Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/baykonur.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:51:04 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п 2001
Байконур

Космодром Байконур

История космодрома Байконурпереход к Техническому комплексу МТКК ЭНЕРГИЯ-БУРАНпереход к Стартовому комплексу БУРАНапереход к Посадочному комплексу ОК БУРАНпереход к универсальному комплексу стенд-старт

Новая ракета Р-7 (супер-носитель, сконструированный для доставки водородной бомбы и использовавшийся в дальнейшем как прототип для пилотируемых космических полетов) потребовала и создания нового полигона для ее испытаний. Капустин Яр, расположеный на левом, азиатском берегу Волги недалеко от Волгограда, был уже тесен для нее. Вновь встал вопрос о выборе обширного малонаселенного района, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве и вблизи которого, существовала какая-нибудь железнодорожная магистраль. Такой район нашли в Казахстане к востоку от Аральского моря. Это была полупустыня. На севере от нее плато Бетлак-Дала, которое лучше всего характеризуется русским названием: Голодная степь. На юге к этому плато подступали пески пустыни Каракум. Однако, здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Сначала в этом пустынном месте работали лишь временные отряды геодезистов и гидротехников, изучавших рельеф местности, характер грунта и водные ресурсы. Первый отряд военных строителей во главе с лейтенантом Игорем Денежкиным прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года. Началось строительство "Полигона N5" Министерства обороны СССР. Полигон создавался с невероятной быстротой. Достаточно сказать, что только для создания канала, отводящего пламя во время старта Р-7, потребовалось вынуть один миллион кубометров грунта. Резко континентальный климат: жаркое лето (более 40ºС) и холодная зима (ниже -30ºС) - усиливал все трудности. Военные строители жили и работали в тяжелейших условиях. Руководил строительством - опытный военный строитель полковник, а затем генерал Георгий Шубников (1903-1965, генерал-полковник, руководитель строительства первого в мире космодрома. Последние 10 лет своей жизни Шубников руководил реконструкцией космодромов. Георгий Шубников умер от инсульта в Москве 31 июля 1965 года).   О напряженных темпах этого строительства говорит уже тот факт, что акт специальной комиссии, которая приняла первый стартовый комплекс полигона, был подписан 5 мая 1957 года, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. "Полигон N5" был организацией сугубо военной. Его строили военные и они же должны были на нем работать. Но вскоре "Полигон N5" превратился в космодром "Байконур", поскольку, если запустили спутник, то должен быть и космодром. Стремясь запутать "потенциального противника", советские секретные службы назвали космодром Байконуром. Дело в том, что в Казахстане действительно есть городок Байконур, но он находится примерно в 350 километрах севернее железнодорожной станции Тюра-Там, вокруг которой и расположился подлинный космодром. Элементарные баллистические расчеты во время запусков сразу показывали, что настоящий космодром (45º57' с.ш., 63º18' в.д.) и настоящий Байконур, - разные географические точки. Но название это с помощью газет, радио и телевидения стало общепринятым.

Схема космодрома БайконурГлавные объекты космодрома - технические позиции, стартовые комплексы и измерительные пункты, каждый из которых представляет собой совокупность сооружений с общетехническим, специально-технологическим оборудованием, а также с подъездными путями, обеспечивающими прием, хранение и сборку РН и КА, их испытания, заправку КА и стыковку с РН, доставку их на ПУ, испытание, заправку РН, наведение, пуск и контроль функционирования РН и КА на активном участке средствами измерительного комплекса космодрома.

К вспомогательным и обслуживающим объектам и службам Байконура относятся зоны хранения компонентов топлива, заводы для производства жидкого кислорода, азота, системы энергоснабжения, водоснабжения, связи, телевидения и др. Для каждого типа РН Байконур имеет одну или несколько технических позиций, каждая с одним или несколькими стартовыми комплексами.

Трассы Байконура простираются на тысячи км над территорией России и сопредельных государств. Первая космическая ракета с космодрома была успешно запущена 4.10.1957. Она вывела на орбиту первый в мире ИСЗ. С Байконура запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С Байконура осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также много других космических аппаратов. Космодромом производится в среднем около 50% всех запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок - более 80%, в том числе 100% запусков на геостационарную орбиту.

С момента своего образования космодром входил в структуру Министерства обороны СССР (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы). Развал Советского Союза превратил главную стартовую ракетную площадку СССР в собственность Республики Казахстан, что формально объяснимо, поскольку земля, на которой расположен космодром, всегда принадлежала казахам, которые, однако, забыли, что все многомиллиардные сооружения космодрома на голом месте возводились за счет бюджета всего Советского Союза и Казахстан принимал в этом строительстве несравнимо меньшее участие, чем Россия.

В соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Казахстан (подписан 20.12.1994), одобрен Советом Федерации РФ 07.10.1994) использование комплекса осуществляется РФ (стоимость аренды космодрома $115 миллионов  в год). Срок аренды Байконура - 20 лет с возможным его дальнейшим продолжением.

С момента своего образования космодром вводил в структуру Министерства обороны СССР (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы). После распада СССР космодром стал собственностью Республики Казахстан. В соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан использование комплекса осуществляется Российской Федерацией. Срок аренды комплекса "Байконур" - 20 лет с возможным его дальнейшим продлением.

