Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/09-3.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 20:05:27 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: ngc 4303 |
Проектом
предусматривалось многократное применение
блоков первой ступени. Представлялось, что
проблема возврата с траектории этого блока менее
сложная, чем возврат орбитального корабля или
центрального блока. Многократность сразу же
сказывалась на структуре блока, на исполнении
пневмогидравлической схемы, системе управления.
Появлялись дополнительные специфичные системы.
Повысились требования к двигателю этого блока.
Маршевый двигатель должен был обеспечивать не
менее десятикратной работы в полетном режиме, а с
учетом необходимости проведения контрольных
технологических испытаний количество включений
двигателя достигало двадцати раз. Это была
основная проблема обеспечения надежной
работоспособности двигателя при многократном
включении. Требовался большой запас ресурса.
Задача управления блоком и его посадка на
поверхность Земли считалась простой инженерной
задачей. Поэтому проблема многоразовости блока
начиналась с достижения высокой
работоспособности маршевых двигателей с
длительным ресурсом их использования.
При всех технологических проверках
блока в процессе изготовления, проверок в
собранном состоянии, в составе пакета и на старте
перед заправкой пневмогидравлическая схема
обеспечения работы двигателя и управления всей
автоматикой блока и двигателя выполнялась как
система многократного включения. Система не
имела одноразовых элементов, кроме клапанов и
агрегатов, срабатывающих или в аварийном режиме,
или при обеспечении запуска двигателя.
Работоспособность блока в условиях
многократности, а также системы управления
обеспечивалась.
Анализ возможных вариантов
спасения ракетных блоков первой ступени привел к
применению парашютной системы. При выборе
вариантов оценивалась целесообразность
спасения параблоков или раздельной посадки на
Землю каждого блока, спасения всего блока или его
части, например, двигателя, по схеме спасения: с
приведением "Бурана" на посадочную полосу
или на заранее подготовленную площадку, или без
приведения - с посадкой в зоне падения блоков
первой ступени. Оценивались варианты и по
способу спуска: с планированием параблока,
отдельного блока, с помощью парашютной системы
или парашютно-реактивной, или реактивной.
Средства приведения - крыло, управляемый парашют.
Оценивались варианты по средствам управления:
аэродинамическими рулями с использованием
качества крыла или парашюта и корректирующими
двигателями. Торможение в атмосфере - корпусом,
крылом, парашютом, щитками. Посадка -
горизонтальная, вертикальная, на шасси или
амортизирующем устройстве. В конечном счете
определились: спасение индивидуально для
каждого блока, торможение, снижение и посадка в
зону отчуждения для блоков А - с помощью
парашютной системы с применением двигателей
мягкой посадки на амортизационные стойки блока.
|
Схема возвращения блоков А. Примерно на 135-й секунде полета происходит отделение параблоков на высоте порядка 50 км, при этом скорость движения параблоков немного более 1800 м/с. На 150-165-й секундах происходит разделение блоков и их разведение на высоте 65-70 км, скорость - 1760-1720 м/с. Перед входом в плотные слои атмосферы на высоте порядка 80 км при скорости движения 1650 м/с включается система ориентации. Блок в этой связи оснащается системой управления и газо-реактивной ориентации. Блок направляется в атмосферу носовой частью, которая имеет соответствующую теплозащиту. Блок входит в плотные слои атмосферы со скоростью 1780 м/с, предварительно задействовав тормозной парашют. С 285-й по 450-ю секунды происходит движение с тормозным парашютом и снижение до высоты порядка 5 км. Скорость на этом участке уменьшается до 70 м/с. На этой высоте вводится основной многокупольный парашют. Силовые стропы закреплены на заднем торце блока. Блок снижается носиком по направлению движения, скорость падает до 30 - 20 м/с. На высоте 3-4 км происходит "перецепка" парашюта: узел крепления парашюта смещается к центру тяжести блока. Блок приземляется в горизонтальном положении со скоростью 13-19 м/с. Амортизационные стойки устанавливаются в рабочее положение. На высоте 30-50 м по команде системы управления, следящей за высотой, включаются двигатели мягкой посадки. Посадка осуществляется через 11-12 мин. после старта ракеты.
Блок А: иллюстрации из технического проекта
При разработке блока А на стадии
дополнения к техническому проекту (1979 г.) было
выявлено, что существовавшее на тот период
представление о схеме спасения не удовлетворяет
требованиям по массовым характеристикам. Схема
оказалась сложной в конструктивном отношении,
недостаточно надежной и не обеспечивала
должного управления блоком после отделения.
Поэтому, после дополнительных проработок и
обсуждений с предприятием Минавиапрома, было
принято решение о проведении исследовательских
работ по разработке сверхзвукового парашютного
тормозного устройства. Предусматривалось
провести исследование технологических и
конструкционных свойств материала СВМ, из
которого намечалось изготавливать парашюты, и
летную отработку модели на экспериментальном
изделии Т6К.
Работы, проведенные в НПО
"Энергия", показали, что проблему повышения
термостойкости ткани можно решить нанесением на
этот материал композиционного теплозащитного
состава на основе водосодержащих микрокапсул.
Были изготовлены образцы такой ткани и проведены
испытания в ЦАГИ.
В конструкции блока А, готовившейся
в полет, уже были заложены элементы парашютной
системы посадки. После полета специалисты,
особенно иностранные, будут постоянно задавать
вопрос - "что это за конструкторские
нагромождения на блоке в районе носовой и
хвостовой частей?" Это - два встроенных
контейнера для размещения парашютов, средств
приземления и системы управления. В первых
полетах они были заполнены измерительной
аппаратурой.
Тогда, в период поиска лучшего
решения, нам стало ясно, что следует искать
кардинальные пути и варианты. Усложняло создание
средств возврата блоков А то, что посадка этих
блоков должна была осуществляться на твердый
грунт и при практически нулевых перегрузках. За
это надо было платить весом полезной конструкции
ракеты. Предстояли исследования других
вариантов - не простых, а более эффективных.
Необходимо отметить, что обеспечение спасения твердо-топливных ракетных ускорителей системы "Space Shuttle" при их падении в воды Атлантики с последующей транспортировкой (морским буксиром) является более простой инженерной задачей по сравнению с обеспечением мягкой посадки боковых блоков "А" ракетного комплекса "Энергия-Буран". |