Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/28-1048.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 23:58:14 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: 3 |
Сельская жизнь
28 октября 1988 года
Мы не видели, как была доставлена сюда система, но впечатляет и рассказ об этом. Оказывается, весь пакет был собран в одном из монтажных корпусов, а затем уложен на уникальный транспортно-установочный агрегат. Он совмещает в себе функции транспортера и установщика системы в вертикальное положение, а движется по двум железнодорожным колеям, разделенным восемнадцатью метрами. Приблизившись к пусковому устройству с помощью четырех тепловозов, установщик пронес весящую около 600 тонн связку над газоотводным лотком, имеющим глубину 23 метра. Их, кстати, здесь три, и расположены они по кругу, под углом 120 градусов по отношению друг к другу. А прямо под ракетой - такой же глубокий железобетонный колодец диаметром в 20 метров. Обращают на себя внимание и раскинувшиеся вокруг стартового сооружения бетонные холмы: там, под землей, укрыто различное оборудование, отвечающее за заправку топливом, а также холодильный центр, который поддерживает внутри ракеты и корабля нужную температуру.
Но как бы ни были интересны наземные системы, глаза невольно задерживаются на окружающих ракету конструкциях. Пусковое устройство, на котором стоит "Энергия" и с которого она 29 октября стартует, представляет собой железобетонную конструкцию с механизмами удержания ракеты и устройств подвода к ней пневмогидравлических и электросвязей. Все связи наземных систем осуществляются через торец "Энергии" и ее боковую поверхность с помощью заправочно-дренажной мачты. Возвышающаяся над ракетой, она имеет подвижные площадки, по которым проложены коммуникации для заправки, дренажа, а также электрокабели связи "земля-борт". Кстати, в системе ракеты и корабля насчитывается порядка тысячи электроцепей, которые объединены в кабели, а те, в свою очередь, в жгуты. И каждую цепь перед стартом необходимо проверить. Перед стартом подвижные площадки мачты поочередно отводятся, а последняя, где проложена магистраль дренажа водорода, отходит уже после запуска двигателя и начала движения ракеты. Весит она более 20 тонн, а на ее отвод отпускается всего несколько секунд...
По минутам, если не по секундам, расписаны в эти дни дела тысяч тружеников - специалистов космодрома Байконур, ученых и инженеров, приехавших сюда из многих городов страны. Жесткий, напряженный ритм им придают заключительные операции по подготовке к первому испытательному старту универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" в составе мощной ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля многоразового использования "Буран".
Подчиненными этому ритму оказались с первого дня и мы - журналисты, кому выпала удача рассказать читателям, радио- и телезрителям о событии, к которому советская космонавтика шла не один год. Не скрою, что этих дней мы ждали давно. ИI каждый раз, прилетая на Байконур, чтобы проводить на орбиту очередной советский или международный экипаж, мы искали новые приметы в знакомом облике космодрома, которые подсказали бы - дело движется, старт не за горами. Вырастали в степи новые монтажно-испытательные и монтажно-заправочный корпуса, огромные, невиданные на пусковых площадках "Союзов" мачты-фермы, из лучших сортов бетона строилась безукоризненно гладкая посадочная полоса для "Бурана". В десятках КБ и НИИ страны шла глубокая проработка технических решений, которые затем воплощались руками талантливых инженеров и рабочих в машины, до поры до времени остававшиеся "в тени". Их испытывали на стендах, в аэродинамических трубах, проверяли огнем и водой, начиняли новейшей электроникой, самыми последними достижениями ракетчиков и самолетостроителей, физиков и металлургов, химиков и математиков. А потом привозили на космодром, где шаг за шагом готовили эту технику к свиданию с космосом.
Так постепенно, в стороне от знакомых "микрорайонов" космодрома поднимался к небу "буранный" стан Байконура. И впервые о своей готовности к большим делам он заявил 15 мая прошлого года, когда отсюда состоялся первый рывок в космонавтику завтрашнего дня - стартовала новая тяжелая универсальная ракета-носитель "Энергия". Тяжелая потому, что может вывести на орбиту более 100 тонн полезного груза. А универсальная, поскольку груз этот может быть любого назначения и крепится он не под головным обтекателем, как у всех ракет мира, а навешивается сбоку, как космический багаж. И если в первом полете роль такого багажа играл макет спутника в натуральную величину и тяжесть, то теперь его место занял "Буран" - орбитальный космический самолет.
Кроме трех мачт, назначение которых в принципе то же, что и на стартовых площадках "Союзов", бросаются в глаза два туннеля диаметром до трех метров. Они почти параллельно тянутся из подземного бункера к необычному шлюзу, находящемуся на уровне кабины "Бурана". Через один из них, как выяснилось, космонавты будут доставляться в корабль с помощью специальных тележек. А через другой - экстренно покидать его в случае аварийной ситуации. Благодаря хитроумной конструкции желоба, что внутри спасательного туннеля, на эту операцию им понадобится не больше 15 секунд.
Мы были на стартовом комплексе, когда там уже завершались испытания всех систем ракеты и корабля. Не менее нескольких тысяч проверочных операций пришлось провести специалистам, чтобы убедиться: ракетно-космическая система готова к заправке топливом. Поразило и другое - в момент старта нештатная ситуация может произойти в столь сложной системе в любое мгновение. Поэтому выполнение электроникой всех необходимых команд проверяется через каждые 0.2 секунды.
Круглые сутки освещается сейчас прожекторами ракетно-космическая система, готовая к броску в космос. Напряженная работа продолжается не только на стартовом комплексе, но и в других "горячих" точках "буранного" стана Байконура
В. ОВЧАРОВ. (Спец. корр. ТАСС).
Web-master: їВадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru