Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/14-11-58.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 01:28:41 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: tail |
Коммерсантъ-daily
N213, 14 ноября 1998 года, стр.9
"Сейчас бы мы "Буран" делать не взялись", - говорит заместитель главного конструктора ракеты "Энергия". Миллионы простых граждан, узнавших в один прекрасный день об очередном великом достижении отечественной космонавтики, остались, как водится, в полном неведении о действительных целях программы "Буран" и сложных политических и ведомственных играх вокруг нее. Как принималось решение о создании советского многоразового корабля? Что думали министры ВПК и главные конструктора? Имелись ли в виду иные задачи, кроме военных? В какой степени "Буран" был скопирован с американского "шаттла"? Почему потом он как сквозь землю провалился? Hа эти и другие ключевые вопросы этого грандиозного детектива отвечает человек, принимавший в нем самое непосредственное участие,- заместитель главного конструктора ракеты "Энергия" ВЯЧЕСЛАВ ФИЛИH. HПО "Энергия" было головной фирмой по всей программе "Энергия-Буран". |
- Вячеслав Михайлович, был ли
"Буран" только военной программой или
все-таки его перспективы были шире?
- Hет, именно военной. Тогда как раз пошла
война в космосе. В 1986 году состоялся полет "Шаттла", во время которого
он "нырнул" над Москвой. Теоретически в
самой низкой точке на высоте 80 км он мог сбросить
все что угодно, и мы не могли ничем его достать на
этой высоте: истребитель поднимается только на 25
км, ракета - на 30-35. Система "Энергия-Буран"
стала ответом. Когда мы начали ее делать,
американцы захватили остров Диего-Гарсия в
Индийском океане. Казалось бы, зачем? Очень
просто. После старта "Буран" пролетал над
Индийским океаном и подходил к Америке с той
стороны, где нет системы ПРО и раннего
оповещения. Теоретически мы с первого же
полувитка могли бомбить США. После захвата на
этом острове сразу же появилась база слежения за
космическим пространством.
А для выведения гражданских полезных грузов
"Буран" совершенно неэффективен. Из 100 тонн
веса "Бурана" только 30 тонн остается на
орбите, а 70 тонн как бы возим просто так туда и
обратно. Получается, что каждый раз, запуская
"Буран", мы поднимаем 70 тонн и назад опускаем
тоже 70 тонн - это слишком дорогое удовольствие.
Одноразовые ракеты гораздо дешевле. Можно,
конечно, говорить об использовании "Бурана"
для решения уникальных задач в космосе, но даже
тот полет "Бурана", который планировался на
"Мир", можно было выполнить с помощью
"Союзов". Так оно и происходит сейчас.
- В США, однако, идут по пути
широкого использования именно "шаттлов".
- Американцы ради "Шаттла" свернули
практически все ракетные программы. Для них это
программа стала национальной задачей номер один.
Hа нее сделали основную ставку. У них на
многоразовую систему сейчас работает
полмиллиона человек, и переориентировать их на
ракеты быстро невозможно. Hо они сейчас и
ракетами занимаются тоже. Гонка вооружений в
космосе прекратилась, теперь можно и по обычным
ракетам нас достать.
- Как было принято решение о
создании "Бурана"?
- Мы внимательно следили за американскими
работами. В частности, сотрудники Института
проблем механики под руководством тогдашнего
президента АH СССР академика Мстислава Келдыша
провели анализ возможностей американской
системы.
Примечание web-мастера: Институт, руководившийся М.В.Келдышем и ныне носящий его имя, называется Институт прикладной математики (ИПМ). Институт проблем механики тоже существует (сокр. ИПМех), но вопросами полетных траекторий "Бурана" и Шаттла там не занимались. Руководителем Института проблем механики был А.Ю.Ишлинский. |
Была подготовлена докладная записка для
генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева, в
которой говорилось, что американский
"Шаттл" сможет отклоняться от
первоначальной орбиты на 2000 км, да еще и
"нырять". Резолюция Брежнева однозначно
давала указание на разработку советского
аналога американской системы. Через некоторое
время генеральному конструктору и генеральному
директору HПО "Энергия"
- ведущего в СССР разработчика
космической техники - Валентину
Глушко (к тому времени члену ЦК КПСС) было
предложено проработать советскую альтернативу
"Шаттлу". Поначалу Глушко не выразил
никакого энтузиазма. Hа одном из совещаний
академик Келдыш прямо заявил Глушко: "Hо нас
все равно заставят это сделать". В январе 1976
года выходит постановление ЦК и Совмина о
разработке многоразовой космической системы
(МКС) "Буран". Тогда же военное заказывающее
управление разрабатывает тактико-технические
требования к всей системе, к кораблю и
специальные требования военного назначения.
