Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/memory23.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 01:35:42 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: группы звезд |
"Иван Иваныч" и канистра спирта
Памяти Сергея Шишалова, В годы службы на 7 ИПе (измерительном пункте, или официально 107 Отдельная Испытательная Станция) космодрома Байконур в г.Жезказган (раньше он назывался Джезгазган, но самостийность казахов свергла букву "Д", тем самым дав понять, кто здесь хозяин) я, как многие офицеры измерительных отделов, ездил начальником наземных поисковых групп по обеспечению безопасности пусков с космодрома Байконур, поиску и эвакуации отделяемых (и естественно, падающих) частей ракет-носителей. В наших районах падения (боевых полях! Во как!) падали первые ступени "Союзов", "Протонов" и т.д. , а также их головные обтекатели. При запусках пилотируемых аппаратов в степи появлялись лихие ребята из поисково-спасательной службы (ПСС) ВВС. Эта легендарная служба была создана, когда наша страна стала запускать космические аппараты. У ее рождения стоял Н.П.Каманин, один из первых Героев Советского Союза, первый руководитель отряда космонавтов. Ребята из ПСС готовились эвакуировать космонавтов, космические аппараты из любой точки страны и даже за ее пределами. Так что с подготовкой у них все было хорошо. На вездеходах ПЭМ (поисково-эвакуационных машинах), самолетах и вертолетах поисковики разлетались вдоль трассы выведения космического аппарата или по трассе спуска спускаемых аппаратов. Машины-ПЭМки были оборудованы всякими прибамбасами, типа спутниковая связь, радиопеленгаторы и еще черт знает чем. Когда я с ними познакомился, мне провели
небольшую экскурсию по машине и меня удивило то, что так много разного
оборудования запихнули в такие небольшие автомобили. Мне сразу предложили
позвонить из степи домой в Ленинград по спутниковому телефону. Тогда это
было что-то необычное. Ребята были лихие и отдыхали они лихо, сурово,
по-военному. То есть в свободное от поиска космонавтов время расслаблялись
крепкими напитками на природе. Нет, ну а что делать двое суток в глухой
степи в ожидании старта или посадки? Да если еще и очень холодно! А потому и
запасы спиртного были в чистом виде - спирт или "шило", как его называли.
Следует отметить, что дело они свое знали отлично - как-никак в их руках
судьба и жизнь космических экипажей, и можно рассказать много историй, где
эти ребята проявляли героизм и спасали жизнь космонавтам, при этом рискуя
собственной жизнью. И это было не пьянство. Это было снятие стресса, сугрев
- что угодно, только не пьянство. Прошли первые пуски "Энергии" и "Бурана", готовился полет пилотируемого "Бурана" и шла отработка системы аварийного спасения экипажа многоразового корабля. Манекен человека в скафандре катапультировался на большой высоте и большой скорости. Его надо было найти в степи, и специалисты изучали вопрос - как успешно прошли катапультирование и спуск манекена на землю. В очередной раз наша группа, работающая по поиску обтекателя корабля "Прогресс", вышла в степь. Не помню точно какой был месяц, но было холодно, лежал снег и дул очень сильный ветер. На обтекателе "Прогресса" в этот раз стояла САС (система аварийного спасения), как на "Союзе", только доработанная под катапультирование манекена. Скафандр манекена (манекен, как всегда, звался Иван Иваныч) был весь размечен полосками из термокраски, по изменению цвета которой специалисты определяли воздействие высоких температур на космонавта. Космонавт в случае аварии, как с "Челленджером", должен был сигануть из "Бурана" на высоте 40-60 км (может и вру, но где-то так, очень высоко). Надо сказать, что первые манекены прилично обгорали. Что-то там не получалось. Так вот, в районе падения встречаем ребят из ПСС, которые должны найти манекен и сделать с ним все, что положено. Мы то обтекатель нашли, а они манекен - нет. Нет сигнала с радиомаяка и все тут! Посидели, поговорили, выпили, поскольку было холодно, и поисковики попросили помочь в поисках Иван Иваныча. Конечно, встал вопрос расплаты, если наша группа найдет его первой. Ребята задумались, послушали вой ветра, окинули взглядом заснеженную степь, и командир так задумчиво говорит: "Канистра "шила" годится?" Это добро у нас, конечно же, тоже водилось, но 20 литров спирта никогда лишними не бывают. На том и порешили. Нам все равно по степи колесить, да и интересно посмотреть на это чудо спасательной техники будущего. Дух соревнования нас захлестнул. Уж очень хотелось опередить таких крутых специалистов с их чудо-техникой! Зная район падения обтекателя, азимут стрельбы и учитывая сильный ветер, решили пойти по азимуту галсами и подальше от района падения в сторону, куда дул ветер. Долго шарили по степи наши машины, осматривали каждую лощинку, каждую сопку. Все слилось в одну череду сопок и все они были похожи друг на друга. Изредка глаз цеплялся за необычный изгиб, большой камень или излучину степной пересохшей речки.
Наконец километрах в 50 от планируемого района падения, в низкой лощине
между сопок, боец-разведчик заметил оранжевое пятно. Подъехав, мы увидели
парашют, кресло, лежащее на боку, и в нем благополучно балдел Иван Иваныч,
которому мороз и ветер были по-барабану. Радиомаяк, видимо, работал, но
сигнал из глубокой лощины на пеленгаторы ПЭМок не попадал. Почему его не
слышали с самолетов - не знаю, возможно, в такую погоду их не было в
воздухе. Поскольку трогать ничего было нельзя до приезда специалистов, то мы
сфотографировали Иван Иваныча для себя, сообщили координаты поисковикам и
стали дожидаться их, не забыв при этом "обмыть" находку и согреться. Вскоре
прибыла ПЭМка. Ребята были в хорошем настроении, так как впереди их ждал
путь домой, а не скитания по степям. Иван Иваныч перешел в руки
специалистов, а нам была торжественно вручена канистра спирта. Причем спирт
был отдан вместе с канистрой! Конечно, не обошлось и без совместного
"обмыва" удачной находки. Да и первый осмотр манекена показал, что в этот
раз Иван Иванычу повезло больше, чем в предыдущие катапультирования - ничего
не обгорело. Выпили и за это. Холодно было, однако. Не спеши, а то замудохаешься, или спецработа по "Союз-ТМ10" Все знают космодром Байконур. Первый
спутник, первый человек стартовали в космос с его стартовых площадок. А
потом много разных ракет улетало к звездам и таких пусков за 40 лет было
очень много. В шуме космических побед, в блеске Золотых Звезд Героев о людях
делающих, испытывающих и запускающих космические корабли говорили просто -
промышленники, сотрудники космодрома, специалисты, военные. Их тысячи,
десятки тысяч, посвятивших себя делу освоения космоса. Но еще меньше
говорили и показывали процесс доставки, сборки, испытаний и заправки
космических ракет перед стартом. Мир видел только белоснежную, окутанную
паром кислорода ракету, фермы стартового стола и космонавтов в скафандрах,
бодро докладывающих председателю госкомиссии о готовности к полету. Даже
лицо этого председателя не попадало в камеру (секретно, однако!). И сам
старт, 1-2 минуты и все! А уж о том куда падают отделяемые блоки ступеней
ракеты-носителя, головные обтекатели, кто их "ловит", что с ними делают - об
этом не говорили совсем. Как буд-то все сгорало где-то там, наверху, не
долетая до земли. Арбузы. Затопление "Урала".
Надо сказать, что Кузнецов был отличным солдатом, сильно переживал случившееся и сделал все хорошо и быстро. В 3 часа ночи мы его заменили другим дневальным и уложили спать, чтобы часика 4 он все же поспал. (Эх! Есть ли теперь в российской армии такие солдаты?) Утром, свернув лагерь, группа выдвинулась в район падения первой ступени. Местные чабаны - удивительные люди! Древнейший образ жизни соседствует с отголосками самых современных технологий человечества - освоением космоса. Говоришь чабану: "Отец, двигай отсюда, ракета падать будет, пришибет." А седой аксакал на ишаке отвечает: "Командыр! Ракэта нэ страшно...трава зеленый, баран кушайт хорошо, жирный будэт! Я знаю, куда ракэта упадет". Вот и гонишь его подальше, но если из района совсем не уходит - берем расписку, что оповещен, родимый, и за его баранов мы не отвечаем. А некоторые старались стадо в район загнать и, если что, под это дело списать несколько баранов. Когда собирали головные обтекатели, то колхозники жаловались, что "мусора" много в степи, скот пасти негде... А в одном овраге из половинки обтекателя станции "Салют" чабаны построили овчарню. И огромный обтекатель служил отличной крышей. Когда мы его стали забирать, весь колхоз упрашивал оставить его, не ломать овчарню. Оставили. После этого жалобы на загрязненную степь прекратились и нас всегда встречали в степи шурпой или бешбармаком. Не спеши... Таких матюков древняя кипчакская степь не слышала никогда! Беркуты замерли в небе, вараны и черепахи испуганно забились в норы, ветер стих, а чуткие сайгаки, прядя ушами, вжались в землю. Выпустив пар и сказав все, что мы думаем о базе, о промышленниках, о пыли, жаре и о старой "семерке" (королевская ракета Р-7, носитель кораблей "Восток", "Союз"), мы потащили блоки обратно на полевой склад. Тем более что базу уже не волновал вопрос с приборами и нам дали разрешение эвакуировать блоки. Один из блоков от "длительной" транспортировки развалился на две части, что добавило нам работы. В лагере у склада нас ждали гостеприимные офицеры ПВО с Балхашского полигона, и вместе с ними мы приятно провели вечер этого трудного дня. Вертолет над мазарами. Приземлившись, мы быстро закрепили отсек
тросом, вертолет взлетел. Тагир мастерски подвел его подвеску с крюком к
отсеку. Боец закрепил трос. Нас на лебедке подняли, борттехник втянул в
кабину. Подлетев к складу, командир произвел отцепку груза, и связка
двигателей "Союза" с грохотом и пылью упала в нужное место. Так мы перевезли
еще два двигательных отсека от "Союза"ТМ-10. Когда я цеплял трос за силовые
элементы четвертого отсека, то пришлось приложить немало усилий, чтобы
прочно захватить всю конструкцию. При падении "морковки" после отделения
ступени удар пришелся на двигатели и отсек был изрядно разрушен. После всех
акробатических номеров мы летим с грузом на склад. Высота метров 30-40. При
выходе из-за сопки сильные порывы ветра начинают раскачивать груз на внешней
подвеске. Вертолет раскачивается с носа на хвост. Тагир пытается парировать
раскачку, но дальнейший полет становится опасным, и он сбрасывает груз.
Приземляемся рядом. Я выскакиваю из вертолета и подхожу к куче металла, к
тому, что несколько дней назад вывело на орбиту очередной экипаж. Отсек
развалился совсем, и зацепить его тросом уже невозможно. Придется увозить на
машине. В этот момент я замечаю дымок, а еще через несколько секунд
вспыхивает сухая трава. Это остатки перекиси водорода выплеснулись из бака и
попали на пересохшую степную растительность. Габидулин, видя пламя рядом с
вертолетом, чуть не рванул вверх без меня. Надо отметить, что пилоты
побаивались наших космических обломков, так как там были всякие легкогорючие
жидкости, пиропатроны и прочие опасные для летательных аппаратов элементы.
Все это могло рвануть в любой момент. Хотя подобных инцендентов я знаю всего
два, и те не связаны с вертолетами. Игорь Куликов |
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru