Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/baikal.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:26:25 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: mercury surface
Полет Байкала

переход к полету ОК Байкал

Полет орбитального космического корабля "Байкал"
Эти материалы являются эксклюзивными

История отечественной космонавтики до сих пор хранит еще немало белых пятен - но только самому узкому кругу "посвященных" специалистов было известно о самом секретном космическом полете в нашей истории.

Только сегодня, спустя более восьми лет, после распада СССР и свертывания многих космических программ, мы наконец имеем возможность ВПЕРВЫЕ рассказать о последнем, втором полете (2К1 - второй корабль, первый полет) по программе создания советских многоразовых космических кораблей, который выполнил 4 февраля 1992 года орбитальный корабль (ОК) "Байкал".

"Байкал", так же как и его старший собрат, блестяще слетавший в космос 15 ноября 1988 г. - ОК "Буран", был построен в рамках программы "Энергия-Буран" по созданию многоразовой транспортной космической системы, и представлял собой второй (и последний) ОК головной серии (заводские N1.01 и N1.02).

Интересно, что впервые имя "Байкал" было нанесено на первый летный корабль (изделие N1.01), который 15.11.1988 г. совершил первый автоматический полет под именем "Буран" (см. видеокадры транспортировки "Бурана" под именем "Байкал").

Видеофрагмент: транспортировка "Байкала" на площадку огневых контрольных испытаний; baikal01.avi, 720x576, 5.3Mb, 48 сек. видео
Все дело в том, что в слове "Байкал" ... на одну букву больше, и при написании его вместо "Буран" последняя буква попадала в зону высоких температур при спуске в атмосфере и попросту выгорала вместе с лаковым покрытием плиточной кварцевой теплозащиты (остальные пять букв оставались в зоне умеренных температур и прекрасно сохранялись на гибкой теплозащите из органических волокон). Нужно знать атмосферу тех лет, чтобы понимать, что в случае "исчезновения" при посадке одной из букв имени ОК или тем более государственных атрибутов (флага и надписи "СССР") ответственных специалистов ждало лишение не только премий... А если сгорят первые три буквы, то...
Однако по результатам первого испытательного полета "Бурана" удалось экспериментально уточнить реальные зоны выгорания лакового покрытия и стало ясно, что можно использовать первоначальное наименование (для последующих кораблей были также зарезервированы шестибуквенные названия N2.01 "Ураган" и N2.02 "Тайфун"). Результаты первого космического полета позволили не только определиться с именами последующих ОК, но и значительно оптимизировать всю систему теплозащиты в целом, реализовав конструктивные изменения в изделиях второй серии.

В отличии от "Бурана" ОК "Байкал" был доработан для более сложного и длительного полета. На нем впервые были установлены полностью штатные комплекты систем, необходимые для многодневного космического полета. В частности, предстояло испытать в реальных условиях космоса систему электропитания мощностью до 30 КВт, в основе которой впервые в отечественной космонавтике использовались электрохимические генераторы с водородно-кислородными топливными элементами, непосредственно преобразующими химическую энергию реакции окисления водорода кислородом в электрическую (в первом полете ОК "Буран" ввиду его кратковременности использовалась аварийная система электропитания, основанная на бортовых аккумуляторах, расположенных в блоке дополнительных приборов 37КБ N37070, располагавшемся в отсеке полезного груза).

Программой второго испытательного полета общей продолжительностью 7 суток предусматривалась автоматическая стыковка с орбитальной станцией "Мир" (со стороны технологического модуля "Кристалл", оснащенного специальным стыковочным узлом новой конструкции) и совместный пятисуточный полет, во время которого экипаж станции должен был перейти в "Байкал" и провести комплексные проверки всех систем корабля, включая эксперименты с использованием бортового дистанционного манипулятора.

Основное внимание экипажа должно быть уделено системам, полностью или частично не задействованным в первом испытательном полете "Бурана". В первую очередь это:

По результатам совместного полета с "Миром" могло быть принято решение о запуске космического корабля "Союз-спасатель". В случае запуска он получил бы официальное обозначение "Союз ТМ-14". В этом случае экипажу "Союза ТМ-14" Геннадию Манакову и Александру Полищуку предстояло повторно состыковаться с "Байкалом" (при пассивной роли ОК в отличии от активной во время стыковки с "Миром"), перейти в кабину и в течении суточного полета отработать программу спасения экипажа ОК в возможной аварийной ситуации, когда орбитальный корабль по каким-либо причинам не может самостоятельно возвратиться на Землю. Успешным подтверждением возможности надежной эвакуации экипажа с ОК в нештатных ситуациях полностью завершалась сертификация многоразовых космических кораблей для полетов в полностью пилотируемых вариантах.

После завершения совместного полета "Союза ТМ-14" со своим экипажем должен был улететь на станцию "Мир", а "Байкал" возвращался на Землю в автоматическом режиме.

В отсеке полезного груза "Байкала" располагались модуль 37КБ N37271 с аварийным комплектом системы электропитания на аккумуляторных батареях и (как у "Бурана"), а также штатный вариант стыковочного модуля. В связи с запланированными беспилотными запуском и посадкой в командном отсеке кабины отсутствовали катапультные кресла и устанавливался комплект съемных телекамер.

Во время подготовки ОК "Байкал" удалось сократить общую продолжительность предстартовых операций по сравнению с "Бураном" за счет исключения этапа доработки (и последующих повторных испытаний) ОДУ после экспериментального вывоза ОК в составе многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) "Энергия-Байкал" на стартовый комплекс (СК), а экспериментальный вывоз фактически превратился в штатный.

График подготовки ОК "Байкал" к первому запуску

Операция наземной подготовки Календарное время
Окончание монтажно-сборочных работ 01.04.1991
Испытания на участках контрольно-испытательной станции и безэховой камеры в МИК ОК 01.04.1991-20.08.1991 (123)
Подготовка и проведение огневых контрольных испытаний ОДУ и ВСУ 20.08.1991-02.11.1991 (69)
Заключительные операции в МИК ОК 02.11.1991-27.11.1991 (15)
Стыковка и совместные испытания ОК с РН в МИК РН 27.11.1991-09.12.1991 (6)
Заправка топливом и заключительные операции с ОК в составе МРКК в монтажно-заправочном комплексе 09.12.1991-10.01.1992 (27)
Подготовка ОК в составе МРКК на СК к запуску 10.01.1992-04.02.1992 (36)
Запуск МРКК "Энергия-Байкал" 04.02.1992
В графе "Календарное время" в скобках для сравнения указана продолжительность аналогичного этапа для ОК "Буран" в днях

Запуском "Байкала" вводилось в эксплуатацию левое стартовое сооружение СК (ОК "Буран" стартовал из правого сооружения, которое планировалось использовать в следующий раз только в первом пилотируемом пуске). Предстартовая подготовка протекала достаточно гладко: по крайней мере, следов событий, подобных переносу старта "Бурана" с 29 октября на 15 ноября 1988 года, нам обнаружить не удалось.

Если в первом запуске "Бурана" время старта выбиралось из требований обеспечения светлого времени суток в момент посадки при различных штатных (на 3 витке) или нештатных (на 1,2,4,5,15 витках) сценариях полета, то момент старта "Байкала" определился баллистиками исходя из наилучших условий сближения с орбитальным комплексом "Мир": старт был назначен на 13 часов 24 минуты 4 февраля 1992 года (здесь и далее декретное московское время ДМВ).

Штатная циклограмма подготовки и выведения ОК "Байкал" 04.02.1992 г.

Время

Операция

Т=0 момент старта

ДМВ

Т-15 час 22:24:00 Продувка азотом водородного бака центрального блока (бака Г блока Ц) РН (время 03.02.1992)
Т-14 час 25 мин 22:59:00 Завершение контроля исходного состояния ОК "Байкал" (время 03.02.1992)
Т-11 час 02:24:00 Продувка азотом остальных отсеков блока Ц РН
Т-10 час 30 мин 02:54:00 Контроль исходной концентрации азота в водородном баке блока Ц
Т-8 час 50 мин 04:34:00 Начало ввода уставок и замеров частоты телеметрической системы РН и ОК
Т-8 час 05:24:00 Включение азотной подготовки баков горючего боковых блоков РН
Т-7 час 30 мин 05:54:00 Окончание ввода уставок и работ с телеметрической системой РН и ОК
Т-7 час 10 мин 06:14:00 Продувка азотом бака окислителя ОК
Т-6 час 10 мин 07:14:00 Начало заправки бака окислителя (О2) ОК
Т-6 час 07:24:00 Начало заправки баков окислителя (О2) боковых и центрального блоков РН
Т-5 час 36 мин 07:48:00 Окончание заправки бака окислителя ОК, запуск операций термостатирования
Т-5 час 10 мин 08:14:00 Начало заправки водородом бака Г центрального блока (бака Г блока Ц) РН
Т-4 час 54 мин 08:30:00 Запуск топливных элементов (ЭХГ) системы электропитания ОК
Т-4 час 40 мин 08:44:00 Начало зарядки погруженных буферных батарей (ББ) в кислородных баках боковых блоков (блок А)
Т-4 час 02 мин 09:22:00 Начало зарядки погруженных ББ в водородном баке блока Ц
Т-4 час 09:24:00 Начало заправки баков горючего боковых блоков
Т-3 час 05 мин 10:19:00 Окончание заправки кислородом баков блока А РН, включение подпитки
Т-3 час 02 мин 10:22:00 Окончание заправки водородом бака Г центрального блока (бака Г блока Ц) РН
Т-3 час 01 мин 10:23:00 Окончание заправки горючим боковых блоков РН, включение дренажа заправочных магистралей
Т-2 час 57 мин 10:27:00 Окончание заправки окислителем центрального блока Ц РН
Т-1 час 12:24:00 Включение системы пожаровзрывопредупреждения ОК
Т-47 мин 12:37:00 Начало дозаправки жидким кислородом центрального блока РН, которая завершилась через 12 минут
Т-40 мин 12:44:00 Прекращение подачи воздуха системой наддува и вентиляции в ОК, начало подачи азота в негерметичные отсеки ОК
Т-35 мин 12:49:00 Окончание дозаправки жидким кислородом центрального блока РН, начало набора стартовой готовности МРКК "Энергия-Байкал"
Т-21 мин 13:03:00 Команда "Протяжка-1"
Т-20 мин 20 сек 13:03:40 Включение радиосредств РН
Т-20 мин 13:04:00 Начало предстартовой подготовки РН, включение корректировки уровня керосина в баках горючего боковых блоков РН и их наддув
Т-16 мин 13:08:00 Переход питания ОК на бортовые (ЭХГ) источники тока
Т-15 мин 13:09:00 Включение режима подготовки системы управления ОК
Т-14 мин 13:10:00 Включение комплекса аппаратуры средств аварийной защиты
Т-10 мин 13:14:00 Команда "Пуск": инициация автоматической циклограммы запуска РН
Т-09 мин 48 сек 13:14:13 Начало корректировки уровня жидкого водорода в баке Г центрального блока РН
Т-08 мин 55 сек 13:15:06 Наддув и дозаправка окислителем баков блока А, завершение через 2 мин. 52 сек.
Т-08 мин 13:16:00 Взведение автоматики двигательной установки РН и пиросредств.
Т-06 мин 42 сек 13:17:19 Окончание корректировки уровня жидкого водорода в баке Г центрального блока РН
Т-05 мин 13:19:00 Прекращение подачи газообразного азота в отсеки ОК, закрытие вентиляционных створок
Т-03 мин 13:21:00 Команда "Протяжка-2"
Т-02 мин 06 сек 13:21:55 Получение заключения о готовности к пуску
Т-01 мин 55 сек 13:22:06 Подача воды для охлаждения газоотводного лотка
Т-01 мин 40 сек 13:22:21 Перевод двигателей центрального блока в "стартовое положение"
Т-01 мин 37 сек 13:22:24 Предпусковой наддув боковых блоков РН
Т-01 мин 10 сек 13:22:51 Окончание точного приведения гиростабилизированной платформы, переход на силовую стабилизацию
Т-57 сек 13:23:04 Снятие питания с ЭВМ нижнего уровня автоматизированного испытательного комплекса
Т-55 сек 13:23:06 Отвод переходного стыковочного блока
Т-50 сек 13:23:16 Отвод площадки обслуживания 2 ЗДМ
Т-45 сек 13:23:16 Включение системы дожигания стартового комплекса
Т-18 сек 13:23:43 Включение трехъярусной системы подачи воды в газовые струи двигателей РН
Т-14.30 сек 13:23:47 Включение двигателей центрального блока РН (4хРД-0120)
Т-13.23 сек 13:23:48 Выход на промежуточную тягу (20%) двигателей центрального блока РН
Т-09.66 сек 13:23:51 Начало дросселирования двигателей (на 100 % тяги) центрального блока РН
Т-03.20 сек 13:23:58