Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/firststg.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 00:56:53 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: starspots |
Первая ступень ракеты-носителя
"Энергия" состоит из четырех боковых
блоков А, каждый из которых является
доработанным вариантом первой ступени
ракеты-носителя "Зенит" (см. ниже). На рисунке
слева под крылом "Бурана" хорошо видны блоки
А первой ступени.
|
|
Ракета-носитель 11К77 ("Зенит") разработана Конструкторским бюро "Южное" имени академика М.К.Янгеля (г.Днепропетровск) в 1976-1985гг. Разработка ракеты была санкционирована Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1976г. и являлась составной частью программы "Энергия-Буран".
Блок первой ступени РН 11К77 (11С771 или блок А) с некоторыми доработками предполагалось использовать в качестве бокового блока универсальной ракетно-космической транспортной системы многоразового использования (предполагались комбинации от 2 до 8 блоков А). В дальнейшем ракетой-носителем "Зенит" планировалось заменить РН "Союз", планировалось со временем проводить с ее помощью запуски пилотируемых кораблей. Для этого на стартовом комплексе "Зенита" на космодроме Байконур (площадка N45) были построены даже специальные фермы обслуживания для посадки космонавтов в корабль. Но задержка с разработкой корабля под "Зенит" с одной стороны, высокий уровень перегрузок при старте (до 4.5-4.7g) и нежелательные для организма человека спектры колебаний с другой пока не позволили осуществить эти планы. Однако работы над такими кораблями ведутся. Есть проработки изменения спектров колебаний РН и снижения уровня перегрузок за счет дросселирования двигателей. В качестве потенциального преимущества "Зенита" рассматривается возможность запуска кораблей типа "Союз ТМ" на орбиту с наклонением 51.6º с российского космодрома Плесецк, где завершается (по состоянию на конец 1998 г.) строительство первой стартовой установки РН "Зенит" на площадке N35.
Массовые и энергетические характеристики РН "Зенит" |
|
Стартовая масса, кг | 459000 |
Количество ступеней | 2 |
Масса груза, выводимого на опорную орбиту ИСЗ, т | 12.5 - 11.3 |
Масса ступеней при отделении, кг: | |
1 ступень | 33900 |
2 ступень | 9300 |
Масса сбрасываемого головного обтекателя, кг | 2100 - 2300 |
Рабочий запас топлива, кг: | |
1 ступень | 318800 |
2 ступень | 80600 |
Тяга двигателей в пустоте, кН | |
1 ступень | 7908 |
2 ступень: основной | 834 |
рулевой | 78 |
Удельный импульс в пустоте, с: | |
1 ступень | 337 |
2 ступень: основной | 350 |
рулевой | 342 |
Эскизный проект ракеты-носителя 11К77 был завершен в феврале 1977г. 11К77 представляет собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней. Первая ступень
оснащена четырехкамерным жидкостным ракетным двигателем 11Д520 (РД-170) тягой 806 тонн (в вакууме), разработанным НПО "Энергомаш". Ракетный блок второй ступени 11С772 оборудован двигательной установкой, состоящей из однокамерного маршевого ЖРД 11Д123 (РД-120) тягой 85 тонн, разработанного НПО "Энергомаш" и четырехкамерного рулевого ЖРД 11Д513 тягой 8 тонн, разработанного КБ "Южное". Все двигатели работают на жидком кислороде и керосине РГ-1.
Летно-конструкторские испытания ракеты-носителя 11К77 проходили с апреля 1985г. по декабрь 1987., после чего ракета была принята в эксплуатацию.
Запуски РН "Зенит" осуществляются со стартового комплекса на площадке 45 5 ГИК. Стартовый комплекс включал две пусковые установки, из которых в настоящее время функционирует только одна - левая (правая ПУ была разрушена при аварии носителя на начальном участке полета 4 октября 1990г.).
Модернизированный вариант РН "Зенит",
дооснащенный блоком третьей ступени 11С851 (так называемый
"Зенит-3") выбран в качестве основного
носителя в международном коммерческом проекте
морского космодрома "Sea Launch".
Головным изготовителем "Зенита"
является Производственное объединение "Южный
машиностроительный завод" (ПО ЮМЗ,
г.Днепропетровск).
Более подробно о конструкции, разработке и испытаниях РН "Зенит" и первой ступени РН "Энергия" рассказывает в своих мемуарах Главный конструктор Борис Иванович Губанов
Web-master: їВадим
Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru