Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/hermes6.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:48:28 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Гермес применение

При разработке ВКС "Гермес" предполагалось, что он будет являться основным транспортным средством при обеспечении программы космических исследований, планировавшейся Европейским космическим агентством (ЕКА) в начале 90-х годов. Космическая программа ЕКА предусматривала запуск и обслуживание на орбите пилотируемой станции ЕКА "Колумбус" и полеты ВКС "Гермес" к МКС (в начале 90-х годов называвшейся "Freedom"). В рамках советско-французского сотрудничества в космосе предусматривались полеты "Гермеса" к советской/российской долговременной орбитальной станции "Мир" , стыковки и совместные работы на орбите.

Вот как описывались планы применения ВКС "Гермес" в официальных проспектах ESA/CNES:
"...Автономная лаборатория Колумбус является автоматической станцией на ближней околоземной орбите, которая обеспечивает прекрасные условия в невесомости внутри герметичного обема для научного оборудования массой около 5-ти тонн. Регулярно, по крайней мере раз в год, эта лаборатория принимает космический корабль "Гермес", который занимается экспериментами и заменой образцов, техническим обслуживанием и другими работами, необходимыми для следующего периода автоматической эксплуатации лаборатории.

Такое обслуживание "Гермесом" потребует 12 дней орбитальной работы (включая запасные 2 дня). Типичная схема эксплуатации является следующей : первые два дня после запуска ВКС "Гермес" будет осуществлять орбитальные маневры, необходимые для сближения и стыковки с лабораторией. Состыкованный полет продлится  7 дней, в течение которых экипаж "Гермеса", состоящий из трех человек, будет работать одновременно в 10-часовом режиме. Большинство операций проводится внутри герметичного объема, что позволяет экипажу работать эффективно и в безопасности. При необходимости возможна работа в открытом космосе с использованием для этого специальных скафандров и воздушных шлюзов ВКС. При ответственных операциях экипаж может использовать бортовой манипулятор, установленный снаружи на автоматической лаборатории и управляемый изнутри космического корабля "Гермес".
По окончании обслуживания и окончательной проверки обоих аппаратов "Гермес" отделяется от автономной лаборатории "Колумбус" и осуществляет четко рассчитанный по времени маневр схода с орбиты. После этого космический планер и ресурсный модуль разделяются; ресурсный модуль сгорает в верхних слоях атмосферы с падением несгоревших обломков в заранее предусмотренные пустынные районы.

Тем временем космический планер следует по нисходящей траектории по направлению к заранее выбранной посадочной полосе. С момента импульса схода с орбиты до момента соприкосновения с посадочной полосой должно пройти всего лишь около 80 минут, в течение которых космический планер совершит практически полный полет вокруг Земли."

Стыковка "Гермеса" и МКС

"...Европейский модуль МКС, - присоединенная лаборатория "Колумбус", - будет использоваться как обитаемая лаборатория. Космическая станция состоит из двух обитаемых лабораторий, жилого модуля и оборудования для технического содержания и проведения экспериментов.
"Гермес" может летать на станцию и обеспечивать ее снабжение, обслуживание и замену экипажа в дополнение к нормальному обслуживанию станции космическим кораблем "Спейс Шаттл" США. Полет на МКС в плане продолжительности орбитальных маневров, сближения, спуска и приземления будет похож на основную функцию "Гермеса": обслуживание автономной лаборатории "Колумбус". В финальной стадии сближения с обитаемой космической станцией экипаж станции может управлять захватом "Гермеса" с помощью манипулятора и направлять ВКС к стыковочному узлу. Грузовые операции между ВКС и МКС производятся внутри герметичного объема через открытые люки стыковочных узлов".

"...Эксплуатационные характеристики "Ариан-5" и гибкость, обеспечиваемая ресурсным модулем "Гермеса", позволяют также совершать полеты на станции с большим наклонением орбит, например, станция "Мир", но с меньшим полезным грузом."

ВКС HERMES пристыкован к комплексу МИР со стороны модуля КВАНТ

"...Кроме функций стыковки с будущими станциями и платформами на околоземной орбите, другими задачами "Гермеса" будут самостоятельные полеты для проведения экспериментов на орбите, испытаний критических элементов перед их использованием в автоматических полетах, наблюдения Земли из космоса и другие смешанные задачи для комбинированных полетов. Для автономных полетов концепция закрытого грузового отсека "Гермеса" позволяет осуществлять обитаемые эксперименты, (по аналогии с  лабораторией "Спэйслаб", которую несет на себе космический корабль "Спейс Шаттл". Грузоподъемность для таких полетов космического корабля "Гермес", равная приблизительно 3-м тоннам ("Спэйслаб" несет обычно 6 тонн), позволяет различные применения. В таких полетах "Гермеса" возможны эксперименты в открытом космосе как с бортовым манипулятором, так и при неружних выходах членов экипажа.

При создании ВКС "Гермес" предполагалось разработать систему автоматической посадки, и планами испытательных полетов предусматривалось проведение первого испытательного полета полностью в автоматическом режиме, без экипажа. Пилотируемым должен был быть только второй полет "Гермеса", в соответствии с первоначальными планами, в 2000 году.


Жаль, что этим интересным планам не суждено было сбыться -  "Гермес" разделил судьбу "Бурана". Но если предположить продолжение финансирования программы ВКС "Гермес" еще какое-то время,  - закрыли бы западноевропейцы свою программу после первого успешного полета?


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к полету ОК Байкалпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к Space Shuttleпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблей
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru