Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astrolib.ru/rsn/2008/03/01/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:58:11 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: срсппппппппрпрпп
Электронная библиотека астронома-любителя. Книги по астрономии, телескопостроению, оптике.
Дата: 01 марта 2008 (2008-03-01)
От: Boris Paleev
Тема: <Буран> нашел хозяина
Hello All!
http://www.gazeta.ru/social/2008/02/29/2653436.shtml
<Буран> нашел хозяина
29 ФЕВРАЛЯ, 18:22 // Алина Черноиванова
Прототип космического челнока <Буран>, самолет-аналог БТС-002 ОК-ГЛИ готовится
к переезду в Германию. Почти шесть лет корабль оставался в Бахрейне, пока
российское HПО <Молния> и сингапурская компания Events HQ International решали
в судах, кому именно принадлежит прототип челнока. Hаконец судьба БТС-002
решена окончательно.
Как сообщил <Газете.Ru> исследователь истории программы <Буран> Вадим
Лукашевич, после многолетних разбирательств в судах всех инстанций полноправным
собственником корабля стал самый крупный в Европе частный Технический музей в
немецком городе Зинсхайме.
Речь идет о втором макете, а точнее, самолете-аналоге <Бурана>. Внешне он ничем
не отличается от космического челнока, однако на нем были установлены
самолетные двигатели, и он не мог бы выйти на околоземную орбиту. В рамках
программы по созданию советского многоразового космического корабля его
использовали для летных испытаний в атмосфере Земли: с 1985-го по 1988 год
аппарат осуществил 24 полета в Летно-испытательном институте имени Громова в
подмосковном Жуковском. Hа аналоге БТС-02 отрабатывались посадки на ВПП в
ручном и автоматическом режимах управления.
История земных приключений БТС-002 началась вскоре после закрытия программы
<Буран>.
БТС-002 несколько раз демонстрировали на авиашоу МАКС, пока в 1999 году не
передали в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation
(BSC). Перевозка БТС-002 из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его
показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился, и компания BSC
развалилась.
После этого при посредничестве американской компании First FX <Буран>
предложили авиационному музею в Мичигане, но корабль оказался для них не только
дорогим, но и слишком большим экспонатом. Тогда БТС-002 выставили на аукцион,
организованный радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM. Стартовой ценой
назначили $6 млн, видимо, поэтому покупателя для раритета так не нашлось. Тогда
HПО <Молния> передало БТС-002 специально созданной компании Space Shuttle World
Tour (дочернее предприятие сингапурской компании Events HQ International).
Была ли это сделка по продаже бурановского макета или очередной лизинг - сейчас
понять сложно. В документах, как писала в свое время иностранная пресса,
фигурировала лишь сумма в $180 тыс. Hо, как показали судебные разбирательства в
Бахрейне, с документами, подписанными представителями сингапурской и российской
компании по поводу передачи <Бурана>, вообще все было непросто. Как бы то ни
было, уже сингапурская компания организовывала все дальнейшие поездки
бурановского макета. Велись переговоры о показе самолета в Малайзии, Сингапуре,
Китае, Японии и на Филиппинах. Hо первым стало королевство Бахрейн.
В 2002 году Совет экономического развития Бахрейна готовился к проведению
первого летного фестиваля. Чиновники решили, что БТС-002 может стать тем самым
экспонатом, который привлечет внимание туристов и профессионалов к новому
мероприятию. Фестиваль поручили организовать выставочно-маркетинговой компании
PICO во главе с Халидом Джуманом. Аренда БТС-002 и его транспортировка из
страны и обратно обошлась ему в $1,3 млн. Hо когда фестиваль закончился,
ненужный никому БТС-002 так и остался в Бахрейне. От выставочной компании
потребовали освободить фестивальную территорию, и Джуман снял склад неподалеку
от порта Манамы, перевез туда на хранение самолет и ждал, когда его заберут, а
расходы за хранение оплатят.
Тогда же HПО <Молния> заявляет, что сингапурская компания не выполнила условия
сделки и макет <Бурана> опять принадлежит российской компании. При помощи
нанятого в Бахрейне адвоката российское предприятие добилось запрета на вывоз
самолета-аналога из страны кем-либо другим. Между компаниями начался судебный
процесс, заложником которого стал БТС-002.
За первые три года судебного разбирательства состоялись всего 8 заседаний. Чуть
ли не каждый раз судья принимал решение о переносе слушаний, так как обе
стороны (адвокаты российской и сингапурской компаний) должны были собрать
дополнительную документацию.
К тому моменту HПО <Молния> успело продать <Буран> немецкому Das Auto & Technik
Museum Sinsheim. Руководство музея было в курсе судебного процесса в Бахрейне,
однако было уверено в его положительном исходе. К тому же у HПО <Молния> не
было ни денег, ни сил вести судебную войну в Бахрейне, так как в это время
положение самого предприятия было нестабильно: в Москве то и дело менялись
руководство HПО и люди, занимавшиеся проблемой бахрейновского <Бурана>. В итоге
все юридические и финансовые вопросы в Бахрейне перешли к Техническому музею в
Зинсхайме.
По данным Лукашевича, музей выиграл многолетний процесс. Hа днях руководство
музея выехало в Бахрейн для получения разрешения на вывоз прототипа <Бурана>.
<Если все пойдет по плану, то в течение ближайших двух-трех месяцев БТС-002
будет погружен на морское судно, на котором через 23 дня прибудет в Роттердам,
- рассказал собеседник <Газеты.Ru>. - Там его перегрузят на баржу, и по рекам и
системе каналов он доплывет до города Шпейер, где на второй площадке музея
станет центром космической экспозиции в специально строящемся для него самом
крупном ангаре-павильоне музея>. Лукашевич уточнил, что сейчас Технический
музей активно занимается пополнением своей космической коллекции новыми
космическими раритетами.
Стоит отметить, что ни в одном российском музее ни одного <Бурана> из восьми
полноразмерных сохранившихся до наших дней моделей нет. Единственное место, где
еще сейчас можно увидеть советский космический челнок, - Центральный парк
культуры и отдыха им. Горького в Москве.
Best regards, Boris
сайт служит астрономическому сообществу с 2005 года