|
Полет
орбитального космического корабля "Байкал"
|
История отечественной космонавтики до
сих пор хранит еще немало белых пятен - но только
самому узкому кругу "посвященных"
специалистов было известно о самом секретном
космическом полете в нашей истории.
Только сегодня, спустя более восьми
лет, после распада СССР и
свертывания многих космических программ, мы
наконец имеем возможность ВПЕРВЫЕ рассказать о
последнем, втором полете
(2К1 - второй корабль, первый полет) по программе
создания советских многоразовых космических
кораблей, который выполнил 4 февраля 1992 года
орбитальный корабль (ОК) "Байкал".
"Байкал", так же как и его старший собрат,
блестяще слетавший в космос 15
ноября 1988 г. - ОК "Буран",
был построен в рамках программы
"Энергия-Буран" по созданию многоразовой
транспортной космической системы, и представлял
собой второй (и последний) ОК головной серии
(заводские N1.01 и
N1.02).
Интересно, что впервые
имя "Байкал" было нанесено на первый летный
корабль (изделие N1.01), который 15.11.1988 г. совершил первый автоматический полет
под именем "Буран" (см.
видеокадры транспортировки "Бурана" под именем
"Байкал"). |
|
Видеофрагмент: транспортировка
"Байкала" на площадку огневых контрольных испытаний;
baikal01.avi,
720x576, 5.3Mb, 48 сек. видео |
|
|
|
Все дело в том, что в слове
"Байкал" ... на одну букву больше, и при
написании его вместо "Буран" последняя
буква попадала в зону высоких
температур при спуске в атмосфере и попросту
выгорала вместе с лаковым покрытием
плиточной кварцевой теплозащиты (остальные
пять букв оставались в зоне умеренных температур
и прекрасно сохранялись на гибкой
теплозащите из органических волокон). Нужно
знать атмосферу тех лет, чтобы понимать, что в
случае "исчезновения" при посадке одной из
букв имени ОК или тем более государственных
атрибутов (флага и надписи "СССР")
ответственных специалистов ждало лишение не
только премий... А если сгорят первые три буквы, то...
Однако по результатам первого
испытательного полета "Бурана" удалось
экспериментально уточнить реальные зоны
выгорания лакового покрытия и стало ясно, что
можно использовать первоначальное наименование
(для последующих кораблей были также
зарезервированы шестибуквенные названия N2.01
"Ураган" и N2.02 "Тайфун"). Результаты
первого космического полета позволили не только
определиться с именами последующих ОК, но и
значительно оптимизировать всю систему
теплозащиты в целом, реализовав конструктивные
изменения в изделиях второй серии. |
В отличии от "Бурана"
ОК "Байкал" был доработан для более сложного
и длительного полета. На нем впервые были
установлены полностью штатные комплекты систем,
необходимые для многодневного космического
полета. В частности, предстояло испытать в
реальных условиях космоса систему
электропитания мощностью до 30 КВт, в основе
которой впервые в отечественной космонавтике
использовались электрохимические генераторы с
водородно-кислородными топливными элементами,
непосредственно преобразующими химическую
энергию реакции окисления водорода кислородом в
электрическую (в первом
полете ОК "Буран" ввиду его
кратковременности использовалась аварийная
система электропитания, основанная на бортовых
аккумуляторах, расположенных в блоке
дополнительных приборов 37КБ N37070,
располагавшемся в отсеке полезного
груза).
Программой второго испытательного
полета общей продолжительностью 7 суток
предусматривалась автоматическая стыковка с
орбитальной станцией "Мир" (со стороны
технологического модуля "Кристалл",
оснащенного специальным стыковочным узлом новой
конструкции) и совместный пятисуточный полет, во
время которого экипаж станции должен был перейти
в "Байкал" и провести комплексные проверки
всех систем корабля, включая эксперименты с
использованием бортового
дистанционного манипулятора.
Основное внимание экипажа должно
быть уделено системам, полностью или частично не
задействованным в первом
испытательном полете "Бурана". В первую
очередь это:
-
система жизнеобеспечения
(СЖО), отсутствовавшая в первом полете; особая
роль отводилась отработке системы газового
состава (в связи с требованиями противопожарной
защиты в первом полете ОК "Буран" атмосфера
в кабине состояла из 10% кислорода и 90% азота);
системе наддува и разгерметизации, регулирующей
общее давление атмосферы кабины, включая работу
в аварийных ситуациях; предстояло также
проверить спасательные скафандры "Стриж",
систему водообеспечения и
ассенизационно-санитарное устройство;
-
система обеспечения теплового режима
(СОТР), впервые в отечественной практике
использующая водяные и аммиачные испарители со
сбросом избытка тепла через радиационные
теплообменники, установленные на внутренних
поверхностях створок отсека полезного
груза (в первом полете "Бурана" створки не
открывались);
-
развертывание верхней и нижней
остронаправленных антенн для организации
широкополосного канала радиосвязи через
спутник-ретранслятор;
-
система управления с комплексом
командных приборов, обеспечивающим определение
вектора состояния ОК с использованием
глобальной спутниковой навигационной системы, а
также датчиков и средств проведения автономных
навигационных измерений.
По результатам совместного полета с
"Миром" могло быть принято решение о запуске
космического корабля "Союз-спасатель". В
случае запуска он получил бы официальное
обозначение "Союз ТМ-14". В этом случае
экипажу "Союза ТМ-14" Геннадию Манакову и
Александру Полищуку предстояло повторно
состыковаться с "Байкалом" (при пассивной
роли ОК в отличии от активной во время стыковки с
"Миром"), перейти в кабину и в течении
суточного полета отработать программу
спасения экипажа ОК в возможной аварийной
ситуации, когда орбитальный корабль по
каким-либо причинам не может самостоятельно
возвратиться на Землю. Успешным подтверждением
возможности надежной эвакуации экипажа с ОК в нештатных ситуациях
полностью завершалась сертификация
многоразовых космических кораблей для полетов в
полностью пилотируемых вариантах.
После завершения совместного полета
"Союза ТМ-14" со своим экипажем должен был
улететь на станцию "Мир", а "Байкал"
возвращался на Землю в
автоматическом режиме.
В отсеке полезного груза
"Байкала" располагались модуль
37КБ N37271 с аварийным комплектом системы
электропитания на аккумуляторных батареях и (как
у "Бурана"), а также штатный вариант стыковочного модуля. В связи с
запланированными беспилотными запуском и
посадкой в командном отсеке кабины
отсутствовали катапультные кресла
и устанавливался комплект съемных телекамер.
Во время подготовки
ОК "Байкал" удалось сократить общую
продолжительность предстартовых операций по
сравнению с "Бураном" за счет исключения
этапа доработки (и последующих повторных
испытаний) ОДУ после экспериментального
вывоза ОК в составе многоразового
ракетно-космического комплекса (МРКК)
"Энергия-Байкал" на стартовый
комплекс (СК), а экспериментальный вывоз
фактически превратился в штатный.
График
подготовки ОК "Байкал" к первому запуску |
Операция
наземной подготовки |
Календарное время |
|
Окончание
монтажно-сборочных работ |
01.04.1991 |
|
Испытания на участках
контрольно-испытательной станции и безэховой
камеры в МИК ОК |
01.04.1991-20.08.1991 (123) |
|
Подготовка и проведение
огневых контрольных испытаний ОДУ и ВСУ |
20.08.1991-02.11.1991 (69) |
|
Заключительные операции в
МИК ОК |
02.11.1991-27.11.1991 (15) |
|
Стыковка и совместные
испытания ОК с РН в МИК РН |
27.11.1991-09.12.1991 (6) |
|
Заправка топливом и
заключительные операции с ОК в составе МРКК в
монтажно-заправочном комплексе |
09.12.1991-10.01.1992 (27) |
|
Подготовка ОК в составе
МРКК на СК к запуску |
10.01.1992-04.02.1992 (36) |
|
Запуск МРКК
"Энергия-Байкал" |
04.02.1992 |
В графе
"Календарное время" в скобках для сравнения
указана продолжительность аналогичного этапа
для ОК "Буран" в днях |
Запуском "Байкала" вводилось в
эксплуатацию левое стартовое сооружение СК (ОК "Буран" стартовал из правого
сооружения, которое планировалось использовать
в следующий раз только в первом пилотируемом
пуске). Предстартовая подготовка протекала
достаточно гладко: по крайней мере, следов
событий, подобных переносу старта "Бурана" с
29 октября на 15 ноября 1988 года, нам обнаружить не
удалось.
Если в первом запуске "Бурана"
время старта выбиралось из требований
обеспечения светлого времени суток в момент
посадки при различных штатных (на 3 витке) или
нештатных (на 1,2,4,5,15 витках)
сценариях полета, то момент старта "Байкала"
определился баллистиками исходя из наилучших
условий сближения с орбитальным комплексом
"Мир": старт был назначен на 13 часов 24 минуты
4 февраля 1992 года (здесь и далее декретное
московское время ДМВ).