Общая координация работ, проводимых на космодроме, возложена на Министерство обороны РФ (Военно-космические силы). Обеспечение содержания и эксплуатации объектов космодрома, использующихся для реализации российских военно-космических программ, осуществляет МО РФ (ВКС), для реализации Федеральной космической программы России - Российское космическое агентство.

В 1994 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации ряд объектов космодрома "Байконур" (более 60% балансовой стоимости всего космодрома) переданы Российскому космическому агентству. Мы располагаем документами, свидетельствующими, в каком именно состоянии эти объекты были на момент передачи. Более красноречивых доказательств разрушительного воздействия на нашу космонавтику последствий распада СССР найти трудно:

Акт технического состояния объектов МКС "Буран" космодрома Байконур, передаваемых Российскому космическому агентству

Приложение 1: Акт технического состояния универсального комплекса стенд-старт (УКСС) 17П315 (пл. 250, 250А)

Приложение 2: Акт технического состояния стартового комплекса 11П825 (пл. 110, 110А)

Приложение 3: Акт технического состояния аэродрома "Юбилейный" и посадочного комплекса орбитального корабля МКС "Буран" в целом
(комплекс 11П72, площадка 251)


Так ухайдокать посадочный комплекс "Бурана" - это еще нужно суметь... О таком разгроме не мечтали даже наши самые отпетые враги!

Приложения 5 и 6: Акты технического состояния технической позиции 11П595, 11П596 (площадка 112А)
и площадки огневых контрольных испытаний (ОКИ) орбитального корабля 11П592 (площадка 254)

Для обеспечения содержания и эксплуатации переданных объектов на головных предприятиях космической отрасли созданы центры испытаний и развернуты работы по обеспечению космических программ с использованием принятых объектов.

Для координации и руководства работой предприятий и организаций промышленности, организации их взаимодействия со службами военной части космодрома при Российском авиакосмическом агентстве создан и функционирует Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.


Подборка материалов, иллюстрирующих сегодняшний день "Буранной" инфраструктуры космодрома:

1. Журнал "Новости космонавтики", N26/1994, стр.14:

"...Но средств не хватает. Многие стартовые установки давно выработали свой ресурс и требуют капитального ремонта, который не на что проводить. Строить новые стартовые комплексы тоже не на что. Решено использовать бурановский МИК, где стоит практически готовый к пуску "Буран-2". Именно туда будет доставлен в феврале очередной модуль для орбитального комплекса "Спектр". Решено также демонтировать и использовать в других целях оборудование, созданное для программы "Энергия-Буран".
Исследуется возможность использования аэродрома Юбилейный, построенного специально для посадки "Бурана". Несмотря на то, что его покрытие здорово повреждено, а станция дальнего привода разорена и разграблена, предполагается его использовать в качестве международного грузового аэродрома. На нем смогут производить дозаправку грузовые самолеты, совершающие межконтинентальные рейсы. Привести в порядок этот аэродром необходимо еще и потому, что по контракту с американцами о выводе их спутника российской РН с Байконура в 1995-96 гг. предусмотрена его доставка на американском "Боинге" прямо на космодром. А единственный действующий сейчас аэродром Крайний тяжелые самолеты принимать не может."


2. Смотри также фотоматериалы о сегодняшнем дне "бурановской" инфраструктуры на космодроме (стартовые площадки РН "Энергия", разрушенный МИК РН - площадка 112, изделие 004 на площадке огневых испытаний (ОКИ), стенд динамических испытаний (СДИ) и прочее).

3. Фотографии Байконура, сделанные 20 октября 2002 года:

Рельсовые пути от МИКов 2 и 2Б (РН "Союз), на заднем плане: слева - изделие 004 на площадке ОКИ, в ценре - МИК ОК (площадка 254)

МИК ОК "Буран" - площадка 254

Проходная на  площадке 254

Стартовые площадки РН "Энергии" и стенд динамических испытаний (СДИ)

Свалка железного мусора на задворках  площадки 254

Площадка 254 - вид с задней стороны

Вид на площадки 254 и 112 с дороги на гагаринский старт

Ограждение из "колючки" вокруг площадки огневых контрольных испытаний (ОКИ)

Вид на площадку 2 (РН "Союз") с площадки (ОКИ)

Вид на гагаринский старт с площадки (ОКИ)

Вид на МИК 2Б (РН "Союз") с площадки (ОКИ)

Знаменитая проходная старого МИКа на площадке 2

Старый МИК на площадке 2 - разруха

МИК 2Б (РН "Союз")

 Котельная на площадке 2

Старый МИК на площадке 2

Возле старого МИКа на площадке 2

Заброшенная казарма на 2 площадке

Старый МИК на площадке 2

Сооружения измерительного комплекса космодрома

Сооружения измерительного комплекса космодрома
 


4. Фотографии г.Ленинска, сделанные 20 октября 2002 года:


Ворота г.Ленинска - аэропорт "Крайний"

Пейзажи г.Ленинска - дома, в которых никто не живет

Пейзажи г.Ленинска - дома, в которых никто не живет

Пейзажи г.Ленинска - дома, в которых никто не живет

Берег Сыр-Дарьи: городская набережная

Река Сыр-Дарья: вид с набережной

На улицах города

На улицах города

Городские улицы

Памятник маршалу М.И.Неделину

Панорама площадки 113 - здесь никто не живет

 

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАПилоты Буранапереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru