Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/anabst.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:28:51 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Самолет-аналог БТС-02 ГЛИ
Летающий аналог БТС-02 ОК-ГЛИ

Летающий самолет-аналог БТС-002 ГЛИ

Перед первым запуском ОК "Буран" в космос для наземных натурных испытаний и отработки в реальных условиях наиболее ответственных участков полета - захода на посадку и саму посадку, включая Атмосферный самолет-аналог БТС-002 ОК-ГЛИавтоматические режимы, был построен полноразмерный аналог ОК "Буран": БТС-02 ОК-ГЛИ N002. Главные проекции БТС-02 ОК-ГЛИ представлены здесь.

В зарубежной печати неоднократно сообщалось, что аналог существовал и самолет-аналог БТС-01, якобы  предназначенный для совместного использования с самолетом-носителем М-201М (модернизированный вариант бомбардировщика ОКБ им. В.М.Мясищева). БТС-01 должен был располагаться на верхней внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и должен был отделяться от него в полете с последующей самостоятельной посадкой. Приводятся даже данные по испытательным полетам: "... экипаж аналога БТС-01 состоял из летчиков-космонавтов Евгения Хрунова и Георгия Шонина, самолет-носитель пилотировали Юрий Когулов и Петр Киев".
Реально же аналог БТС-001 использовался для наземных статических испытаний, после завершения (а точнее, прекращения) которых на его основе был создан аттракцион в парке Горького. (Все реально построенные ОК перечислены на странице ЧАстых ВОпросов)Патент на летающую лабораторию
Однако описанная схема с использованием самолета-носителя на базе 3М-Т "Атлант" действительно использовалась для транспортировки крупноразмерных агрегатов ракеты-носителя "Энергия" и ОК "Буран" с заводов-изготовителей на космодром Байконур.

Работа с аналогом БТС-02 (заводское обозначение ОК-ГЛИ ?002) была более успешна. Он обладал при максимальном подобии аэродинамических характеристик способностью самостоятельного взлета и выхода в ключевую точку траектории спуска и посадки. Отличия в аэродинамической компоновке аналога БТС-02 от ОК "Буран" при полном соответствии массовых, центровочных и инерционных характеристик, в том числе и органов аэродинамического управления, заключались в установке четырех ТРД АЛ-31 ОКБ им. А.Люлька с суммарной тягой в 40 тонн (два боковых двигателя были оснащены форсажными камерами) и удлиненной передней стойки шасси, обеспечившей заданный стояночный угол. БТС-02 был построен в 1984 году и носил серийный номер СССР-3501002.

На аналоге БТС-02 отрабатывались посадки на ВПП в ручном и автоматическом режимах управления, а также были проверены и подтверждены аэродинамические и другие характеристики планера и систем ОК во взаимодействии с системой управления на участке захода на посадку и посадки.

Автоматическая посадка

Основные технические данные:

Длина, м  36.367
Высота, м 16.35
Размах крыла, м 23.92
Объем кабины экипажа, куб.м 73
Максимальный взлетный вес, кгс 92000
Силовая установка: 2ТРД  АЛ-31, 2ТРДФ  АЛ-31Ф
Высота полета, м 6000
Максимальная скорость, км/ч 600
Посадочная скорость, км/ч 300-330

Каждый испытательный полет включал:

В рамках программы горизонтальных летных испытаний было выполнено 24 полета и реализовано 19 заходов на посадку в режиме автоматического управления до высоты 10...20 м с последующим уходом на второй круг, два захода до касания ВПП (опускание носового колеса и пробег проводились в ручном режиме управления) и 15 заходов с посадкой и пробегом до полного останова ОК на ВПП в автоматическом режиме управления. Начиная с 8-го полета все посадки выполнялись в автоматическом режиме. Общий налет БТС-02 составляет около 8 часов. Хронология полетов самолета-аналога "Бурана"  (БТС-02 ГЛИ) в ЛИИ им.Громова.



Отработка автоматической посадки на пилотируемом аналоге  "Бурана" БТС-002 ОК-ГЛИ в ЛИИ им.М.Громова (г.Жуковский)
bst2.avi, 720x576, 4.94Mb, 44 сек. видео
Хотите почувствовать себя командиром "Бурана"? Видеозапись автоматической посадки 15 ноября 1988 года видеокамерой, установленной на линии взгляда командира экипажа (правое рабочее место РМ-1)
pilots.avi, 720x576, 4.84Mb, 38 сек. видео
Полноэкранный видеофильм о 2, 3, 4 и 5 полете самолета-аналога БТС-02 записан в формате MPEG-1, продолжительность 52 минуты
Рассказ Ивана Бачурина

Голосовой фрагмент рассказа - voice fragment

Кликай сюда!
Рассказ командира экипажа самолета-аналога "Бурана"  (БТС-02 ГЛИ) Ивана Бачурина о 15-м полете, совершенном 15.10.1987

Дополнительный фотоархив испытательных полетов самолета-аналога "Бурана"  (БТС-02 ГЛИ) в ЛИИ им.Громова. Все приведенные в дополнительном фотоархиве фотографии являются исключительной собственностью ОАО "НПО Молния" 

Суммарные итоги работы с БТС-02 Параметры автоматической посадки

Летчик

Рулежек

Полетов

Всего

Значение заданное фактическое
  Римантас Станкявичюс 6 14 20 Отклонение от расчетной точки касания вдоль оси ВПП, м +1000 -250...+400
  Игорь Волк 5 13 18 Боковое отклонение от оси ВПП, м +38 -12...+15
  Александр Щукин 3 7 10 Вертикальная скорость, м/с 0...3 0,1...0,8
  Иван Бачурин 6 6
  Алексей Бородай 6 6
  Анатолий Левченко 3 4 7
  Виктор Заболоцкий 1 1

Испытательные полеты проводились на ВПП   ЛИИ им.Громова в подмосковном г.Жуковский, где впоследствии периодически БТС-02 экспонировался на авиакосмических салонах. Работы с самолетом-аналогом БТС-02 осуществлялись Межведомственной комплексной испытательной бригадой - МКИБ (в графах таблиц - Ф.И.О., откуда прикомандирован, чем занимался в бригаде); фотография сделана после 9-й рулежки 29 декабря 1989 г.:

МКИ бригада

На фотографии стоят (слева направо):
Потапов Сергей Алексеевич ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) нач. службы РЭО
Куликов Владимир Васильевич ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) авиатехник
П/п-к  Холкин Владимир Константинович НИИ ВВС
? ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ)
Соснин Юрий Вадимович НПО "Молния" группа анализа телеметрии
Терешин Виктор Иванович ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) инженер
Даменцев Александр Иванович ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) Руководитель группы (начальник отдела) анализа телеметрии; фактически выполнял сменного руководителя при наземных комплексных испытаниях и предстартовой подготовке
Пантелеев ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) инженер группы СУ
ст. л-т Осинцев НИИ ВВС

На фотографии сидят (слева направо):

Савельев Андрей Юрьевич ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) инженер группы РЭО
п/пВласов НИИ ВВС Некрасов Олег Николаевич НПО "Молния" Зам. Начальника отделения 200
Тихонов Николай ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) авиатехник Микоян Степан Анастасович НПО "Молния" Зам. Ген. директора- Гл.конструктора по испытаниям
Кузнецов Виктор Александрович НПО "Молния", о.240 система бортовых измерений (СБИ, телеметрия) Рождествин Василий Павлович ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) Ведущий инженер
Сухоруков Владимир НПО "Молния", о.240 система бортовых измерений (СБИ, телеметрия) ПВладислав Михайлович  Чернобривцев НИИ ВВС Начальник бригады ВВС
Клеменов Николай Григорьевич ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) ведущий инженер (группа анализа телеметрии) Соловьев Владимир ЛИИ представитель ЛИИ в МКИБ
? НПО "Молния", ? группа анализа телеметрии Долгих Олег Сергеевич ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) Начальник ЛИБ
Доильнев Дмитрий Дмитриевич НПО "Молния" от авторов всех инструкций по наземным и предполетным проверкам бортовых систем Костенко Валерий Федорович 3210 ПЗ
Долгополов Борис Владимирович НПО "Молния", о.210 СУ, БКС СУ и бортовой "Вымпел" Яйлоян Николай Павлович ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) Зам. начальника ЛИБ
Сафронов Олег Михайлович НПО "Молния", о.21 ведущий конструктор изделия БТС-002. Шестухин Сергей Васильевич<