Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/hronica.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:55:48 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п р п
Хроника 113 полетов Shuttle

Хроника полетов

Игорь Лисов, журнал "Новости космонавтики", ?1/2001, стр.13-15

В ночь с 30 ноября на 1 декабря 2000 г. небо над мысом Канаверал озарилось пламенем и содрогнулось от рева ракетных двигателей. Начался 101-й полет Космической транспортной системы, более известной как Space Shuttle - "Космический челнок".

Разработка многоразовой транспортной космической системы была санкционирована президентом США Ричардом Никсоном 5 января 1972 г. При расчетной стоимости разработки и изготовления двух летных кораблей в 5.5 млрд $ плюс 1 млрд на непредвиденные расходы и инфляцию фактические затраты составили 9.9 млрд $. Однако инфляция в США в эти годы выражалась двузначным числом, так что в ценах 1972 г. шаттл обошелся в 6.654 млрд - почти по смете. Кроме "Колумбии" (OV-102) и "Челленджера" (OV-099), были выпущены "Дискавери" (OV-103), "Атлантис" (OV-104) и в 1991 г. - "Индевор" (OV-105).

Первый пуск "Колумбии" состоялся 12 апреля 1981 г. - в день 20-й годовщины полета Юрия Гагарина и на два с половиной года позднее расчетного срока. За неполные двадцать лет пять кораблей системы Space Shuttle выполнили более сотни космических полетов - в среднем по пять в год. Такое количество пусков имеют лишь корабли семейства "Союз" всех типов, от 11Ф615 до "Союза-ТМ", и вместе с беспилотными испытательными полетами. Однако это на порядок меньше частоты полетов, заложенной в проект: от ввода системы STS в эксплуатацию в 1980 г. и до ее завершения в 1991 г. планировалось выполнить 560 полетов с частотой один раз в неделю!

К моменту первого старта считалось, что шаттл заменит собой почти все американские носители, выводя на коммерческих условиях грузы правительственных ведомств США, частных фирм и зарубежных заказчиков. Однако с многоразовых кораблей было выведено всего 43 крупных гражданских КА (в том числе три АМС), и из этого числа 27 крупных КА были запущены в 1982-1986 гг. После гибели "Челленджера" система практически не применялась для коммерческих запусков, США возобновили производство одноразовых РН, а первенство в космическом "извозе" перехватила европейская РН Ariane.

Лишь в шести случаях использовалась уникальная возможность шаттла по ремонту КА на орбите (SMM, Syncom 4 F3, Intelsat 6 F3 и трижды "Хаббл"), и пять раз возвращались с орбиты ранее запущенные космические аппараты (Palapa B2, Westar 6, LDEF, Eureca, SFU). Правда, в целом ряде полетов с шаттла выводились и затем возвращались на борт автономные КА типа SPAS, Spartan и WSF.

Лишь через 14 лет после первого полета шаттл впервые выполнил доставку пассажиров и грузов на орбитальную станцию. С февраля 1995 по октябрь 2000 г. многоразовые корабли осуществили одно сближение и девять стыковок с российской орбитальной станцией "Мир", а затем пять полетов со стыковкой к Международной космической станции. Шаттлами было доставлено восемь членов основных экипажей ОК "Мир" и двадцать тонн грузов, возвращено на Землю с "Мира" девять человек.

В 22 полетах шаттлы несли на борту разработанную ЕКА лабораторию Spacelab (в т.ч. 16 раз с герметичными модулями). Специально для шаттла был также разработан герметичный модуль Spacehab, использованный в 15 полетах.

В 1985-1992 гг. состоялось 10 полетов шаттлов по программе Министерства обороны США, из них семь засекреченных полностью и три - частично. В ходе их было выведено на орбиты не менее 10 КА.

Программа была выполнена в 96 полетах из 100. Три полета (STS-2, STS-44 и STS-83) были прекращены досрочно в силу технических неисправностей, а два пуска (51L - "Челленджер" и STS-107 - "Колумбия") закончились катастрофой. Продемонстрированная надежность единственного в мире пилотируемого носителя - 98.23% (в 113 полетах после гибели "Колумбии"). В трех случаях запущенные с шаттла спутники не удалось перевести на расчетную орбиту и они потребовали возвращения на Землю или ремонта на орбите.

