Сообщение ТАСС
На заключительном этапе предстартовой подготовки
ракеты-носителя "Энергия" с орбитальным кораблем "Буран"
возникли отклонения в работе одной из систем обеспечения
пуска. В связи с этим автоматически была выдана команда на
прекращение дальнейших работ. В настоящее время ведется
устранение возникших замечаний. О дате и времени старта
будет сообщено дополнительно. |
Что
же произошло?
За 51 секунду до старта одна из площадок
обслуживания (см. фотографию в заголовке страницы) не
отошла от ракеты-носителя. Точнее, время отвода площадки превысило
допустимое, и сигнал об успешном завершении операции отвода не поступил на
ЭВМ, проверяющую пусковую готовность всех систем. Эта площадка до последних
секунд держит платформу прицеливания, регулирующую гироскопы. Автоматика
после опроса всех сигналов не нашла отзыв концевого
выключателя, фиксирующего положение платформы, и мгновенно дала "стоп"программе
пуска.
Специальная комиссия установила, что
стартовое сооружение с его площадкой не при чем. Она выяснила, что блок
приборов платформы прицеливания , отстыковывался от ракеты почти 40 секунд
вместо
трех. Ферма же, обязанная отвести блок после его
отстыковки, не получила на это команду и согласно программе осталась на
месте, так как автоматика выдала старту общий отбой.
Лучше всего о событиях
29 октября 1988 г. рассказывают их непосредственные участники:
-
главный конструктор РН "Энергия", первый
заместитель генерального конструктора Б.И.Губанов;
-
заместитель главного конструктора
В.М.Филин;
-
начальник научно-испытательного управления
Байконура, командир боевого расчета В.Е.Гудилин.
Что
должно было произойти
Если бы не досадная
отмена пуска за 51 сек до контакта подъема, то "Буран" стартовал в свой первый
космический полет 29 октября 1988 г. Программа полета предусматривала выполнение
двух витков вокруг Земли и последующую автоматическую посадку на ВПП посадочного
комплекса Байконура.
Циклограмма
несостоявшегося полета универсальной транспортной космической системы
"Энергия-Буран" 29 октября 1988 г. выглядела следующим образом:
Время |
Операция |
23.25-03.25 |
Заправка УТКС
компонентами топлива |
03.25-06.00 |
Термостатирование компонентов
топлива |
03.25-05.25 |
Подготовка и
ввод оперативных данных на пуск |
04.25-06.24 |
Телевизионная передача с космодрома Байконур |
05.25-05.35 |
Подготовка
наземной аппаратуры комплекса автономного управления |
05.36 |
Начало работы комплекса
автономного управления по циклограмме |
06.10 |
Включение
комплекса аппаратуры средств аварийной защиты |
06.15-06.25 |
Подготовка двигателей
ракеты-носителя к пуску |
06.24.50 |
С
Т А Р Т |
06.24-06.45 |
Зона радиовидимости на первом витке |
07.09-07.17 |
06.24-06.35 |
Телевизионная передача |
06.47-07.11 |
06.32.53 |
Отделение
орбитального корабля от ракеты-носителя |
06.36.19 |
Первое включение ДУ орбитального
корабля: время работы 67 с., импульс 66.7 м/с |
07.10.00 |
Второе включение
ДУ орбитального корабля: время работы 40 с., импульс 41.7 м/с |
07.10.40 |
Выведение орбитального корабля на
опорную орбиту с параметрами: 256/252 км., 89.45 мин., 51.6њ |
07.53-08.17 |
Зона радиовидимости на втором витке |
08.42-08.50 |
07.54-08.05 |
Телевизионная передача |
08.20-08.44 |
08.44.34 |
Включение ДУ
орбитального корабля на торможение: время работы 155 с., импульс 162.4
м/с |
09.10-09.18 |
Зона радиовидимости на участке спуска |
09.39-09.48 |
09.16-09.43 |
Аэродинамическое
торможение орбитального корабля (от 100 км до 20 км) |
09.43-09.47 |
Предпосадочное маневрирование
орбитального корабля (до высоты 4 км) |
09.47-09.48 |
Заход
орбитального корабля на посадку |
09.48-09.49 |
Пробег по взлетно-посадочной
полосе |
09.49 |
Остановка
орбитального корабля |
Программы полета "Бурана" 29
октября 1988 г.
Штатная программа полета 29
октября 1988 г. была роздана участникам пуска в отпечатанном виде. Мы
представляем экземпляр программы из личного архива специалиста МОКБ
"Марс" А.В.Гредина с автографами, поставленными после успешного полета
"Бурана" 15 ноября 1988 г. |
В процессе создания программы полета
разрабатываются штатная и значительное число нештатных программ полета,
реализуемых при возникновении нештатных ситуаций в бортовых системах
орбитального корабля и средствах, с которыми он
взаимодействует в полете. В зависимости от времени возникновения нештатной
ситуации и ее серьезности, во время полета штатная программа заменяется той или
иной резервной, определяющей дальнейший ход и исход полета. Программа полета
корабля строится по иерархической структуре,
предусматривающей определение как стратегических основ ее построения, так и
конкретных режимов функционирования взаимодействующих систем, и содержит
сведения, основу которых составляют цели и задачи полета, данные по
баллистической схеме, этапам, общим характеристикам и последовательности
выполнения полета, состав, основные требования к космическим и наземным
средствам, с которыми корабль взаимодействует в процессе
полета, а также основные принципы построения и требования к программе,
предъявляемые обеспечением безопасности экипажа (в пилотируемом полете) или
сохранности орбитального корабля (в беспилотном).
Разумеется, в процессе выполнения программ
реализуются основные задачи полета, поэтому с изменением задач от полета к
полету соответственно меняются и его программы. В то же время, если в разных
полетах могут возникнуть схожие нештатные ситуации (с одинаковыми последствиями
и способами их парирования), резервные программы могут быть очень похожи в
разных полетах (например, резервные программы "Маневр возврата" или "Дежурный
полет").
Первый испытательный полет
орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме (первая попытка
29.10.1988, успешный полет 15.11.1988)
предусматривал следующие основные программы (чертежи программ приведены для
попытки запуска 29.10.1988, для полета 15.11.1988 программы выглядят аналогичным
образом с соответствующими изменениями даты и времени запуска и основных
операций):