Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/gud%2034.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 01:27:30 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: agn |
Проектные проработки многоразового космического корабля "Заря"
Работы по проекту многоразового космического корабля "Заря" (14Ф70) были
развернуты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от
27 января 1985 г.
22 декабря 1986 г. ВПК приняло решение о выпуске эскизного проекта на
многоразовый многоцелевой корабль "Заря".
Корабль должен был создаваться в два этапа: на первом разрабатывался базовый
многоразовый пилотируемый транспортный корабль, на втором - его модификации для
решения специальных задач в автономных и совместных с другими космическими
аппаратами полетах в широком диапазоне высот и наклонений (до 97 град.) орбит.
Эскизный проект базового корабля был выпущен в I квартале 1987 г. и защищен на НТС Минобщемаша.
По полученным замечаниям проект был подвергнут корректировке и в мае 1988 г.
представлен совместному заседанию НТС МОМ и ГУКОС, принявшему решение о ведении
дальнейших работ.
Обоснованием принятых решений явилось создание новой ракеты-носителя "Зенит"
(головной разработчик - КБ "Южное"), более совершенной, чем РН "Союз", и
предназначенной для выведения как автоматических, так и пилотируемых
космических аппаратов.
Базовый многоразовый корабль "Заря" предназначался для:
- доставки экипажей и полезных грузов на постоянно действующие орбитальные
станции типа "Мир" и возвращения их на Землю;
- дежурства на станции для обеспечения возвращения спуска ее экипажа на Землю в
нужный момент (допустимая длительность полета корабля не менее 195 сут, с
доработкой - до 270 сут;
- доставки и возвращения грузов в беспилотном варианте;
- проведения операций по спасению экипажей пилотируемых объектов станции типа
"Мир",
ОК "Буран";
- решения отдельных задач в автономных полетах в интересах Министерства обороны
и Академии наук СССР;
- использования конструкции и систем корабля для решения целевых задач на втором
этапе путем его дооснащения специальным оборудованием и аппаратурой.
|
Многоразовый пилотируемый
космический корабль "Заря": 1. Возвращаемый корабль 2. Транспортируемые грузы 3. Посадочный двигатель 4. Рабочий отсек 5. Аэродинамический щиток 6. Иллюминатор 7. Звездный датчик 8. Катапультное кресло 9. Пульт управления 10. Антенна аппаратуры сближения 11. Агрегатный отсек 12. Бортовая аппаратура 13. Двигатели причаливания и ориентации 14. Лобовой теплозащитный экран-амортизатор 15. Доплеровский измеритель скорости 16. Система дозаправки и двигательная установка 17. Навесной отсек 18. СЭП с ЭХГ 19Навесной холодный радиатор |
Для выведения корабля "Заря" на опорную околоземную орбиту предполагалось
использовать новую универсальную ракету-носитель "Зенит" с горючим "циклин" на 2
ступени, что позволяло увеличить допустимую массу и габариты корабля.
Корабль "Заря" имел максимальную массу 15 065 кг при выведении на опорную орбиту
высотой до 190 км и наклонение 51,6 град., в том числе массу доставляемых и
возвращаемых грузов 2,5 и 1,5 - 2 т соответственно при экипаже из двух
космонавтов или 3 и 2 - 2,5 т при полете без экипажа, диаметр 4,1 и длину 5 м и
экипаж до восьми космонавтов.
При проектировании корабля был максимально использован опыт разработки,
производства, испытаний и эксплуатации предшествующих кораблей. Так,
аэродинамическая форма возвращаемого на Землю корабля была аналогична форме
спускаемого аппарата КК "Союз" (аэродинамическое качество 0,26 при М=6), часть
бортовых систем, приборов и агрегатов была заимствована с КК "Союз ТМ" и т.д.
Вместе с тем были применены и современные достижения и технические решения в
части конструкции, материалов и бортовых систем (например, новый бортовой
комплекс управления с использованием современной вычислительной техники).
Космический корабль "Заря" включал возвращаемый корабль (ВК) и навесной отсек
(НО), отделяемый от ВК перед спуском, а для стыковки с орбитальными станциями
типа "Мир" - стыковочный узел "штырь-конус" или ПАС (с переходным люком
диаметром 800 мм), который на начальном участке выведения корабля закрывался
сбрасываемым защитным конусом.
Возвращаемый корабль как основная часть являлся многоразовым и мог
использоваться до 30...50 раз, что достигалось, в частности, применением
теплозащитных материалов многократного использования (по опыту
ОК "Буран"),
новой схемы вертикальной посадки на Землю с помощью многоразовых ЖРД для гашения
вертикальной и горизонтальной скоростей посадки (во избежание перекатывания по
грунту) и сотового амортизатора корпуса для исключения его повреждений.
Принцип посадки на ЖРД, кроме многоразовости, давал перспективу применения ВК
для полетов и на безатмосферные небесные тела. Однако, использование этого
принципа для возвращаемого на Землю пилотируемого корабля вызвало сомнения у
ряда заинтересованных организаций, главным образом служб ВВС.
В комплексе средств посадки потребовались отработанные и надежные резервные
средства до набора необходимой статистики посадок на ЖРД. Поэтому, в целях
повышения безопасности экипажа на корабле первого этапа предполагалось
использовать катапультные кресла, обеспечивающие спасение космонавтов в
аварийных ситуациях при посадке и на начальном участке выведения на орбиту, хотя
размещение в ВК ограничивало бы экипаж до 4 космонавтов.
В качестве основной системы посадки планировалось использовать 24 посадочных
двигателя объединенной двигательной установки тягой 1,5 тс каждый, работающие
на компонентах "перекись водорода - керосин", а для управления спуском - 16
однокомпонентных двигателей тягой 62 кгс каждый, также входящих в объединенную
двигательную установку.
Бортовой комплекс управления и комплекс средств посадки должен был обеспечивать
точность посадки не хуже 2,5 км и посадочную перегрузку не более 10 ед.
В одноразовом навесном отсеке должна была размещаться многофункциональная
двигательная установка (МДУ), обеспечивающая орбитальное маневрирование
корабля, в частности подъем с опорной на рабочую орбиту и спуск на Землю в
диапазоне высот рабочей орбиты от 200 до 550 км. МДУ включала два двигателя
тягой 300 кгс каждый, работающих на компонентах "АТ + НДМГ", а также двигатели
причаливания и ориентации.
Базовый корабль "Заря" разрабатывался как многоцелевой для решения различных
задач в пилотируемых и беспилотных полетах как в составе орбитальных
комплексов, так и автономно, и предусматривал возможность совместной работы с
буксирами для широкого орбитального маневрирования (вплоть до геостационарной
орбиты). Смена целевого назначения или изменение численности экипажа практически
не затрагивали основной конструкции и систем корабля.
Корабль "Заря" предусматривалось использовать в вариантах транспортного корабля
с экипажем 2-4 человека и с доставляемым и возвращаемым полезным грузом;
корабля-спасателя с экипажем 1-2 человека или без экипажа для возвращения на
Землю космонавтов (2-4 на первом этапе и до 8 на втором) с потерпевшего аварию
космического аппарата; корабля для проведения монтажных и
ремонтно-восстановительных работ с экипажем 2-3 человека; беспилотного корабля
с доставляемым и возвращаемым грузом и корабля для полетов на высокие орбиты с
помощью буксира до высоты 36000 км.
Работы по теме "Заря" были прекращены в январе 1989 г. в связи с отсутствием
финансирования. К этому времени был завершен выпуск основной конструкторской
документации как у нас на предприятии, так и в смежных организациях.