Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/baza.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:59:35 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 5
Лабораторно-стендовая база

Лабораторно-стендовая база

Лабораторные корпуса НПО МОЛНИЯ
Лабораторные корпуса НПО "Молния"

Отечественная промышленность прежде не производила ничего подобного "Бурану". Все пришлось начинать с нуля - безо всякой преемственности и какого бы то ни было задела. Особенности орбитального корабля - не освоенный к тому времени авиацией огромный диапазон скоростей и высот, интенсивный разогрев поверхности при входе аппарата в плотные слои атмосферы, одновременное воздействие вакуума, излучения и других факторов космического пространства и необычные требования по безмоторной автоматической посадке - требовали особого подхода даже к таким привычным вещам, как летные испытания.
Практика в авиации допускает выявление недостатков конструкции и бортового оборудования в пилотируемом полете, предполагая в дальнейшем наземную доводку, но это совершенно не допустимо для непомерно дорогого космического корабля, не имеющего возможности возвращения при малейших неполадках на аэродром. Чтобы исключить риск, корабль в сборе и все без исключения его агрегаты по отдельности должны до полета пройти проверку в условиях, в точности имитирующих реальные: от механических, тепловых или акустических нагрузок до воздействия излучения Солнца и планет. Для этого в НПО "Молния" была построена уникальная лабораторно-стендовая база, оборудованы самолеты-лаборатории, спроектированы и запущены орбитальные летающие модели, наконец, поднят в воздух полноразмерный аналог "Бурана", предназначенный для отработки режимов снижения и посадки.

 

Основные стенды и лаборатории, вошедшие в наземную экспериментальную базу НПО:

Полноразмерный стенд оборудования
Полноразмерный стенд оборудования

ПРСО - полноразмерный стенд оборудования, позволяющий производить полунатурное моделирование полета на этапе спуска и посадки в реальном масштабе времени с имитацией шарнирных моментов, действующих на приводы; стенд представляет собой каркас корабля с установленными на нем реальными агрегатами и системами и предназначен для проверки их взаимодействия и для отработки программного обеспечения;

Отдельные элементы (силовые гидроприводы) ПРСО представлены на фотографиях:

miheev07.gif (29514 bytes)
Общий вид привода внутренней секции элевона РС-1 (фото copyrightїAlexei Mikheyev)
miheev54.gif (23242 bytes)
Общий вид привода внешней секции элевона РС-2 (фото copyrightїAlexei Mikheyev)
miheev55.gif (9398 bytes)
Редуктор привода балансировочного щитка; силовой цилиндр сверху - элемент механизмов имитации аэродинамической нагрузки (фото copyrightїAlexei Mikheyev)
miheev08.gif (9396 bytes)
Нижний редуктор управления рулем направления (воздушным тормозом); внизу виден силовой привод;  красные детали и металлические диски - элементы механизмов нагружения ПРСО: copyrightїAlexei Mikheyev
miheev52.gif (10815 bytes)
Верхний редуктор нижней секции РН и редукторы верхней секции РН (вверху); справа  - механизмы нагружения (имитаторов аэродинамических нагрузок): copyrightїAlexei Mikheyev
miheev53.gif (10746 bytes)
Основной силовой привод руля направления (воздушного тормоза); copyrightїAlexei Mikheyev

PDST.gif (35999 bytes)
Пилотажный динамический стенд-тренажер

ПДСТ - пилотажный динамический стенд-тренажер, предназначенный для отработки экипажем навыков управления орбитальным кораблем как в условиях нормального полета, так и в нештатных ситуациях . В состав стенда входит командный отсек кабины экипажа корабля, установленный на платформе с шестью степенями свободы; бортовые системы корабля представлены в виде математических моделей;
Вы можете его использовать/купить

ПСС - пилотажный статический стенд, предназначенный для тренировок экипажей, для отработки траекторий полета при спуске корабля;

КСШ - комплексный стенд шасси, предназначенный для проверки функционирования и отработки шасси;

Зал стат'испытаний
Лаборатория статических прочностных испытаний

Лаборатория статических прочностных испытаний, предназначенная для проведения статических прочностных и ресурсных испытаний планера корабля в широком диапазоне температур и для испытаний его механических систем при их реальном нагружении;

Вибростенд
Лаборатория динамических испытаний

Лаборатория динамических испытаний, предназначенная для испытаний отдельных отсеков планера корабля массой до 30 тонн при воздействии динамических нагрузок частотой до 2000Гц;

на фотографии слева показаны вибропрочностные испытания носовой части фюзеляжа "Бурана" на самом мощном вибростенде лаборатории G-0320. Здесь же по отдельности испытывалиьс средняя часть фюзеляжа и крыло "Бурана", а также некоторые объекты военной техники - гусеничные артиллерийские тягачи, бронетранспортеры и другие изделия

Трибологическая лаборатория
Лаборатория трибологического комплекса

Трибологический комплекс для отработки узлов трения орбитального корабля в условиях космического полета и для их ресурсных испытаний, а также для исследования свойств антифрикционных материалов, покрытий и смазок;
Криотермовакуумный комплекс
Криотермовакуумный комплекс
Лаборатория виброакустических и тепловакуумных испытаний, Имитатор солнечного излучения
Имитатор солнечного излучения

зал антенно-фидерных устройств и другие.

Состав и основные технические характеристики испытательного комплекса НПО "Молния

? Лаборатория Имитируемые внешние воздействующие факторы Воспроизводимые внешние воздействия Характеристики объектов испытания Проводимые работы и области применения экспериментальной базы
1 Трибологических испытаний Эксплуатационные нагрузки (силовые и температурные) в реальных узлах трения типа: вал-втулка, ролик-рельс Нагрузки до 330 кН
Температура Т=-130њ...500њС
Давление до Р = 1...10-6 мм рт.ст.
Скорость:
- вращения вала до 60 град/с,
- перемещения ролика до 60мм/с
Наружный диаметр:
- корпуса до 100 мм
- вала до 60 мм
Определение оптимальной по времени и затратам стратегии экспериментальной отработки всей совокупности узлов трения, используемых в технических изделиях
Определение "лидерных" узлов трения и методик их испытания
Проведение ресурсных испытаний узлов трения
Выдача рекомендаций и заключений по условиям эксплуатации узлов трения
2 Криотермовакуумных испытаний Условия космического пространства:
- глубокий вакуум
- "чернота" и холод космоса
- излучения Солнца и других планет
Высокотемпературные нагружения от потока воздушной плазмы
Вакуум до Р = 5 10-8 мм рт.ст.
Температура Т=-160њ...1800њС
Лучистые потоки:
- плотность (100.. .4000) Вт/м2
- спектральный диапазон(0,2...0,4)мкм
Неравномерность облученияне более 5%
При испытаниях объекты могут подвергаться вибронагружениям
Диаметр до 2,5 м
Длина до 9 м
Тепловакуумные испытания
Высокотемпературные испытания теплозащитных покрытий
Испытания на герметичность при комплексном воздействии вакуума и температур
Спектральный анализ веществ, выделяемых материалами при испытаниях
Метрологическая проверка приборов и датчиков давлений и тепловых потоков
Вакуумная плавка и напыление
Получение сверхчистых материалов
Сублимационная сушка лекарственных препаратов и продуктов
3 Статических прочностных испытаний Статические нагрузки на изделия:
- сосредоточенные
- распределенные
- переменные по времени
Внешние температурные поля, изменяющиеся в реальном масштабе времени
Нагрузки по направлениям до 20000 кН
Скорость нагружения по 64 независимым каналам - до 20% максимальной
Температурные условия воспроизводятся в 64 зонах при мощности каждой до 100 кВт
Нагрев до Т = 800њС
Объекты габаритом 50 х 30 х 15м Определение расчетных случаев нагружения
Испытания крупногабаритных конструкций на:
- статическую прочность
- ресурс
- жесткость
- функционирование под нагрузкой
- прочность с нагревом и захолаживанием конструкционных элементов
Испытание образцов материалов и конструкции на растяжение, сжатие, изгиб
4 Динамических испытаний Динамические нагрузки, действующие на изделия в процессе их эксплуатации Диапазон воспроизводимых частот (1...3000)Гц, динамические нагрузки до 200 кН
Нагружение по 6 каналам Реализуются нагружения:
- на фиксированных частотах
- со сканированием частоты со скоростью (0,01... 100) окт/мин
Шумовой сигнал потребной формы спектральной плотности
Объекты габаритом 10 х 6 х 5м
Масса объектов при вибропрочностных и частотных испытаниях до300кН
Масса объектов при ударных испытаниях до 1 кН
Определение динамической прочности натурных крупногабаритных конструкций
Определение частотных характеристик объектов (собственных частот, форм колебаний)
Испытания на ударную прочность
Обработка результатов измерений по алгоритмам спектрального, корреляционного статистического анализа
5 Климатических испытаний Внешние климатические условия при различных сочетаниях значений температур, давлений, влажности. Дождь, иней, роса, морской туман. При испытаниях обеспечивается функционирование объектов испытания (электрическое, гидравлическое, пневматическое) Температура Т=-70њ... 300њС
Давление до Р=1,5 мм рт.ст.
Влажность до 98%
Кинематический нагрев в нормальных климатических условиях до Т=1300њС со скоростью до50њС/сек
Максимальные габариты 2,0 х 1,8 х 1,5м
Масса до 400 кг
Разработка рекомендаций, методик и условий климатических испытаний типовых элементов конструкции
Проведение высокотемпературных испытаний с кинематическим нагревом конструкции
Выдача заключений и рекомендаций по условиям эксплуатации изделий
6 Испытаний на герметичность Условия эксплуатации изделий: обеспечение потребного газового наполнения, состава рабочего тела, внутреннего давления в системах и агрегатах Определение степени негерметичности:
- по газовой среде до 1,3  10-8 м3Па/с
- по жидкости до 10-12 м3
Внутренний объем полостей до 3 м3 Испытания на герметичность газоаналитическими и компрессионными методами с использованием масспектрометрического, акустического, вакуумного и другого оборудования, а также прецизионных измерительных средств
7 Неразрушающего контроля Испытания проводятся на реальных изделиях, материалах, конструкциях Определяются заказчиком работ Не ограничены Разработка технологий и внедрение средств неразрушающего контроля
Оценка качества неразъемных соединений (сварных, паяных и других)
Измерение разноплотности неметаллических материалов
Количественное определение влагосодержания в сыпучих, пористых и другах материалах и конструкциях
Структуроскопия материалов
8 Испытаний на электромагнитную соместимость Реальные условия работы электротехнического и радиоэлектронного оборудования в нормальных климатических условиях Испытания проводятся в экранированных безэховых камерах с эффективностью экранирования не хуже 82 дБ
Значения воспроизводимых параметров определяются заказчиком
Без ограничений Разработка методик и программ испытаний бортового оборудования, электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры, устройств общего и специального назначения на электромагнитную совместимость
Измерение радиопомех, создаваемых оборудованием и аппаратурой:
- по цепям управления, электропитания и передачи информации
- по электромагнитному полю
Оценка работоспособности оборудования при воздействии на оборудование, цепи электропитания и информационные цепи полей магнитной индукции, импульсных и гармонических помех электрических полей
9 Лаборатория газодинамических испытаний Физико-химическое воздействие и аэродинамический нагрев поверхности в дозвуковой зоне ударного слоя, соответствующего полетным параметрам набегающего потока в интервале скоростей V=4000... 10000м/с Энтальпия торможения 10...40 мДж/кг
Температура плазменной струи Т=5000...10000К
Температура на поверхности образца до 2300К
Время непрерывной работы до 40 мин
Рабочие газы: воздух, аргон,азот, гелий
Образцы поперечного сечения 0,3 х 0,3 м Исследование неравновесного теплообмена с учетом каталитичности
Исследование термохимического воздействия чистой плазмы на теплозащиту космических летательных аппаратов

Кабина Ту-154ЛЛ
Кабина Ту-154ЛЛ, справа - Р.Станкявичус

Только при создании стендов было сделано и внедрено около 200 изобретений

Большое значение имела организация кооперации с научно-исследовательскими институтами и заводами, но основная тяжесть обеспечения наземных испытаний легла на Опытный завод НПО "Молния". Здесь изготавливались многочисленные модели "Бурана" для продувок в аэродинамических трубах и полноразмерные фрагменты конструкции для других испытаний, здесь же было организовано производство некоторых штатных агрегатов корабля, в первую очередь - вспомогательной силовой установки, разработанной в ОКБ НПО "Молния". Для посадки "Бурана" после орбитального полета на космодроме Байконур был построен посадочный комплекс с посадочной полосой размером 4500х84м, оснащенный самым совершенным навигационным и радиотехническим оборудованием и способный проводить весь цикл послеполетного обслуживания орбитального корабля. Посадочный комплекс может принимать и самолеты всех видов, что подтверждено посадками тяжелых самолетов-носителей с орбитальным кораблем или ступенью ракеты на "спине". Одновременно была расширена взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэродрома в Летно-исследовательском институте в г. Жуковский.

Исследовательская и производственная база НПО и опыт, приобретенный коллективом в ходе проектирования и испытаний "Бурана", позволяют "Молнии" и продолжать разработку новых космических систем, и участвовать в конверсионных программах любой сложности.


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайта

Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru