Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/anabst.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 00:28:51 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п |
Летающий самолет-аналог БТС-002 ГЛИ |
Перед первым запуском ОК "Буран" в космос для наземных натурных испытаний и отработки в реальных условиях наиболее ответственных участков полета - захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы, был построен полноразмерный аналог ОК "Буран": БТС-02 ОК-ГЛИ N002. Главные проекции БТС-02 ОК-ГЛИ представлены здесь.
В зарубежной печати неоднократно
сообщалось, что аналог существовал и
самолет-аналог БТС-01, якобы предназначенный
для совместного использования с
самолетом-носителем М-201М (модернизированный
вариант бомбардировщика 3М ОКБ им. В.М.Мясищева). БТС-01 должен был
располагаться на верхней внешней подвеске над
фюзеляжем самолета-носителя и должен был
отделяться от него в полете с последующей
самостоятельной посадкой. Приводятся даже
данные по испытательным полетам: "... экипаж
аналога БТС-01 состоял из летчиков-космонавтов
Евгения Хрунова и Георгия Шонина,
самолет-носитель пилотировали Юрий Когулов и
Петр Киев".
Реально же аналог БТС-001 использовался для
наземных статических испытаний, после
завершения (а точнее, прекращения) которых на его
основе был создан аттракцион в парке Горького.
(Все реально построенные ОК перечислены на странице ЧАстых ВОпросов)
Однако описанная схема с использованием
самолета-носителя на базе 3М-Т
"Атлант" действительно использовалась
для транспортировки
крупноразмерных агрегатов ракеты-носителя
"Энергия" и ОК "Буран" с
заводов-изготовителей на космодром Байконур.
Работа с аналогом БТС-02 (заводское обозначение ОК-ГЛИ ?002) была более успешна. Он обладал при максимальном подобии аэродинамических характеристик способностью самостоятельного взлета и выхода в ключевую точку траектории спуска и посадки. Отличия в аэродинамической компоновке аналога БТС-02 от ОК "Буран" при полном соответствии массовых, центровочных и инерционных характеристик, в том числе и органов аэродинамического управления, заключались в установке четырех ТРД АЛ-31 ОКБ им. А.Люлька с суммарной тягой в 40 тонн (два боковых двигателя были оснащены форсажными камерами) и удлиненной передней стойки шасси, обеспечившей заданный стояночный угол. БТС-02 был построен в 1984 году и носил серийный номер СССР-3501002.
На аналоге БТС-02 отрабатывались посадки на ВПП в ручном и автоматическом режимах управления, а также были проверены и подтверждены аэродинамические и другие характеристики планера и систем ОК во взаимодействии с системой управления на участке захода на посадку и посадки. |
|
|
Каждый испытательный полет включал:
этапы разбега, взлета и набора высоты, которые выполнялись в режиме ручного пилотирования с автоматическим обеспечением устойчивости и управляемости;
этап испытательных режимов, проводимых для оценки характеристик устойчивости и управляемости, аэродинамических и летно-технических характеристик, который включал участки прямолинейного полета на постоянной скорости с работой органов управления, разгон и торможение в горизонтальном полете, виражи с плавно нарастающей (до 2g) перегрузкой в вертикальном канале;
этапы предпосадочного маневрирования, захода на посадку, посадки, пробега по ВПП и останова, на которых имитировались штатные профили снижения, посадки и останова ОК в ручном и автоматическом режимах.
В рамках программы горизонтальных летных испытаний было выполнено 24 полета и реализовано 19 заходов на посадку в режиме автоматического управления до высоты 10...20 м с последующим уходом на второй круг, два захода до касания ВПП (опускание носового колеса и пробег проводились в ручном режиме управления) и 15 заходов с посадкой и пробегом до полного останова ОК на ВПП в автоматическом режиме управления. Начиная с 8-го полета все посадки выполнялись в автоматическом режиме. Общий налет БТС-02 составляет около 8 часов. Хронология полетов самолета-аналога "Бурана" (БТС-02 ГЛИ) в ЛИИ им.Громова.
Отработка
автоматической посадки на пилотируемом
аналоге "Бурана" БТС-002 ОК-ГЛИ в ЛИИ
им.М.Громова (г.Жуковский) bst2.avi, 720x576, 4.94Mb, 44 сек. видео |
Хотите
почувствовать себя командиром "Бурана"?
Видеозапись автоматической
посадки 15 ноября 1988 года видеокамерой,
установленной на линии взгляда командира
экипажа (правое рабочее место
РМ-1) pilots.avi, 720x576, 4.84Mb, 38 сек. видео |
Полноэкранный видеофильм о 2, 3, 4 и 5 полете самолета-аналога БТС-02 записан в формате MPEG-1, продолжительность 52 минуты |
Рассказ командира экипажа самолета-аналога "Бурана" (БТС-02 ГЛИ) Ивана Бачурина о 15-м полете, совершенном 15.10.1987 |
Дополнительный фотоархив испытательных полетов самолета-аналога "Бурана" (БТС-02 ГЛИ) в ЛИИ им.Громова. Все приведенные в дополнительном фотоархиве фотографии являются исключительной собственностью ОАО "НПО Молния" |
Суммарные итоги работы с БТС-02 | Параметры автоматической посадки | ||||||
Летчик |
Рулежек |
Полетов |
Всего |
Значение | заданное | фактическое | |
Римантас Станкявичюс | 6 | 14 | 20 | Отклонение от расчетной точки касания вдоль оси ВПП, м | +1000 | -250...+400 | |
Игорь Волк | 5 | 13 | 18 | Боковое отклонение от оси ВПП, м | +38 | -12...+15 | |
Александр Щукин | 3 | 7 | 10 | Вертикальная скорость, м/с | 0...3 | 0,1...0,8 | |
Иван Бачурин | 6 | 6 | |||||
Алексей Бородай | 6 | 6 | |||||
Анатолий Левченко | 3 | 4 | 7 | ||||
Виктор Заболоцкий | 1 | 1 |
Испытательные полеты проводились на ВПП ЛИИ им.Громова в подмосковном г.Жуковский, где впоследствии периодически БТС-02 экспонировался на авиакосмических салонах. Работы с самолетом-аналогом БТС-02 осуществлялись Межведомственной комплексной испытательной бригадой - МКИБ (в графах таблиц - Ф.И.О., откуда прикомандирован, чем занимался в бригаде); фотография сделана после 9-й рулежки 29 декабря 1989 г.:
На фотографии стоят (слева направо): | ||||||
Потапов Сергей Алексеевич | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | нач. службы РЭО | ||||
Куликов Владимир Васильевич | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | авиатехник | ||||
П/п-к Холкин Владимир Константинович | НИИ ВВС | |||||
? | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | |||||
Соснин Юрий Вадимович | НПО "Молния" | группа анализа телеметрии | ||||
Терешин Виктор Иванович | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | инженер | ||||
Даменцев Александр Иванович | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | Руководитель группы (начальник отдела) анализа телеметрии; фактически выполнял сменного руководителя при наземных комплексных испытаниях и предстартовой подготовке | ||||
Пантелеев | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | инженер группы СУ | ||||
ст. л-т Осинцев | НИИ ВВС | |||||
На фотографии сидят (слева направо): |
Савельев Андрей Юрьевич | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | инженер группы РЭО | |||
п/п-к Власов | НИИ ВВС | Некрасов Олег Николаевич | НПО "Молния" | Зам. Начальника отделения 200 | ||
Тихонов Николай | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | авиатехник | Микоян Степан Анастасович | НПО "Молния" | Зам. Ген. директора- Гл.конструктора по испытаниям | |
Кузнецов Виктор Александрович | НПО "Молния", о.240 | система бортовых измерений (СБИ, телеметрия) | Рождествин Василий Павлович | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | Ведущий инженер | |
Сухоруков Владимир | НПО "Молния", о.240 | система бортовых измерений (СБИ, телеметрия) | П-к Владислав Михайлович Чернобривцев | НИИ ВВС | Начальник бригады ВВС | |
Клеменов Николай Григорьевич | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | ведущий инженер (группа анализа телеметрии) | Соловьев Владимир | ЛИИ | представитель ЛИИ в МКИБ | |
? | НПО "Молния", ? | группа анализа телеметрии | Долгих Олег Сергеевич | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | Начальник ЛИБ | |
Доильнев Дмитрий Дмитриевич | НПО "Молния" | от авторов всех инструкций по наземным и предполетным проверкам бортовых систем | Костенко Валерий Федорович | 3210 ПЗ | ||
Долгополов Борис Владимирович | НПО "Молния", о.210 | СУ, БКС СУ и бортовой "Вымпел" | Яйлоян Николай Павлович | ЛИБ НПО "Молния" (ЛИК ЭМЗ) | Зам. начальника ЛИБ | |
Сафронов Олег Михайлович | НПО "Молния", о.21 | ведущий конструктор изделия БТС-002. | Шестухин Сергей Васильевич< |