Краткая история
создания многоразового орбитального корабля "Буран" (изделия 11Ф35)
Работы по созданию
многоразовых космических кораблей в Советском
Союзе имеют свою историю.
Идея использовать крылья на
возвращаемом космическом аппарате возникла сразу же с началом
полетов в космос. Это объяснялось желанием использовать
потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь,
управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным
заделом, с которым первые ракетчики пришли в космонавтику. Поэтому
наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере,
выглядело простым и логичным.
Первые проекты крылатых
космических кораблей
Во второй половине 50-х годов в ЦАГИ приступили к исследованию гиперзвуковых
пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Первые официальные упоминания
о "космолетах" ("космопланах") - аппаратах типа самолетов, способных летать на
чрезвычайно больших высотах и в околоземном космосе - появились в 1958 году в
планах Министерства обороны СССР,
очерчивающих основные направления деятельности советских ВВС на ближайшие 25 лет.
Предполагалось, что разрабатываемые аппараты смогут достичь скоростей свыше М=10
и высот полета более 60 км.
Вскоре в ОКБ-23 и ОКБ-256 Госкомитета по авиационной технике началась разработка
проектов пилотируемых "космопланов", запускаемых на орбиту трехступенчатой
модификацией МБР Р-7.
"Лапоток" Павла Цыбина.
Условные обозначения: 1 - кабина космонавтов; 2 -
иллюминаторы; 3 - входной люк; 4 - приборный отсек; 5 - консоли крыла при
входе в плотные слои атмосферы; 6 - хвостовое оперение |
В
ОКБ-256 Павла Цыбина по заказу ОКБ-1 Сергея Королева, параллельно с "гагаринским"
"Востоком", проектировался крылатый космический корабль (КК) "классической"
аэродинамической схемы, эскизный проект которого был утвержден 17 мая 1957 года.
Планирующий космический аппарат (ПКА) имел трапециевидное крыло и нормальное
хвостовое оперение при стартовой массе 4,7 т, посадочной - 2,6 т и экипаже 1
человек. Расчетная продолжительность полета достигала 27 часов. КК имел длину
9,4 м, размах крыла 5,5 м, высоту по оперению 4 м и ширину фюзеляжа 3 м.
Особенностью проекта было складывание крыла в аэродинамическую "тень" фюзеляжа
на участке интенсивного торможения в атмосфере. Схема спуска предполагала
интенсивное торможение в атмосфере с использованием подъемной силы несущего
корпуса до скорости 500-600 км/ч на высоте около 20 км, затем обеспечивалось
планирование с помощью раскладывающего крыла. Космонавт должен был
катапультироваться перед посадкой на взлетно-посадочную полосу (ВПП). После
подключения к работам ЦАГИ выяснилось, что проблемы, встающие перед
разработчиками крылатых космических аппаратов, гораздо серьезнее, чем было
принято считать. Так, после продувок в аэродинамических трубах выяснилось, что
тепловые нагрузки на теплозащитный экран значительно превосходят расчетные, а
узел шарнира поворота консолей крыла на самом теплонапряженном участке спуска
находится в "застойной" зоне с практически полным отсутствием теплоотвода.
Технические проблемы, связанные с точной ориентацией при спуске, сложности с
теплозащитой и успешные испытания КК "Восток" определили прекращение работ по
ПКА.
ВКА-23 В.М.Мясищева, третий
вариант ( "49", 1960 г.): стартовая масса - 4,5 т при
запуске на орбиту высотой 400 км, полезный груз 700 кг; экипаж 1 человек;
длина 9,0 м, размах крыла 6,5 м, высота 2 м. |
В 1957-60 годах воздушно-космические аппараты (ВКА) М-40,
М-46 и другие разрабатывались в ОКБ-23 Владимира Мясищева в рамках "Темы-48 |