С технической точки зрения система Space Shuttle (как и ее советский аналог "Буран") была и остается выдающимся достижением космонавтики. С точки зрения экономической она не только не оправдала надежды на окупаемость, но обходится ежегодно в 3 млрд $. Может, именно поэтому NASA отметило сотый полет шаттла чрезвычайно скромно.

На шаттлах выполнено 587 человеко-полетов, в которых участвовали 259 человек (не считая экипажи "Мира" и возвращавшихся с него космонавтов и астронавтов). Четырнадцать из них погибли в двух аварийных полетах: при запуске 28 января 1986 г. и при посадке 1 января 2003 г. Для 243 человек полет на шаттле стал первым (в том числе для четырех российских космонавтов и одного украинского). На всех остальных пилотируемых кораблях впервые стартовали в космос 157 человек. Всего же по состоянию на 11 октября 2000 г. в космических полетах приняло участие ровно 400 человек.

В таблице приведены основные данные о полетах шаттлов, собранные в результате критического обобщения большого количества документов NASA. В ней, по-видимому, впервые удалось собрать воедино достоверные сведения о моментах запуска и приземления многоразовых кораблей, составе транспортной системы при каждом пуске, полезной нагрузке и составе экипажа.

Для полетов 1983-1986 гг. даны два варианта обозначения: номер по документации и объявлявшееся публично буквенно-цифровое наименование.

Дата и время запуска и посадки даны по всемирному времени (UTC) с точностью до секунды. Для посадки во всех случаях дано время касания, а не остановки орбитальной ступени. К сожалению, в документах и сообщениях NASA зачастую приводятся различные времена касания, причем "нестыковки" достигают нескольких секунд. Длительность полета рассчитана как разность момента посадки и момента старта. В полетах STS-50 и STS-57 учтена дополнительная секунда, вставленная в счет времени 1 июля соответствующего года.

Члены экипажа перечислены в порядке их полетных должностей: командир, пилот, специалисты полета от MS1 до MS5, специалисты по полезной нагрузке от PS1 до PS3. Для 96 полетов удалось найти достоверную информацию о полетных должностях всех астронавтов. Исключение составили полеты STS-6 (Масгрейв/Питерсон), 51B (Ванг/ван ден Берг), STS-36 (Хилмерс/Маллейн) и STS-38 (Мид/Спрингер), для которых решение было принято по большинству источников. Хочу поблагодарить Майкла Кассутта, Дага Хауторна, Джоэла Пауэлла и Джона Пфаннерстилла за предоставленные ими данные об этих и других экипажах.

Имена и фамилии участников полетов даны на родном языке и в латинском написании (за исключением российских и украинского космонавтов) для устранения возможных разночтений в передаче их на русском языке. Следует отметить, что Нэнси Керри выполнила свой первый полет под именем Нэнси Шерлок.

В графе "Полезный груз" перечислены основные грузы, находившиеся на корабле. Номерные контейнеры типа GAS не включены. Полная расшифровка всех обозначений заняла бы слишком много места; частично ее заменяет приведенный выше обзор. Объекты, снятые с орбиты и возвращенные на Землю, обозначены символами /R, отремонтированные объекты - /Repair.

В графах "ПУ" и "Старт. платф." указаны стартовый комплекс и номер мобильной стартовой платформы. В графе "Место посадки" дано местоположение посадочного комплекса (EAFB = авиабаза Эдвардс, WSMR = Ракетный полигон Уайт-Сэндз, KSC = Космический центр имени Кеннеди) и номер полосы (L - левая, R - правая).

В следующих графах описан состав системы: номер орбитальной ступени (см. во 2-м абзаце), номера трех основных двигателей, дистанционного манипулятора RMS, внешнего бака, сборки ускорителей, тип и номер твердотопливных двигателей.

В 100 полетах использовались 45 основных двигателей SSME (двигатель 2107 - доработанный 2007), причем семь из них относятся к типу Block 1 и эксплуатируются с 1995-1997 г., а 11 построены по проекту Block 2A и введены в строй в 1998-2004 гг. Внешние баки с номерами 02-07 были стандартными (сухая масса 34970 кг), с номерами 08-92 - легкими (30300 кг), а начиная с номера 96 - сверхлегкими (26900 кг). В полетах от STS-1 до STS-7 использовались твердотопливные двигатели стандартной тяги (SPM, 1334 тс), в последующих - повышенной тяги (HPM, 1501 тс). Их современный вариант обозначается RSRM. Корпуса ускорителей изготавливались четырех разных типов, в порядке уменьшения толщины стенок: STD (STS-1, -2, -3, -4, -5, -8, -9), MWC (41B, 41C, 51G, 51F), LWC и LTWT (STS-6, -7). В настоящее время с двигателями RSRM используются усовершенствованные корпуса типа LWC.

Судя по трудностям разработки многоразовых средств выведения следующего поколения, шаттлы будут летать еще лет двадцать (в случае возобновления полетов после гибели "Колумбии"). Ресурс орбитальных ступеней (после 113 полетов на момент 04.02.2003) израсходован всего на четверть ("Дискавери" - 30 полетов, "Атлантис" - 26, "Индевор" - 19).

Дата старта Время старта Обозначение Командир и пилот Специалисты полета Специалисты по ПН Полезный груз ПУ Старт. платф. Дата посадки Время касания Длительность полета Место посадки Корабль SSME RMS Внешний бак Сборка SRB Двигатели SRB
1981.04.12 12:00:04 STS-1 John W. Young, Robert L. Crippen PSA, DFI-1, ACIP 39A 1 1981.04.14 18:20:57 02:06:20:53 EAFB R23 102 2007 2006 2005 - ET-02 BI-001 SPM-1
1981.11.12 15:10:00 STS-2 Joe H. Engle, Richard H. Truly OFT (MAPS, SMIRR, SIR-A, FILE, OCE), DFI-2, ACIP, IECM-1, OSTA-1 39A 1 1981.11.14 21:23:11 02:06:13:11 EAFB R23 102 2007 2006 2005 201 ET-03 BI-002 SPM-2
1982.03.22 16:00:00 STS-3 Jack R. Lousma, C. Gordon Fullerton PDP, OSS-1, DFI-3, ACIP, IECM-2 39A 1 1982.03.30 16:04:46 08:00:04:46 WSMR R17 102 2007 2006 2005 201 ET-04 BI-003 SPM-3
1982.06.27 15:00:00 STS-4 Thomas K. Mattingly II, Henry W. Hartsfield IECM-3, DFI-4, DoD 82-1 39A 1 1982.07.04 16:09:31 07:01:09:31 EAFB R22 102 2007 2006 2005 201 ET-05 BI-004 SPM-4
1982.11.11 12:19:00 STS-5 Vance D. Brand, Robert F. Overmyer Joseph P. Allen IV, William B. Lenoir SBS-C, Anik C3, DFI 39A 1 1982.11.16 14:33:26 05:02:14:26 EAFB R22 102 2007 2006 2005 - ET-06 BI-005 SPM-5
1983.04.04 18:30:00 STS-6 Paul J. Weitz, Karol J. Bobko Story F. Musgrave, Donald H. Peterson TDRS-A, CBSA 39A 2 1983.04.09 18:53:42 05:00:23:42 EAFB R22 099 2017 2015 2012 - ET-08 BI-006 SPM-6
1983.06.18 11:33:00 STS-7 Robert L. Crippen, Frederick H. Hauck John M. Fabian, Sally K. Ride, Norman E. Thagard Anik C2, Palapa B1, SPAS-01, OSTA-2, CBSA 39A 1 1983.06.24 13:56:59 06:02:23:59 EAFB R15 099 2017 2015 2012 201 ET-07 BI-007 SPM-7
1983.08.30 06:32:00 STS-8 Richard H. Truly, Daniel C. Brandenstein Guion S. Bluford, Dale A. Gardner, William E. Thornton Insat 1B, PDRS/PFTA, DFI, CBSA, OIM 39A 2 1983.09.05 07:40:43 06:01:08:43 EAFB R22 099 2017 2015 2012 201 ET-09 BI-008 HPM-8
1983.11.28 16:00:00 STS-9 (41A) John W. Young, Brewster H. Shaw Owen K. Garriott, Robert A.R. Parker Byron K. Lichtenberg, Ulf D. Merbold Spacelab 1 39A 1 1983.12.08 23:47:24 10:07:47:24 EAFB R17L 102 2011 2018 2019 - ET-11 BI-009 HPM-9
1984.02.03 13:00:00 STS-11 (41B) Vance D. Brand, Robert L. Gibson Ronald E. McNair, Richard L. Stewart, Bruce McCandless II<