создали многоразовый
космический корабль лучше "Шаттла",
и запустили его в космос! Помните В.Маяковского - "Смотрите, ЗАВИДУЙТЕ,
- я гражданин Советского Союза!" Из песни слов
не выкинешь! Но пасаран!!!!
P.S.: Вся "фишка" в сверхсекретном объекте-строении на переднем плане.
Да-да-да, это именно он самый, наш, родной... :) |
Фото сделано Владимиром Черноволом из района
позиции стартового командного пункта (СКП) - начала посадочной полосы. По
свидетельству Сергея: "На
снимках, к сожалению, много царапин, так это - когда заряжали пленку с
колена, на тогдашнем ветру - в фотоаппарат попал песок..."
Это фото (как и два нижеследующих) сделано
Борисом Седышевым
из района позиции радиолокационной системы посадки (РСП) - центра посадочной
полосы.
В воздухе справа в небе -
СОТН МиГ-25 выполняет прощальный вираж.
Фото Сергея Скотникова сделано с балкона зала
управления полетами ОКДП. Тормозной парашют сброшен (слева от корабля - на
полосе), МиГ-25 выполняет прощальный вираж (справа от корабля - в небе). |
Мы посадили эту
"птицу"!
Попытка запуска УРКТС
"Энергия-Буран" 29 октября 1988 года.
Что вспомнить в этот день? События
всплывают из памяти как-то отрывочно... Хорошо, что сохранились кое-какие
рабочие записи.
Облеты средств системы 17Н90 "Вымпел", которые выполнялись в течение
последних двух лет, завешены. Накануне, 26.10.1988, было выполнено крайние
два контрольных полета самолетов-лабораторий Ту-154 и МиГ-25 по имитации
встречи орбитального корабля (ОК) и выполнении автоматической посадки.
Принято решение о готовности системы к работе по предназначению.
Схема аэроузла "Ленинский" с нанесенными
воздушными коридорами и наземными элементами
радиотехнической системы автоматической
посадки "Вымпел". По коридору N5
осуществлялась транспортировка грузов
самолетами 3М-Т.
Условные обозначения: ТРЛК - трассовый радиолокационный комплекс (участки
42, 43); РД-Н - навигационные радиодальномеры; РД-П - посадочные
радиодальномеры.
На
схеме ошибочно указаны РД-П - на их месте тоже располагались
РД-Н; посадочные РД располагались
непосредственно на территории посадочного
комплекса (ПК ОК) и на
схеме не показаны. Полный
состав элементов системы "Вымпел" приведен в
Экспресс-отчете
27.10.1988 сделали контрольный облет штатных радиотехнических средств
аэродрома "Юбилейный". В этот же день провели заключительную тренировку
боевого расчета комплекса средств наземного обслуживания (КСНО) ОК. На центр
взлетно-посадочной полосы (ВПП) был отбуксирован МиГ-25, который имитировал
"Буран" после посадки. Специальная автомобильная техника была выстроена в
определенном порядке на обеих рулежных дорожках. В расчетное время, после
условной посадки ОК, техника выдвинулась к имитатору ОК. Тренировка прошла
успешно.
28.10.1988 никаких испытаний на посадочном комплексе уже не проводилось.
Людям дали возможность чуть передохнуть, подготовиться к боевой работе. К
тому, к чему мы шли долгие годы...
Накануне была проведена постановка задачи на 29.10.1988 для летного состава
и групп руководства и обеспечения полетов (ГРП и ГОП). В состав группы
руководства полетами были назначены:
- Глазов Юрий Михайлович - старший руководитель полетов (РП) (от ЛИИ);
- Корсак Валерий Вячеславович, Шпак Владимир Константинович -
штурманы-операторы региональной группы управления полетом (РГУП) (от ЛИИ);
- Черновол Владимир Григорьевич - помощник старшего руководителя полетов на
стартовом командном пункте (СКП) (от в/ч 03079);
- Смородин Сергей Александрович - руководитель посадки самолетов (от в/ч
03079).
Кроме того, на КДП аэродрома "Крайний" находился штурман - помощник РП
Ротавчиков А.А. (от ЛИИ).
В моей рабочей тетради осталась краткая, к сожалению не совсем полная,
запись постановки задачи:
Постановка задачи на 29.10.1988.
(Время указано московское. Местное, "байконурское" время - еще плюс 4 часа.)
Восход Солнца - 05.22;
Заход Солнца - 15.29.
Продолжительность полета ОК 1К1 - 03 ч. 30
мин;
Максимальное время задержки пуска - 04 ч. 45 мин;
(из расчета посадки ОК в пределах светлого времени суток).
- Предполетная подготовка авиатехники -
02.23-05.23;
- Предполетная подготовка ГРП - 03.23-05.23;
- Доклады о готовности старшему РП (буксировка на ВПП 2-х самолетов) -
05.23;
- Запуск двигателей самолета оптико-телевизионного наблюдения - СОТН (ЛЛ-22)
- 06.00-06.10;
- Взлет СОТН - 06.15;
- Контакт подъема - 06.23;
- Буксировка на ВПП двух СОТН - 08.18;
- Запуск двигателей основного СОТН (ЛЛ-22) - 09.03-09.13;
- Взлет СОТН для встречи ОК - 09.18;
- Посадка ОК 1К1 - 09.53;
- Посадка СОТН на аэродроме "Крайний" - 10.03.
Дополнительно, перед пуском, планировался
вылет с аэродрома "Крайний" самолета- лаборатории Ту-134БВ, задача которого
- с воздуха контролировать работу радиотехнических средств системы "Вымпел".
Его полет должен был проходить в режиме "дежурство в воздухе", т.е. полет по
траектории, напоминающей цифру "8" в азимуте 355-005 градусов, на удалении
150-200 км от ПК ОК, на высотах 9000-11000 м.
Для самолета оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) был определен минимум
погоды: высота нижней границы облачности - не менее 200 м, дальность
видимости на ВПП не менее 2000 м и отсутствие облачности на высотах более
1000 м.
29 октября была суббота. В целом на
полигоне - выходной день. Считалось, что на площадках, не задействованных в
испытаниях УРКТС, будет меньше людей, значит - меньше проблем с эвакуацией.
Приезд мотовозом на площадку 251 (ПК ОК) по расписанию
около 09.00 местного времени. Основной боевой расчет ГРП и ГОП уже находился
на местах, готовили авиатехнику к работе.
В 09.00 на бетонных плитах площадки перегрузки состоялось построение боевого
расчета. Было как-то непривычно, когда вместе с военными выстроились и
гражданские специалисты. Напутствия командиров и начальников оказались
краткими. Единственно, что запомнилось, так это прекрасная погода - яркое
утреннее солнце, бездонное, совершенно безоблачное голубое небо и легкий
ветерок. На горизонте отчетливо просматривался стартовый комплекс, взглядом
мысленно отслеживалась траектория запуска, как здорово было бы все видно!
Я, после построения убыл на позицию радиотехнической системы посадки (РСП),
расположенную в 200 м от бокового края ВПП по ее центру. До пуска оставался
один час...
По указанию, все расчеты объектов РТО на аэродроме перед пуском должны были
укрыться в специально подготовленных укрытиях типа окопов ("щелей" - по
пехотному). Вот только тем, кто был на ОКДП (большое количество людей!)
укрыться было негде. И что бы было при аварийном пуске - трудно сказать...
По прямой линии до стартового комплекса всего около 12 км... Где-то около
10.00 местного времени мы и укрылись в такую щель на РСП вместе с
прапорщиком Седышевым Б.А. - техником отделения РСП. Вооружились биноклем,
следим за временем. Строго в расчетное время взлетел СОТН МиГ-25. Взгляд
прикован к стартовому комплексу, видимость отличная. Вот и расчетное время
контакта подъема, но вокруг - тишина, на старте - никаких изменений, а время
идет. Ну, думаю, ладно, это нормально - ведь в запасе у нас еще более
четырех часов допустимого времени задержки пуска. Всякое могло случится,
ведь когда первый раз "Энергию" пускали - также была большая задержка... Но
время идет и ничего не меняется, смотрю - заходит на посадку МиГ-25, а пуска
нет. Иду в аппаратную, связываюсь по громкоговорящей связи со старшим РП, а
он говорит: "Все, на сегодня отбой..."
А потом... Настроение - никакое, помню, приехали автобусом в Ленинск, там -
выходной, много расслабленных людей гуляет по улице, все уже все знают,
услышал лишь сказанное в спину от группы гражданских: "Это военные во всем
виноваты, не смогли запустить...". А ведь мы, "посадочники", еще даже и не
пробовали посадить!
Несколько дней спустя стало известно о новой дате пуска - 15 ноября, но как,
казалось, до этого времени далеко! Хотелось побыстрее, ведь у нас, на
ПК ОК все было готово.
12 ноября выполнили два контрольных облета средств "Вымпела" самолетами
Ту-154 и МиГ-25 и облет средств РТО аэродрома. Техника и боевые расчеты
посадочного комплекса поддерживали готовность к обеспечению посадки
орбитального корабля.
В этот период я увидел в центральной прессе первые сообщения с фотографиями,
где говорилось о проводимых на Байконуре работах по подготовке к запуску
УРКТС "Энергия-Буран". А ведь до этого все это было жутко засекречено, а
теперь - у всех на устах слова: "перестройка", "гласность"... Ну, думаю,
все! На 15-е число беру с собой фотоаппарат!
Запуск УРКТС "Энергия-Буран" и посадка
орбитального корабля 15 ноября 1988 года.
...Накануне испытаний 15.11.1988
состоялось совещание на ОКДП, где подвели итог о готовности систем
ПК ОК и боевого расчета, была проведена постановка
задачи на 15 ноября 1988г. В постановке задачи принимали участие: генерал
Манучаров - руководитель региональной группы управления полетом (РГУП) на
ПК ОК, генерал Васин В.П. - руководитель летных
испытаний, Студнев В.В. - начальник группы оперативного технического
руководства на ПК ОК, полковник Брацихин П.С. -
руководитель испытаний на ПК ОК от в/ч 96630 (6НИУ),
подполковник Гуров А.Н. - командир в/ч 03079 - начальник ПК
ОК.
Присутствовали летчики-испытатели, группа руководства полетами (от ЛИИ и в/ч
03079), представители промышленности, офицеры-испытатели из состава боевого
расчета.
На совещании присутствовал Г.Е.Лозино-Лозинский...
Он в основном молча слушал всех и лишь в заключение сказал несколько слов о
том, что проделана огромная работа и теперь, накануне пуска, нужно всем
успокоится, привести свои чувства и нервы в порядок, чуть-чуть отдохнуть, не
расслабляясь до конца...
Постановка задачи на 15.11.1988г.
(время московское)
Восход Солнца - 05.42;
Заход Солнца - 15.15.
СОТН МиГ-25 (ЛЛ-22) -
Толбоев, позывной - 59995;
Резерв СОТН МиГ-25 (борт 9210) - Султанов, позывной
- 31062.
- Прибытие на ПК ОК
группы обеспечения полетов - 02.00;
- Начало предполетной подготовки самолетов - 02.00;
- Приезд летчиков и ГРП - 03.00;
- Начало предполетной подготовки ГРП - 03.00;
- Начало предполетной подготовки летных экипажей - 04.00;
- Доклад Васину В.П. о готовности ГОП и ГРП - 04.50;
- Буксировка СОТН МиГ-25 (ЛЛ-22) на ВПП - 05.00;
- Доклад о готовности СОТН - 05.20;
- Запуск двигателей СОТН - 05.37-05.47;
- Взлет СОТН (ЛЛ-22) - 05.50;
- Контакт подъема - 06.00;
- Прохождение команды о возможном полете ОК по одновитковой траектории -
06.10-06.12;
- Готовность СОТН 9210 на случай полета ОК по одновитковой траектории -
06.45-07.03;
- Возможная посадка ОК при одновитковой траектории - 07.33;
- Посадка СОТН ЛЛ-22 - 06.30;
- Готовность СОТН ЛЛ-22 (буксировка на ВПП) для встречи ОК - 07.57;
- Готовность к запуску СОТН ЛЛ-22 - 08.17;
- Запуск двигателей СОТН - 08.47-08.52;
- Взлет СОТН ЛЛ-22 для встречи ОК - 08.57;
- Дублер СОТН (9210) находится на связи;
- Посадка ОК 1К1 на ВПП - 09.24;
- Посадка СОТН ЛЛ-22 на аэродром "Крайний" - 09.35.
В ночь с 14 на 15 ноября я остался на
аэродроме. Приезд боевого расчета запланировали на 06.00 местного времени,
т.е. выезд из Ленинска автобусом в 04.00 утра, а то и раньше, - уехать
мотовозом накануне, на пару часов, чтобы утром снова назад - не было смысла.
Спать, конечно, не пришлось. Многие, находившиеся ночью на объединенном
командно-диспетчерском пункте (ОКДП), собрались в помещении у
"телевизионщиков" - на экранах мониторов наблюдали за процессом заправки
носителя компонентами топлива на стартовом комплексе пл.110. На черно-белых
телеэкранах было видно "Энергию" с "Бураном" в разных ракурсах. Ракета уже
"парила", наполняемая жидким кислородом и водородом. Но кроме клубов
испарений картинка на экранах не менялась, и личный состав заскучал. Это
была работа стартовиков, мы пребывали в ожидании своей участи - обеспечения
посадки орбитального корабля. Чтобы немного расшевелить людей,
телевизионщики обратились к руководителю испытаний на посадочном комплексе
полковнику Брацихину П.С. с просьбой включить на мониторах просмотр
какого-нибудь фильма. Помню, как на части экранов продолжала идти картинка
со стартового комплекса, а на других начали показывать фильм - вроде бы
комедию "Полицейская академия", часть 1-я...
Наша штатная группа руководства полетами (ГРП) в/ч 03079 имела помещения на
ОКДП в блоке А:
- зал управления - "вышка", где находились оборудованные всем необходимым
рабочие места руководителя полетов и руководителя посадки самолетов;
- под "вышкой", на 5-м этаже, находились комната аэродромно-диспетчерского
пункта (АДП) - "диспетчерская" и две комнаты: одна - для подготовки к
полетам ГРП, другая - для подготовки экипажей самолетов.
В диспетчерской - единственное место, где у нас стоял диван - там
расположился на ночевку полковник Попов Константин Анатольевич, в то время
он был начальником авиационной группы штаба в/ч 57275, самым старшим
авиационным начальником всей авиации Космических Войск. В диспетчерской
аккумулировалась вся информация по линии использования воздушного
пространства (ИВП) района аэродрома и управления воздушным движением (УВД).
Имелся и прямой канал связи с районным центром Единой системы УВД
СССР (РЦ
ЕС УВД), находившимся в Кзыл-Орде.
Одним из важных мероприятий в процессе испытаний УРКТС являлось установление
временного режима полетов, т.е. полного запрета полетов для всех воздушных
судов, кроме тех, которые участвовали в испытаниях, в определенном районе
воздушного пространства. Контроль за соблюдением такого режима полетов
возлагался на Кзыл-Ординский РЦ ЕС УВД. Задача авиадиспетчера
ПК ОК состояла в своевременной передаче на РЦ
информации о времени вылетов, запусков, посадок летательных аппаратов в
районе аэродрома, а также о возможных задержках и переносах вылетов.
Диспетчерами тогда у нас были Василий Красильников и Артур Анопко - рядовые
срочной службы.
...В соответствии с разработанным режимом полетов разрешено было летать в
районе испытаний только самолету оптико-телевизионного наблюдения (СОТН)
МиГ-25 (и его дублеру - при необходимости), самолету-лаборатории Ту-134БВ,
ну и самой "Энергии" с "Бураном" - для которых все это и делалось.
