Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/gud%2010.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:23:23 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п
В.Е.Гудилин. Полигон Байконур

ГЛАВА 2

Межконтинентальные баллистические ракеты. Освоение космического пространства

Создание научно-исследовательского испытательного полигона (Космодром Байконура)

     Для испытаний первых одноступенчатых баллистических ракет дальнего действия Р-1, Р-2, Р-5, Р-11, Р-11М, Р-11ФМ в 1946 г. был создан Государственный Центральный полигон вблизи п. Капустин Яр (Сталинградской области). Он позволял успешно решать задачи проведения ЛКИ БРДД, пока их дальность не превышала 1,0...1,5 тыс. км. При этом поля падения отработавших ракет приходились на пустынные, незаселенные районы, боевые поля падения головных частей ракет тоже отвечали этому требованию (они постепенно сдвигались к востоку, пока не достигли Балхаша). Работе радиосистем бокового управления полетом ракеты и управления их дальностью не мешали никакие образования на поверхности Земли (горы, холмы и пр.), надежно работали по всей трассе полета БРДД наземные измерительные пункты, получая телеметрическую информацию о состоянии бортового оборудования летящих по траектории ракет. При аварийных пусках ракет ГЦП ущерб обычно ограничивался масштабами одиночной стартовой позиции. Размеры ГЦП позволяли одновременно проводить пуски нескольких типов БРДД, в том числе в интересах не только Министерства обороны, но и академической науки.
     Положение существенно изменилось, когда начались работы по принципиально новой многоступенчатой баллистической ракете межконтинентальной дальности (МБР), получивший впоследствии индекс Р-7. Прежняя база испытаний ГЦП оказалась тесна для новой ракеты. ее дальность превышала 8000 км, трасса полета проходила в восточном направлении фактически через всю азиатскую часть Советского Союза. Для летных испытаний Р-7 нужно было отчуждать новые районы для падения отработавших ступеней ракет, создать новые наземные измерительные пункты, выбрать подходящие районы для наземных пунктов радиоуправления полетом ракеты Р-7, оборудовать боевые поля падения ГЧ в восточных районах страны (на Камчатке и в акваториях Тихого океана). Необходимо было разработать систему транспортирования отличавшихся значительными размерами отдельных блоков ракеты Р-7 к месту старта (достаточно сказать, что каждый из четырех боковых блоков, образующих первую ступень ракеты Р-7, был сравним по габаритам с ранее созданными ракетами первого поколения, а центральный блок ракеты уже значительно превосходил их). Короче говоря, нужен был новый полигон для проведения ЛКИ ракет межконтинентальной дальности в повестку дня был поставлен вопрос о выборе места его расположения.
     Для решения этой задачи в начале 50-х годов была создана специальная комиссия, были разработаны основные требования к новому полигону и оговорены его желаемые характеристики, предварительно указаны предпочтительные районы страны для его создания.
     Комиссия приступила к рекогносцировочным работам на местности и детальной проработке возможных вариантов размещения ("посадки", как говорили члены комиссии) нового полигона. Наиболее тщательной проработке были подвергнуты три варианта.
     Первый - в Мордовии, где во время войны образовалась огромные вырубки леса, было сравнительно редкое население, хорошие транспортные пути. Но при детальной проработке выяснилось, что этот вариант не удовлетворяет многим из предъявляемых к будущему полигону требований.
    Тогда взоры комиссии обратились ко второму варианту - это было западное побережье Каспийского моря (район Астраханской области и Дагестана). Однако, выяснилось, что при размещении стартовых комплексов для пусков МБР в этом районе создаются непреодолимые трудности для размещения пунктов радиоуправления полетом ракеты Р-7. Из-за имеющихся в этом районе гор и холмов радиолуч наземной станции управления не достигал борта ракеты на отдельных участках ее полета (прежде всего на наиболее важном участке - в первые десятки секунд после ее отрыва от стартового стола).
     Если бы в ту пору было ясно, что радиоуправление полетом МБР - это временная мера, и далее на всех боевых баллистических ракетах будут использоваться только автономные системы управления, которым совсем не нужны наземные пункты радиоуправления, этот вариант мог бы стать очень привлекательным - освоенные транспортные магистрали (железнодорожные, водные и воздушные), относительно благоприятный климат для работы и проживания людей, рядом Волга - почти неограниченный источник питьевой и технологической воды, трасса полета МБР проходила над пустынными и полупустынными районами, не было проблем с полями падения головных частей и боевых блоков. Но по указанным выше причинам от этого варианта также пришлось отказаться.
     Тогда комиссия обратила свои взоры на Казахстан - район от Аральского моря до г. Кзыл-Орды оказался пригоден для привязки полигона. Внимание привлекло также то, что в районе станции Тюратам сохранилась узкоколейная ветка, ведущая к небольшому карьеру, расположенному километрах в 30 от станции, в степи.
     Большим достоинством этого варианта было также то, что через Тюратам проходила железная дорога Москва - Ташкент, рядом была Сыр-Дарья, как источник воды для обеспечения нужд строительства, технологических процессов при испытаниях и пусках ракет, снабжения будущих жилых городков. Кроме того, этот район был практически свободен от каких-либо построек и населенных пунктов, ближе всего расположен к экватору, что создавало преимущества при запуске МБР в восточном направлении (максимально использовалось естественное вращение Земли для разгона стартующей ракеты, что энергетически очень выгодно). Не было сложностей с полями падения ступеней ракет и размещением пунктов радиоуправления и приема телеметрии, контроля траектории полета ракеты с помощью радиосредств. Весь комплекс этих показателей и решил окончательный выбор: 12 февраля 1955 г. было принято Постановление Совета Министров СССР о создании нового полигона для летно-конструкторских испытаний и запуска искусственных спутников Земли в районе железнодорожной станции Тюратам Кзыл-Ординской области Казахской ССР.
     Начальником полигона был назначен генерал-лейтенант артиллерии Нестеренко А.И., начальником штаба полковник Буцкий А.С. Ядро управления составили офицеры Васильев А.А., Носов А.И., Метелкин А.П. и около 50-ти других офицеров , имевших опыт испытательной работы на полигоне Капустин Яр.
     Новый полигон виделся проектировщикам, ракетчикам и строителям как сложный комплекс связанных между собой объектов, предназначенных для подготовки и пуска ракет с космическими аппаратами. Первоначально ставилась задача пуска ракеты Р-7 с термоядерной ГЧ. ее габариты и массу определил член-корреспондент АН СССР А.А. Ильюшин, под эти параметры и велась первоначально разработка боевой МБР Р-7.
     На полигоне требовалось возвести наземное стартовое сооружение для пуска ракеты типа Р-7 с подземным командным пунктом и вспомогательными службами, при этом предстояло переместить более миллиона кубометров земли. Невдалеке должен был быть построен похожий на огромный заводской цех монтажно-испытательный комплекс (МИК) ракет-носителей - для сборки и проведения горизонтальных испытаний ракет. Потребовалось особой чистоты здание для предстартовой подготовки космических объектов (КО) - космических аппаратов, космических кораблей и межпланетных станций, требовали внимания также сооружения для заправки КО.
     Так появилась потребность строить МИК космических объектов, заправочные станции для РН и КО, хранилища компонентов ракетных топлив, кислородные заводы для производства жидкого кислорода - одного из основных компонентов ракетных топлив, азота, гелия (впоследствии и заводы для получения жидкого водорода), железнодорожные ветки для доставки ракет, грузов, заправочных емкостей на стартовую позицию и многое другое, что включает в себя материальное и техническое обеспечение военного объекта.
     Таким образом, полигон вырастал в комплексную проблему, которая требовала применения усилий сотен специалистов различных профилей, огромного труда строителей, монтажников технологических систем, геодезистов, инженеров-испытателей, военных и гражданских.
     Нужно было создавать сооружения полигонного командно-измерительного комплекса, оснащать их аппаратурой, контролирующей полет ракет и КА, ведущей наблюдения за работой установленной на них бортовой аппаратуры.
     Все эти полигонные сооружения и установленная в них аппаратура нуждались в системе энергоснабжения, линиях электропередач и инженерных сетях, проводной и радиосвязи и многом другом.
