Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/gud%2006.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:22:22 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: helix nebula
В.Е.Гудилин. Р-3

Ракетный комплекс Р-3

     Создание ракеты Р-3 с дальностью полета 3000 км было одной из основных тем, которые обсуждались на правительственном уровне в апреле 1947 г. В ее, эскизном проекте были рассмотрены различные конструктивные схемы: одноступенчатые, составные и крылатые. Остановились на одноступенчатой схеме с начальной массой 65...70 т и тягой двигателя 120 - 140 тс. Конструкция ракеты предусматривала отделяющуюся головную часть, несущие баки окислителя и горючего, отсутствие воздушных стабилизаторов.
     Эскизный проект ракеты Р-3 состоял из трех крупных разделов: первый содержал проект собственно ракеты Р-3 (его выполнение было поручено отделу 3 С.П.Королева с одновременным его руководством другими разделами проекта); второй включал эскизный проект и создание макета двигательной установки (его выполнение по заданию отдела 3 на конкурсных началах было поручено ОКБ-456 Главного конструктора В.П.Глушко и НИИ-1 МАП, где работы возглавил А.И.Полярный), третий охватывал все проблемы, связанные с разработкой систем управления и контроля (их решение по заданию отдела 3 было поручено Главным конструкторам Н.А.Пилюгину и М.С.Рязанскому).
     При подготовке проекта по ракете Р-3 был обобщен полученный при отработке ракет Р-1, Р-1А, Р-2Э, Р-2 опыт и проведен анализ теоретических и экспериментальных данных. Проект послужил своего рода стимулом для создания общей методической базы для проектирования ракет дальнего действия. Так, название первого тома проекта "Принципы и методы проектирования ракет большой дальности", ответственным исполнителем которого был С.П.Королев, не составляли сомнений на этот счет. Большинство томов проекта содержали как бы два уровня: один обобщенный для ракет дальнего действия, другой конкретный, применительно к разрабатываемой ракете Р-3.
     По результатам рассмотрения эскизного проекта было рекомендовано принять, как ближайшую задачу, создание экспериментальной ракеты Р-3А в качестве модели для отработки в натурных условиях конструкции ракеты, двигателей и системы управления ракеты Р-3, отмечена современность и целесообразность экспериментов по применению высококипящих окислителей и высококалорийных горючих, особо подчеркивалась перспективность разработки ракет по схеме "пакет" и по схеме с отделяющейся крылатой головной частью.
     Создание экспериментальной ракеты Р-3А, исследования по применению перспективных компонентов топлив и перспективных конструктивных схем составили содержание намеченных на последующие два года научно-исследовательских тем.
     Разработка ракеты Р-3 не вышла за рамки эскизного проекта, но полученные на этом этапе результаты оказали решающее влияние на последующий ход развития ракетно-космической техники в Советском Союзе.

Ракета Р-3А
    
Ракета Р-3А предназначалась для проверки особенностей конструктивной схемы ракеты Р-3. Еще на ракете Р-2 были частично внедрены элементы новой схемы: отделяемая головная часть и несущий бак горючего. Требовалось проверить другие конструктивные элементы: несущий бак окислителя и хвостовой отсек без стабилизаторов.
     На ракете Р-3А как экспериментальной модели ракеты Р-3 предполагалось реализовать все особенности новой конструктивной схемы. При этом, учитывая сжатые сроки ее разработки, считалось целесообразным максимально сохранить все элементы базовой ракеты Р-2, не принимая во внимание такую характеристику, как дальность. Правда, на ракете Р-3А требовалось проверить новую схему двигателя, которая существенно отличалась от схемы двигателя ракеты Р-2: при практически равных габаритно-массовых характеристиках двигатель ракеты Р-3А имел тягу у Земли 40 тс (у Р-1 - 27, 2 тс, Р-2 - 37 тс) и удельный импульс тяги у Земли 210 с (для Р-1 - 200 с).
     Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полета до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 тс и массе сухой конструкции ракеты около 4 т.
     Летные испытания ракеты Р-3А планировались на октябрь 1951 г., однако проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты, получившей индекс Р-5.


Далее...