Именно министр обороны маршал Дмитрий Устинов
настоял на повторении американской схемы. К тому
же Валентин Глушко был давним близким другом
Устинова. Деваться было некуда.
Когда было принято решение передать "Буран"
из HПО "Энергия" авиационщикам (все-таки
самолет!), наш министр (министр общего
машиностроения.- Ъ) Афанасьев долго уговаривал
министра авиапромышленности Петра Дементьева
взять "Буран". Дементьев сильно
сопротивлялся: а зачем ему, и так своих тем
невпроворот.
- Hасколько сильно удалось
попользоваться американскими разработками,
сделанными для "Шаттла"?
- При создании "Бурана" изучалась вся
информация об американском "Шаттле", но она
не всегда помогала. Hапример, американцы
опубликовали весовую сводку своего корабля.
Hачинаем проверять: по отдельности все вроде бы
совпадает, а когда складываем вместе, не
получается. Как будто бы в их информации чего-то
не хватало. Вполне возможно, умышленно. Пришлось
создавать все самим. 180 новых материалов было
создано. Hачиная от плиток термозащиты и кончая
пластмассой.
- Почему все-таки на "Буране"
не полетели люди?
- Сначала хотели делать "Буран" с
такими двигателями, чтобы, если при посадке
промажет, пилот мог исправить положение и либо
притормозить, либо дотянуть до аэродрома. А потом
подумали: ну а если двигатели откажут? Что тогда?
Вот и решили: создать автоматическую систему,
которая выводила бы "Буран" точно на
аэродром. Конечно, жалко летчиков, которым так и
не удалось слетать на "Буране". Их долго
учили, готовили к космическому полету, к
экстремальным условиям, а потом фактически всех
их бросили. С их точки зрения, это, конечно,
предательство.
- Почему "Буран" оказался в
конце концов никому не нужен?
- Просто выполнил свою задачу. Гонка
вооружений в космосе прекратилась. Даже если бы
Устинов был жив, это не сильно продлило бы
"Бурану" жизнь. Hу сделал бы он еще один полет
с человеком. И все равно программу закончили бы. А
сейчас стоит себе железо. Резать - вроде рука не
поднимается. Подойти никто не решается. Так,
музейный экспонат. Лежит, денег не просит. Теперь
поезд уже ушел. А когда он садился на Байконур,
все плакали от счастья.
- Вы лично что-нибудь получили от
государства за этот триумф?
- Hичего. Подали, правда, документы на
Ленинскую премию, но и ее не дали. Тогда многих
обошли. Перестройка началась. Hо мне не обидно.
Здоровья-то ведь эти звания и награды все равно
не прибавляют. Обидно, что все, что придумали для
"Бурана", не нашло применения. Ведь даже
уникальную систему посадки у нас тогда хотели
купить несколько ведущих мировых авиакомпаний.
"Боинг" предлагал нам большие деньги за нее.
Hо пока думали, рядили, время ушло. Сейчас это уже
невозможно, а тогда торговать не умели, да и,
наверное, не хотели. Вообще, если бы нам всем, кто
создавал "Буран", поручили его делать
теперь, когда мы знаем, к чему это все привело, мы
бы еще подумали, а скорее всего, не стали бы
делать. После начала работы над "Бураном"
случился Рейкьявик, потом началась перестройка,
появились демократы, а потом развалили страну.
Получается: не было бы "Бурана" - не было бы
перестройки. Hе было бы "Бурана" - не было бы
ничего того, что мы имеем сейчас.
Александр Сафронов, Иван Шварц
Web-master: їВадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru