Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/memory31.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 02:05:32 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п |
Глава 2. Пуск изделия N1Л
Запуск первого летного "Бурана" ожидался с нетерпением! Все же пуск стендово-летной 6СЛ был не совсем удачным. Кстати, я интересовался у И.А. Козлова, можно ли ознакомиться с отчетом по результатам испытаний 6СЛ. Он ответил, что ввиду неоднозначности результатов, отчет еще не готов (а это было в мае-июне 1988г.!). Возможно он просто пошутил, или этот отчет просто имел недоступный нам гриф секретности... Не знаю. Однако Козлов процитировал мне фразу, приписав ее Б.И. Губанову: "Сочетание нештатных ситуаций привело к штатной работе изделия (N6СЛ)!"
Работа по подготовке пуска изделия N1Л с ОК 11Ф35МЛ (макет летный) шла полным ходом. Не буду сочинять - в этой работе я не участвовал (слишком поздно пришел в КБ) и наблюдал как бы со стороны. В эти дни я узнал, что ОК в оригинале назывался "Байкал", но незадолго до пуска надпись на борту была изменена на "Буран". Слышал разные версии этой истории, но наиболее достоверной мне представляется "режимная". В середине 1980-х гг. на Запад просочилось секретное тогда название "Буран". Но, видимо, из-за недостатка информации, это название относилось "забугорными" спецами только к ОК, а не ко всей системе. Чтобы "не разочаровывать" иностранцев и не раскрывать название системы, и было принято решение назвать ОК "Бураном".
В конце октября 1988г.
ведущие специалисты, ГК и ряд его замов уехали на полигон. Дату пуска нам уже
объявили - 29 октября. Если мне не изменяет память, то это была суббота -
выходной день. Поэтому с утра я ждал новостей. Однако в этот день мне пришлось
принять участие в печальных событиях - похоронах родственницы. Поэтому к
телевизору я попал только к программе "Время", из которой и узнал о неудаче...
Суть нештатной ситуации прояснилась в понедельник 31-го - слишком медленный
отход фермы прицеливания. Программа подготовки к пуску предусматривала
многочисленные автоматические блокировки, в т.ч. и "сброс программы" (с отменой
пуска) при неотходе (или слишком медленном отходе) фермы прицеливания. Поскольку
эта ферма располагалась прямо перед "носом" ОК, то эта "нештатка" могла повлечь
за собой катастрофические последствия, не будь этой блокировки (разрушение ОК).
Работа аварийной комиссии выявила причину сбоя. Примерно за 1-2 года до
описываемых событий истек гарантийный срок хранения резиновых уплотнений
пневмоприводов фермы прицеливания. Новых уплотнений из заданного по КД сорта
резины не было. Соответственно, конструктора нашего филиала подготовили
карточку-разрешение на использование уплотнений из другого сорта. От нашего
отдела карточку подписал начальник группы Е.И.Емельянов, исполнявший обязанности
начальника отдела (тот был в очередном отпуске). За время от установки новых
уплотнений на ферму прицеливания до момента пуска прошло длительное время,
резина состарилась и уплотнения не обеспечили требуемой герметичности. В
результате пневмоприводы не развили необходимой мощности. По результатам
служебного расследования, виновники (Емельянов и конструктор - исполнитель были
наказаны понижением в должности на 2 месяца и депремированы). С тех пор я с
гордостью (в шутку, конечно) говорю, что сидел за соседним столом с Емельяновым,
из-за которого не состоялся пуск "Бурана" 29 октября!
Как бы то ни было,
15.11.1988г. пуск прошел вполне удачно. В самом начале рабочего дня нам
сообщили, что старт был успешным, а еще через час сообщили об успешной посадке.
Разумеется, это был праздник! После обеда всех отпустили по домам - отмечать.
Отметили!!!
Через некоторое время С.А.Петренко выступил
перед коллективом ВФ НПО "Энергия". В его
сообщении были некоторые подробности подготовки к пуску изделия N1Л. В
частности, в процессе предстартовой подготовки выявилось отслоение
пенополиуретановой ТИ на блоке Ц. Поскольку снятие РН с
СК (возврат в МИК, ремонт ТИ, повторная установка на СК и т.п.) было очень
дорогостоящей операцией, то было принято решение провести ремонт непосредственно
на СК. Была сформирована бригада из числа альпинистов (со слов С.А.Петренко),
которая и устранила неисправность ТИ. Кроме того, после отмены пуска
29.10.1988г., при сливе компонентов топлива выявилась нештатная ситуация с одним
из блоков А: один из компонентов (по-моему, ЖК) вместо штатных полутора часов "сливался"
около 7 часов. Причиной было засорение фильтров в магистрали слива волокнами
ткани. Это было вызвано технологией обезжиривания баков блоков А на "Южмаше":
ручная промывка бязевой тканью, смоченной в этиловом спирте. Баки блока Ц
обезжиривались хладоном (одна из разновидностей фреона) в автоматическом режиме.
Уткин, после этого случая, решил заимствовать технологию обезжиривания у ВФ НПО
"Энергия". После посадки ОК, были выявлены сквозные прогары передних кромок
крыльев. И хотя все обошлось, И.А. Козлов сказал мне, что был риск повреждения
кабельных сетей, проходящих в носке крыла, с более тяжелыми последствиями.