Экстренное отделение
При полном отказе
ракеты-носиеля (РН) в зависимости от
участка полета предусмотрено или катапультирование
экипажа, или экстренное отделение орбитального корабля (ОК) от РН.
Экстренное отделение (ЭО) ОК от РН как
способ спасения ОК и экипажа предусматривается
при авариях РН выше зоны катапультирования.
При обнаружении комплексом автономного
управления полного отказа РН двигатели
последней выключаются, происходят отделение и
стабилизация ОК, а его автономный полет
завершается посадкой на ВПП одного из аэродромов
по трассе выведения.
В этом случае система управления ОК
выбирает аэродром (из числа намеченных и
аттестованых) с учетом зон досягаемости
(кинематических параметров на момент аварии и
маневренных возможностей ОК) и далее управляет
полетом и посадкой на ВПП, при этом управление на
заключительном этапе в зоне видимости ВПП должно
выполняться экипажем. В крайнем случае (при
невозможности посадки) может быть использовано
катапультирование.
В качестве
аэродромов для посадки корабля в случае экстренного отделения рассмаривалось
несколько десятков аэродромов на всей территории Советского Союза вдоль трассы
выведения (не путать с двумя запасными аэродромами на западе и востоке страны; инфомации по этим аэродромам крайне мало, но известно, что в их число входил
городской аэропорт Толмачево в Новосибирске, посадочная полоса которого
аттестовывалась летающей лабораторией на базе Ту-154).
Автономный полет ОК в первой фазе
сопровождается работой его двигателей для
выработки топлива с одновременным улучшением
траекторных параметров (снижение углов наклона
траектории).
Функционирование ОДУ в штатной (А) и
в нештатных (Б) ситуациях:
1 - стабилизация связки ОК-РН; 2
-
разделение ОК и РН; 3 - довыведкние на
опорную орбиту; 4 - динамические операции
реактивной системы управления (РСУ) - ориентация,
стабилизация, стыковка и т.п.; 5 -
орбитальное маневрирование; 6 - сход с
орбиты; 7 - управление спуском; 8
-
стабилизация связки ОК-РН в нештатной ситуации,
а также резервная возможность включения ОДУ на
активном участке (для использования свободного
объема баков); 9 - экстренное отделение ОК
от РН в нештатной ситуации, выработка топлива при
аварийном возвращении; 10 - аварийное
разделение ОК и РН и управление спуском
|