Штатная
циклограмма подготовки и выведения ОК
"Байкал" 04.02.1992 г. |
Время |
Операция |
Т=0 момент
старта |
ДМВ |
Т-15 час |
22:24:00 |
Продувка азотом
водородного бака центрального блока (бака Г
блока Ц) РН (время 03.02.1992) |
Т-14 час 25 мин |
22:59:00 |
Завершение контроля
исходного состояния ОК "Байкал" (время
03.02.1992) |
Т-11 час |
02:24:00 |
Продувка азотом остальных
отсеков блока Ц РН |
Т-10 час 30 мин |
02:54:00 |
Контроль исходной
концентрации азота в водородном баке блока Ц |
Т-8 час 50 мин |
04:34:00 |
Начало ввода уставок и
замеров частоты телеметрической системы РН и ОК |
Т-8 час |
05:24:00 |
Включение азотной
подготовки баков горючего боковых блоков РН |
Т-7 час 30 мин |
05:54:00 |
Окончание ввода уставок и
работ с телеметрической системой РН и ОК |
Т-7 час 10 мин |
06:14:00 |
Продувка азотом бака
окислителя ОК |
Т-6 час 10 мин |
07:14:00 |
Начало заправки бака
окислителя (О2) ОК |
Т-6 час |
07:24:00 |
Начало заправки баков
окислителя (О2) боковых и центрального
блоков РН |
Т-5 час 36 мин |
07:48:00 |
Окончание заправки бака
окислителя ОК, запуск операций
термостатирования |
Т-5 час 10 мин |
08:14:00 |
Начало заправки водородом
бака Г центрального блока (бака Г блока Ц) РН |
Т-4 час 54 мин |
08:30:00 |
Запуск топливных
элементов (ЭХГ) системы электропитания ОК |
Т-4 час 40 мин |
08:44:00 |
Начало зарядки
погруженных буферных батарей (ББ) в кислородных
баках боковых блоков (блок А) |
Т-4 час 02 мин |
09:22:00 |
Начало зарядки
погруженных ББ в водородном баке блока Ц |
Т-4 час |
09:24:00 |
Начало заправки баков
горючего боковых блоков |
Т-3 час 05 мин |
10:19:00 |
Окончание заправки
кислородом баков блока А РН, включение подпитки |
Т-3 час 02 мин |
10:22:00 |
Окончание заправки
водородом бака Г центрального блока (бака Г блока
Ц) РН |
Т-3 час 01 мин |
10:23:00 |
Окончание заправки
горючим боковых блоков РН, включение дренажа
заправочных магистралей |
Т-2 час 57 мин |
10:27:00 |
Окончание заправки
окислителем центрального блока Ц РН |
Т-1 час |
12:24:00 |
Включение системы
пожаровзрывопредупреждения ОК |
Т-47 мин |
12:37:00 |
Начало дозаправки жидким
кислородом центрального блока РН, которая
завершилась через 12 минут |
Т-40 мин |
12:44:00 |
Прекращение подачи
воздуха системой наддува и вентиляции в ОК,
начало подачи азота в негерметичные отсеки ОК |
Т-35 мин |
12:49:00 |
Окончание дозаправки
жидким кислородом центрального блока РН, начало
набора стартовой готовности МРКК
"Энергия-Байкал" |
Т-21 мин |
13:03:00 |
Команда "Протяжка-1" |
Т-20 мин 20 сек |
13:03:40 |
Включение радиосредств РН |
Т-20 мин |
13:04:00 |
Начало предстартовой
подготовки РН, включение корректировки уровня
керосина в баках горючего боковых блоков РН и их
наддув |
Т-16 мин |
13:08:00 |
Переход питания ОК на
бортовые (ЭХГ) источники тока |
Т-15 мин |
13:09:00 |
Включение режима
подготовки системы управления ОК |
Т-14 мин |
13:10:00 |
Включение комплекса
аппаратуры средств аварийной защиты |
Т-10 мин |
13:14:00 |
Команда "Пуск":
инициация автоматической циклограммы запуска РН |
Т-09 мин 48 сек |
13:14:13 |
Начало корректировки
уровня жидкого водорода в баке Г центрального
блока РН |
Т-08 мин 55 сек |
13:15:06 |
Наддув и дозаправка
окислителем баков блока А, завершение через 2 мин.
52 сек. |
Т-08 мин |
13:16:00 |
Взведение автоматики
двигательной установки РН и пиросредств. |
Т-06 мин 42 сек |
13:17:19 |
Окончание корректировки
уровня жидкого водорода в баке Г центрального
блока РН |
Т-05 мин |
13:19:00 |
Прекращение подачи
газообразного азота в отсеки ОК, закрытие
вентиляционных створок |
Т-03 мин |
13:21:00 |
Команда "Протяжка-2" |
Т-02 мин 06 сек |
13:21:55 |
Получение заключения о
готовности к пуску |
Т-01 мин 55 сек |
13:22:06 |
Подача воды для охлаждения
газоотводного лотка |
Т-01 мин 40 сек |
13:22:21 |
Перевод двигателей
центрального блока в "стартовое положение" |
Т-01 мин 37 сек |
13:22:24 |
Предпусковой наддув
боковых блоков РН |
Т-01 мин 10 сек |
13:22:51 |
Окончание точного
приведения гиростабилизированной платформы,
переход на силовую стабилизацию |
Т-57 сек |
13:23:04 |
Снятие питания с ЭВМ
нижнего уровня автоматизированного
испытательного комплекса |
Т-55 сек |
13:23:06 |
Отвод переходного
стыковочного блока |
Т-50 сек |
13:23:16 |
Отвод площадки
обслуживания 2 ЗДМ |
Т-45 сек |
13:23:16 |
Включение системы
дожигания стартового комплекса |
Т-18 сек |
13:23:43 |
Включение трехъярусной
системы подачи воды в газовые струи двигателей
РН |
Т-14.30 сек |
13:23:47 |
Включение двигателей
центрального блока РН (4хРД-0120) |
Т-13.23 сек |
13:23:48 |
Выход на промежуточную
тягу (20%) двигателей центрального блока РН |
Т-09.66 сек |
13:23:51 |
Начало дросселирования
двигателей (на 100 % тяги) центрального блока РН |
Т-03.20 сек |
13:23:58 |
|