     Нельзя было обойтись без мощного вычислительного центра. И, конечно же, невозможно было представить полигон без создания в пустыне современного города для проживания тысяч людей, развитой системы автомобильных дорог, современного аэродрома и многого другого, необходимого для жизни и работы больших человеческих коллективов.
     В краю необжитых песков, сурового климата (летом температура достигает 400 С в тени, зимой возможны морозы до минус 300, все это при частых пыльных бурях и суховеях, мощных снежных буранах) началось в 1955 г. строительство научно-исследовательского испытательного полигона N 5 (5 НИИП МО), который стал отправной площадкой для начавшейся в 1957 г. космической эры, берегом Вселенной.
     Военных строителей полигона возглавил опытный специалист, прошедший войну генерал Г.М.Шубников. Первый десант строителей во главе с лейтенантом И.Н.Денежкиным прибыл на станцию Тюратам для подготовки мест под размещение военных строительных отрядов уже 12 января 1955 г. В июне 1955 г. Директивой Генштаба была определена оргштатная структура полигона, в августе 1960 г. приказом Министра обороны СССР день 2 июня 1955 г. был определен как День основания полигона - он отмечается ежегодно как праздник соединений и частей, входящих в состав 5 НИИП МО. Празднуют этот день и все гражданские специалисты, отдавшие космодрому свой талант и энергию.
     Не будет преувеличением сказать, что строители полигона и его специалисты совершили настоящий подвиг - уже в начале 1957 года были построены основные сооружения, позволявшие начать летные испытания первой в мире боевой межконтинентальной ракеты Р-7, ставшей впоследствии на долгие годы мирной ракетой-носителем и обеспечившей во многом успех мировой космонавтики - запуск первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., первый полет человека - советского гражданина Ю.А.Гагарина в космическом пространстве вокруг Земли 12 апреля 1961 г. запуски первых межпланетных станций и многое другое, составившее славу советской и мировой космонавтики.
     Выступая в 1961 г., вскоре после триумфа Ю.А.Гагарина на собрании строителей Байконура, С.П.Королев сказал: "Я был уверен, что военные строители не подведут. Но я не предполагал, что в такой короткий срок они смогут построить так много и так хорошо. Большое спасибо Вам, дорогие товарищи!" В этих словах - заслуженная оценка труда строителей и тех, кто принимал в эксплуатацию сооружения полигона.
     Но главная тяжесть после завершения строительства основных сооружений полигона легла на военных и гражданских специалистов, испытателей ракетно-космической техники. Многие из них проработали на Байконуре долгие годы, другие бывали здесь в частых и длительных командировках, третьи эпизодически участвовали в работе многочисленных комиссий и технических групп, а все вместе делали одно большое общее дело, называемое "практической космонавтикой".
     Впоследствии кроме испытаний ракеты Р-7 на полигоне начались испытания и других типов ракет С.П. Королева - МКР Р-9, лунного носителя Н1, а также ракет, созданных в других КБ и с другими параметрами: межконтинентальных боевых ракет М.К.Янгеля, тяжелого носителя "Протон" В.Н.Челомея, его же боевых МКР шахтного базирования в ампулизированном исполнении, многоразовой космической транспортной системы "Энергия-Буран", опередившей свое время и др. Были построены наземные и шахтные стартовые комплексы для проведения пусков ракет различных типов и конструкций, расширялись возможности испытательной базы.
     В разные годы начальниками полигона были: К.В.Герчик, А.Г.Захаров, А.А.Курушин, В.И.Фадеев, Ю.Н.Сергунин, Ю.А.Жуков, А.Л.Крыжко.
     В настоящее время полигоном командует А.А.Шумилин.
     С распадом Советского Союза Байконур оказался "за границей" - на территории независимого Казахстана. И его нынешнее положение определяется специальными межправительственными соглашениями между Россией и Казахстаном. Для выполнения своей национальной космической программы и международных обязательств России приходится арендовать Байконур у Казахстана.
     Но это все произойдет в будущем, в 1991 г., а в 1955 г. все было подчинено одной цели - обеспечить испытания вновь создаваемой межконтинентальной баллистической ракеты.


Далее...