Среди ночи я решил выйти с ОКДП на улицу - пройтись на РСП и обратно. На
полпути остановился на магистральной рулежной дорожке и посмотрел на здание
ОКДП - он весь светился огнями, все шесть этажей! А напротив, на горизонте,
подсвеченная ослепительно белым светом прожекторов, стояла ракета под
облачным потолком, на котором тускло светилось огромное пятно отраженного
света. Но что заставляло задуматься - так это ветер, сильнейший ветер,
который нес снежную крупу вперемешку с песком и еще - сплошная низкая
облачность... Как разительно отличалась погода от той, которая была 29
октября! Ну, думаю, не зря нашу "птичку" назвали "Бураном"!
Подходит время пуска. Солнце только взошло, но его не видно - при такой
облачности только появилась серость на горизонте. В установленное время
взлетел МиГ-25. Я нахожусь в диспетчерской и выбираю - откуда лучше
наблюдать пуск? Выбежал на балкон 5-го этажа - а там ветер грохочет в
металлическом настиле - вряд ли услышишь, как взлетает "Энергия". Решил
вернуться обратно в диспетчерскую и наблюдать в окно. До пуска - считанные
минуты. Мысленно просчитываю: так, - расстояние, скорость звука, движение
ударной волны, - если рванет на старте, - и говорю диспетчерам: смотрите,
если увидите вспышку на старте - сразу падайте на пол под окна к стенке и не
шевелитесь!
И вот - время 06 часов 00 минут! Свет прожекторов на горизонте исчезает в
клубах выхлопных газов, из которых, подсвечивая это огромное бурлящее
рукотворное облако огненно красным светом, начала медленно подниматься
ракета, как комета со сверкающим ядром и хвостом, направленным к земле!
Обидно коротким было это зрелище! Через несколько секунд только затухающее
пятно света в покрове низких облаков свидетельствовало о неистовой силе,
которая несла нашу "птичку" через облака. К завываниям ветра добавился
мощный низкий рокочущий звук и, казалось, будто он идет отовсюду, что он
исходит от низких свинцовых облаков. Мысленно представляю, а не появится ли
вдруг снова "кометный хвост" из-под облаков? Ведь были на полигоне такие
случаи, были...
Только два человека во всем мире наблюдали за полетом "Энергии" с "Бураном",
это экипаж СОТН МиГ-25 - летчик Магомед Толбоев и
бортоператор Сергей Жадовский.
Выдержки из записи радиообмена между ГРП
ПК ОК и экипажем СОТН при пуске УРКТС 15.11.1988:
59955 - позывной СОТН (Толбоев);
9-й - позывной штурмана-оператора РГУП (Корсак);
РП - старший руководитель полетов (Глазов).
"...
9-й: - 30 секунд осталось.
955: - Понял.
9-й: - Курс?
955:- Девяносто.
9-й: - Берите влево на курс 30.
955:- Беру влево 30.
955:- Тридцать.
9-й: - Понял.
9-й: - Пошла!
9-й: - 955-й, курс какой у вас?
955:- Ноль.
9-й: - Вправо, курс 30.
955:- Тридцать.
9-й: - Наблюдаете?
955:- Пока нет. Наверное проскочили.
РП: - 955-й, наблюдаешь?
955:- Нет пока.
РП: - Понял. Сзади у тебя получается. С каким курсом?
955:- Проскочили наверное.
9-й: - Вправо бери курс 90.
955:- Девяносто.
РП: - Наблюдаешь, 55-й?
955:- Да! Пошла! Хорошо идет, мощно!
955:- Очень устойчиво, хорошо идет. Ложится на горизонт по тангажу.
955:- Четко видно, как горит, боковики еще не видны. А, вот видны боковики,
по курсу, ракурс хороший!
955:- Режим работы двигателей меняет!
955:- Курс 180, подходим. А, вот уже почти лег на горизонт!
955:- Боковики отошли... Пошли к земле! Устойчиво, очень параллельно падают!
955:- Очень хорошо! Можно отследить падение боковиков, параллельно, вместе
идут!
955:- Вошли в тропопаузу!
955:- Километров 30-40 отойду, как раз сделаю разведку погоды в этом районе.
9-й: - Понял.
9-й: - 955-й, наблюдаешь?
955:- А он уже все, ушел... Корабль ушел за горизонт!
..."
Не знаю, есть ли видеозапись с борта самолета, ведь у оператора была
камера... Я такой записи пока нигде не встречал.
...На ОКДП и на всем посадочном комплексе начали готовится к посадке. Пришла
и наша участь... Когда "Буран" начал второй виток, прошла информация о том,
что по данным телеметрии на борту все нормально, отклонений от работы
аппаратуры посадки не отмечено, за исключением, точно не помню, каких-то
ответчиков, что существенно не влияло на процесс обеспечения автоматической
посадки.
После того, как самолет МиГ-25 отбуксировали на ВПП, на рулежных дорожках
начала выстраиваться техника комплекса средств наземного обслуживания (КСНО).
Группа руководства полетами заняла свои рабочие места. На стартовый
командный пункт (СКП), расположенный непосредственно у самой полосы, в
районе точного приземления корабля, убыл помощник старшего РП Володя
Черновол. Я находился в зале управления полетами, на "вышке", рядом со
старшим РП. Погодные условия существенно не изменились. По прежнему дул
сильный, порывистый ветер. Благо он был почти встречный (под 30 градусов
слева) по направлению посадки: направление ветра - 210 градусов, скорость 15
м/сек, порывы - до18-20 м/сек. Нижний край сплошной облачности сохранялся
500 метров, видимость была хорошая, более 10 км.
Точно в расчетное время произвел взлет самолет МиГ-25, пилотируемый
Магомедом Толбоевым. Штурман-оператор Корсак В.В.
начал выводить его в зону ожидания для встречи орбитального корабля.
Предстояло выполнить не совсем обычное наведение "перехватчика" на
"воздушную цель". При обычных наведениях, которые практиковались в войсках
ПВО, например, считалось, что перехватчик, как правило, догоняет цель. Здесь
же "цель" должна была догнать "перехватчик", причем ее скорость все время
уменьшалась, изменяясь в широких пределах. К этому следует добавить и
постоянное уменьшение высоты с большой вертикальной скоростью, и
переменчивый курс "цели", но самое главное - это большая степень
неопределенности траектории после выхода корабля из участка плазмы и на
снижении. Со всеми этими сложностями самолет следовало вывести на дальность
визуальной видимости корабля - 5 км, ведь бортовая РЛС отсутствовала...
Как все это происходило - очень хорошо описано в интервью
М.Толбоева корреспонденту газеты "Красная звезда"
от 25.11.1988. Несмотря на "хитрые" маневры, которые совершал "Буран" при
заходе на посадку, летчик и штурман-оператор все-таки "сели ему на хвост",
наведение было выполнено блестяще!
Выдержки из записи радиообмена между ГРП
ПК ОК и экипажем СОТН при посадке ОК "Буран"
15.11.1988:
59955 - позывной СОТН (Толбоев);
9-й - позывной штурмана-оператора РГУП (Корсак);
РП - старший руководитель полетов (Глазов).
"...
9-й: -Сейчас на встречных вам будет выходить объект.
9-й: -Выполняйте мои команды, высота сию у вас одинаковая, снижайтесь...
955: -Снижаюсь. Между нами сколько?
9-й: -Между вами порядка 20 километров. Навстречу идете.
955: -Понял.
9-й: -Сейчас на правой ... километров смотри, 10 километров, влево, крен 60,
курс 240! Влево выполняйте разворот!
955: -Пошел на
сближение,
визуально наблюдаю!
9-й: -У него высота 7600.
955: -Понял.
9-й: -Он идет на правый цилиндр!
955: -Пристроились. Между нами 3 километра.
9-й: -Понял.
955: -Визуально внешний обзор хороший. Тормоз работает.
9-й: -Понял.
955: -Делает доворот вправо.
955: -Прошел контрольную точку, увеличивает угол. Закрылки работают.
955: -Шел с углом 19, уменьшает до 15.
9-й: -955-й, проверьте выпуск шасси у себя!
955: -Идет со скоростью 580.
9-й: -Понял.
955: -Поближе подойдем, посмотрим хвост.
955: -.... Вошли в облачность! (Верхний край
облачности
- 1500 метров).
9-й: -Понял...
955: -Отлично идет! Тянет, ромба не долетает!
955: -Сел отлично! На оба колеса!
РП: -70 метров недолет!
955: -Идет по центру, переднее колесо держит!
955: -Опустил нос, по центру подрулил!
955: -От центра метров 100, сбросил парашют.
РП: -955-й, как?
955: -Отлично, 600!
РП: -Уходить будете, или еще проход сделаете?
955: -У меня топлива много... Сейчас мы его заснимем и пойдем...
..."
А в зале управления полетами в это время... К расчетному моменту посадки
начал подтягиваться народ. Гражданские, военные,
генеральские
погоны, журналисты с камерами - ну никакой субординации! Каждый выбирал
место поудобнее, чтобы видеть. Взгляды всех стали
прикованы к серой пелене облаков в направлении, откуда должен был появиться
корабль. А он несся по крутой глиссаде к полосе, видимый только
радиолокаторами, которые говорили: "Все нормально! На курсе, на глиссаде!" И
вот, как будто ни из чего, плавно обрисовались контуры нашей "птички",
которая, казалось, камнем неслась к земле. Первая мысль: "Шасси выпущены?"
Потом - крутой перелом траектории снижения, высоко задранный нос, мастерская
посадка и замедляющийся пробег, для которого хватило чуть более половины
полосы!
И вот "Буран" стоит посреди аэродрома, который замер, как будто все вокруг
остановилось, даже ветер, казалось затих... Только в хвосте у корабля
попыхивает пламя дожигания топлива, нет - это не макет, как раньше - это он,
-
НАСТОЯЩИЙ!
А Магомед Толбоев, после прохода на бреющем,
выполняет крутой вираж на форсаже вокруг "птички" - круг почета, так
сказать...
Глядя на остановившийся корабль, моя первая мысль - что он - ЖИВОЙ! И не
только потому, что он так умело приземлился в сложнейшую погоду. В нем были частички жизней всех, кто его создавал,
строил, испытывал...
А потом началось! Бурные овации, крики "Ура!", все жмут друг другу руки,
обнимаются - мы сделали это! Автографы участников на память...
На полосу, после паузы ожидания - так было задумано, с двух сторон ринулась
техника для послеполетного обслуживания "Бурана". Не обращая внимания на
всеобщую эйфорию, специалистам КСНО нужно было привести все системы корабля
к земному существованию, подготовить его к транспортировке в МИК...
В тот самый МИК, где "птичка" оказалась похороненной под обломками своей
страны...
Комментарии к этим фото смотри в фотоархиве
*
* *
*
Сокращения:
АДП - аэродромно-диспетчерский пункт;
АТО - аэродромно-техническое обеспечение;
БПРМ - ближняя приводная радиостанция с маркером (240 - расположена с МКпос=240
град.);
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ГАИ - государственная автоинспекция;
ГОП - группа обеспечения полетов;
ГРП - группа руководства;
ДПРМ - дальняя приводная радиостанция с маркером (240 - расположена с МКпос=240
град.);
ИВП - использование воздушного пространства;
КДП - командно-диспетчерский пульт;
КСНО - комплекс средств наземного обслуживания;
ЛЛ - летающая лаборатория;
МАП - Министерство авиационной промышленности;
МКпос - магнитный курс посадки;
МРД - магистральная рулежная дорожка;
ОК - орбитальный корабль;
ОКДП - объединенный командно-диспетчерский пункт;
ПВО - противовоздушная оборона;
ПК - посадочный комплекс;
ПРМГ - посадочная радиомаячная группа;
РГУП - региональная группа управления полетом;
РД - рулежная дорожка;
РЛС - радиолокационная станция;
РП - руководитель полетов;
РСБН - радиотехническая система ближней навигации;
РСП - радиотехническая система посадки;
РТО - радиотехническое обеспечение;
РЦ ЕС УВД - районный центр Единой системы УВД СССР;
СКП - стартовый командный пункт;
СОТН - самолет оптико-телевизионного наблюдения;
УВД - управление воздушным движением;
УРКТС - универсальная ракетно-космическая транспортная система
"Энергия-Буран".
|