Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/hermes2.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 00:34:09 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: ngc 6992 |
В 1976 г. Французский Национальный Центр Космических исследований (CNES) разработал свой первый проект создания пилотируемой транспортной системы, и этот проект получил название "Гермес". Вскоре после этого CNES заключил свой первый контракт на исследования с промышленностью. Промышленная рабработка осуществлялась параллельно фирмами "Аэроспасьяль" и "Дасо-Авиасьон".
На министерской конференции ESA (Европейское Космическое Агенство) в Риме в 1985 г. Франция проинформировала своих партнеров о своем намерении начать осуществление этого проекта; два года спустя собравшиеся в Гааге министры согласились "европеизировать" проект "Гермес", превратив его в проект ESA.
Многоразовый космический корабль "Hermes" представляет собой воздушно-космический самолет (ВКС) с низкорасположенным крылом большой стреловидности в плане, выполненный по аэродинамической схеме "бесхвостка". Как и у других существующих ВКС, крыло имеет тупую лобовую кромку с большим радиусом закругления и оснащено односекционными элевонами. Законцовки крыла плавно переходят в концевые шайбы, являющиеся по сути разнесенным двухкилевым оперением, оснащенным рулями направления. В задней части фюзеляжа установлен ставший уже традиционным для ВКС балансировочный щиток. |
Теплозащита, обеспечивающая непревышение максимальных рабочих температур планера свыше 175ºС, использует апробированные теплоизоляционные материалы нескольких типов, расположенные на корпусе в соответствии с максимальными рабочими температурами поверхности. В зонах наибольшего нагрева (более 1400ºС) предполагалось использование углеродных композиционных материалов на основе углеродной матрицы, в других местах - теплозащитные плитки на основе карбида кремния (SiC) и гибкие теплозащитные покрытия.
Процесс выбора облика ВКС протекал долго и трудно, несколько раз проект коренным образом пересматривался. Однако и последняя версия ВКС "Hermes", принятая к окончательной реализации после мучительной борьбы с растущими весовыми издержками, не является оптимальной. Конструкторам так и не удалось скомпоновать полностью многоразовый космический корабль: из-за жестких весовых лимитов выбранной схемы целый ряд систем, используемых в орбитальном полете, пришлось вынести в одноразовый, сбрасываемый перед спуском с орбиты ресурсный модуль, играющий роль своеобразного служебно-агрегатного отсека. Этот же ресурсный модуль должен использоваться в качестве шлюзовой камеры при выходах членов экипажа в открытый космос. Таким образом, назвать ОК "Hermes" многоразовым, как ОК "Space Shuttle" или "Буран", нельзя.
К недостаткам ВКС "Hermes" можно отнести отсутствие негерметичного (или разгерметизируемого) отсека полезного груза, что серьезно снижает возможности использования ВКС для транспортных операций. Габариты доставляемого на орбиту полезного груза ограничены размерами (просветом) люка стыковочного узла: ВКС практически не приспособлен для вывода грузов в открытый космос. По своим характеристикам и предназначению ВКС "Hermes" является по сути более сложным крылатым аналогом советского многоразового космического корабля "Заря".
После катастрофы МТКК "Challenger" проект подвергся коренной переработке - количество членов экипажа было сокращего до 3-х, каждое рабочее место предусматривало оснащение катапультируемыми креслом, разработанным на основе катапультируемого кресела К-36 ОК "Буран". Благодаря широкому сотрудничеству между СССР и Францией в космической области, французы (головные разработчики "Hermes" - фирмы "Dassault Aviation" и "Aerospatiale") широко использовали советский научно-технический задел в своем проекте. В частности, отряд французских спасьонавтов прошел полный курс обучения по методикам полетов на ВКС, в системе теплозащиты ВКС "Hermes" предполагалось использовать покрытия, аналогичные ОК "Буран", советской стороной предлагалась рабочая безбумажная технология нанесения теплозащитного покрытия, французами использовались отечественные методики гиперзвуковых аэродинамических расчетов, на большинстве стадий проработки проекта проводились консультации с нашими специалистами.
Основным средством выведения ВКС "Hermes" планировалась тяжелая РН "Ариан-5", запускаемая с космодрома Куру во Французской Гвиане.
В первой половине 90-х годов реализация проекта ВКС "Hermes" привела к практической "развязке" проекта: с одной стороны, конструкторам ВКС "Hermes" не удалось уложиться в жесткие весовые лимиты, с другой - в процессе проектирования РН "Ариан-5" ввиду технических проблем расчетная масса выводимой полезной нагрузки постоянно уменьшалась и в конечном итоге стала ниже допустимой для вывода ВКС. Возникла настоятельная необходимость полной "перевязки" проекта ВКС "Hermes", что требовало серьезных дополнительных финансов. Их не нашлось, и таким образом, вся разработка ВКС "Hermes" была закрыта в середине 90-х годов.
Окончательный вариант компоновки ОК "Hermes" выглядел следующим образом:
|
Условные обозначения: 1 - авиационное оборудование 2 - водяной бак 3 - входной люк 4 - расходный водяной бак 5 - бак гидразина 6 - управляющие двигатели (400Н) 7 - элевон 8 - иллюминатор 9 - топливный бак 10 - бак с азотом 11 - бак сжатого воздуха 12 - остронаправленная антенна 13 - бак с жидким кислородом 14 - вспомогательная силовая установка 15 - радиаторы 16 - топливные элементы 17 - орбитальный заменяемый отсек 18 - бортовой манипулятор 19 - блоки жидкостной системы охлаждения 20 - РДТТ отделения ВКС 21 - руль направления 22 - управляющие двигатели (26Н) 23 - звездный датчик 24 - бак жидкого водорода 25 - отсек полезного груза 26 - электрооборудование 27 - панель основных приборов 28 - стыковочный узел 29 - двигатели орбитального маневрирования 30 - бак с гелием 31 - управляющие двигатели (400Н) 32 - РДТТ разделения "Hermes"/РН "Ариан-5" 33 - кресло бортинженера 34 - рабочее место командира 35 - жилая зона 36 - тунель 37 - катапультируемое кресло 38 - лобовая кромка 39 - бортовой манипулятор 40 - рабочее место пилота 41 - выходной скафандр 42 - руль направления 43 - воздушный тормоз |
|
Переход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru