Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/21-3-98.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:41:43 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п
Акция газеты 21-3-98

заголовок

Акция "Российской газеты" и ее читателей: "Построим космический мост в XXI век"

21 марта 1998 года

Макс надо строить сегодня. Он нужен как воздух !
Беседа с Анатолием Савиным ген.директором ЦНИИ "Комета"
Этот институт создавал то, в чем мы до сих пор опережаем Запад, - противоспутниковую оборону, орбитальные системы СПРН (предупреждения о ракетном нападении) и разведки морских целей. И сегодня этот потенциал сулит стране прорыв в области дальней связи глобального характера.
-  В пользу постройки МАКС говорят два ее важнейших свойства. И прежде всего - самая низкая в мире стоимость запуска полезной нагрузки. Всего одна тысяча долларов за один килограмм,- считает Анатолий Иванович.- При этом на землю не падают отработанные ступени, как при ракетном запуске. Эта проблема тем болезненнее, чем больше величина выводимого в космос груза. Ведь тем многоступенчатой и тяжелее становятся ракеты. МАКС лишена множества недостатков ракетной космонавтики. Дополнительный источник ее дешевизны в том, что МАКС не нужны дорогие космодромы. Если вы видели старт традиционной ракеты, то прекрасно знаете, какие колоссальные нужны стартовые "столы", огромные конструкции, которым приходится выдерживать "реакцию факела"- чудовищные жар и напор от пламени, бьющего из сопел взлетающего носителя. А при старте космического самолета с тяжелой машины этого нет. Запуск происходит на высоте в 10 километров, с быстро летящей "площадки"-   можно обойтись меньшим количеством топлива, увеличив выводимый на орбиту груз. Да и разгон в разреженном воздухе идет быстрее. Не нужно и большого количества вспомогательных систем, которые находятся на космодромах.
Второе ценнейшее качество МАКС - это возможность вывода тяжелых спутников на геостационарные орбиты, лежащие в плоскости земного экватора. На этих высоких траекториях -  именно в экваториальной плоскости - космический аппарат как бы "висит" неподвижно над одним и тем же районом земли. В глобальных информационно-управляющих системах, которые служат целям военных, банков и связи, нужны именно геостационарные космические платформы.  Однако все космодромы в
СССР, в Байконуре, Плесецке и Свободном, крайне неудобны для запусков на экваториально-геостационарные орбиты. Сначала приходится выводить спутник на максимально наклоненную орбиту, а затем -"класть ее на бок" еще на 40 градусов, работая двигателями. А что такое изменение орбиты для спутника, мчащегося с безумной скоростью в 7,9 км/сек? Это - огромные затраты энергии, лишний запас топлива, снижение полезной нагрузки. Вот почему экономичных запусков на геостационары с российских космодромов не получается. Мы проигрываем конкуренцию за эту часть мирового рынка запусков.Максимум нагрузки, которой мы сегодня можем вывести с Байконура на "геосинхрон", - две тонны. Тогда как для глобальных информационно-управляющих систем нужны платформы весом в три с половиной - четыре тысячи килограммов.
Орбитальный самолет "Молния" и две другие модификации МАКС способны взлетать гораздо ближе к экватору. А то и вовсе с него. В нужную точку его доставит небесный извозчик и космодром в одном лице - тяжеловоз Ан-225. Американцы пытались решить те же проблемы, и потому построили воздушно-космический челнок "Спейс шатлл". Но он оказался несовершенной, "переходной" системой, которая сохранила недостатки ракетного взлета -  с неподвижного старта. Здесь Россия действительно имеет шанс реально обойти США.
- Однако, Анатолий Иванович, наши читатели часто спрашивают: можем ли мы сегодня построить МАКС? Ведь нужны десятки предприятий-смежников, а от многих предприятий ВПК остались лишь вывески, лишенные былого потенциала.
- МАКС построить можно и сейчас. Например, ЦНИИ "Комета"- один из участников проекта МАКС, и отвечаем мы за "начинку" орбитального самолета -  за системы управления и передачи данных, контрольно-измерительную аппаратуру. (Замечу, что такую аппаратуру наш ЦНИИ делал для орбитальной станции "Мир", работающей в космосе уже четыре срока.) Если раньше при создании таких же систем для "Бурана" приходилось работать с сотней смежников, то теперь закаленные суровыми условиями кризиса мы сможем сделать все необходимое в кругу 5-12 организаций в пределах Российской федерации. Такие проекты очень нужны стране. Ведь мы и так потеряли десять лет, занимаясь либо чисто бумажными разработками, либо модернизируя старую технику. Однако потенциал наш еще очень силен. Основные решения, заложенные в наши системы, вычислительную технику и программное обеспечение, верны и конкурентоспособны. Просто теперь изменится их конструктивное исполнение - с учетом прогресса за минувшее десятилетие. Из досье- Недавно в редакцию пришел отклик бывшего главного специалиста Вооруженных Сил РФ по космосу, генерал-майора запаса Владимира Уварова. Он с жаром доказывает: космолет "Молния" не взлетит. Мол, просто не позволит вес бортовой аппаратуры: с одной стороны, самолетной, с другой - космической. То есть, с программно-командной линией, телеметрией. Как вы смотри-те на эти опасения?
- За десять лет техника сделала настоящий рывок к миниатюризации, к компактности. Спутник, который мы делали в середине 80-х двухтонным, сегодня будет весить 600- 800 килограммов. То же самое касается и бортовой аппаратуры орбитального самолета МАКС. Например, в конце 1980-х в СССР появились первые компьютеры системы "Эльбрус", достигшие быстродействия в 125 миллионов операций в секунду. Тогда они занимали площадь большой комнаты. "Эльбрус-90", который нужен для МАКС, равен по объему тумбочке стандартного письменного стола. Быстродействие этой системы-   40-50 миллионов операций в секунду. Этого вполне хватит для авиакосмической системы. И, конечно, сегодня придется прибегать к миниатюрным иностранным комплектующим. Закупить их сейчас -  не проблема.
МАКС надо строить сегодня. Ждать еще десять лет нельзя - нас попросту обгонят, и Россия потеряет, быть может, свой самый сильный козырь...


Владимир Кучеренко


В середине марта 1998 года в США совершил первую автоматическую посадку аэрокосмолетный аппарат Х-38. Его сбросили с бомбардировщика Б-52. По своим очертаниям Х-38 очень похож на аэрокосмолеты-автоматы "Бор-4"- создания НПО "Молния", которые летали в космос в 1982-1984 годах. В 1999 году США испытают Х-38 в космосе: он должен сыграть роль "спасательной шлюпки" для экипажа будущей орбитальной станции и спуститься из космоса на Землю.
Иными словами, США потребовалось 15 лет, чтобы приблизиться к "домаксовым" разработкам НПО "Молния". Пока мы еще лидируем -  в США нет систем, подобным МАКС. Но они уже идут вперед в многоразовой авиакосмонавтике, пока мы топчемся на месте. У России остается все меньше времени на реализацию своего "крылато-орбитального" приоритета.


left.gif (1090 bytes) Возврат на страницу - Акции Мк МАКС

Web-master: їВадим Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru