Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astrolib.ru/rsn/2006/07/05/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:37:13 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: m-a17
Электронная библиотека астронома-любителя. Книги по астрономии, телескопостроению, оптике.
Дата: 05 июля 2006 (2006-07-05)
От: Boris Paleev
Тема: Шаттл Discovery, дубль два
Hello All!
Lenta.ru: Комментарии: http://lenta.ru/articles/2006/07/04/shuttle/
05.07.2006, среда, 08:58:56
Обновлено 04.07.2006 в 22:57:45
Шаттл Discovery, дубль два
Hа Земле стало одним шаттлом меньше: 4 июля, в 22:38 по московскому времени,
Discovery улетел в космос. Запуск, перенесенный на день американского
общенационального праздника, может и сам по себе считаться праздником.
Во-первых, вполне рутинные путешествия на 300 с небольшим километров вверх
происходят теперь не чаще раза в год. Во-вторых, корабль стартовал невредимым.
Или почти невредимым: проверять это будут ближайшие несколько дней, разбирая
записи десятков наземных камер и сенсоров на борту. Так или иначе, он улетел -
второй раз за последние три с половиной года.
События вокруг нового запуска повторяют прошлогодние с точностью до деталей.
Как и тогда, старт несколько раз переносили в последний момент: корабль
задерживался на стартовой площадке из-за погоды и мелких поломок. Техники
вынуждены были ежедневно перезаполнять баки 2 миллионами литров жидкого
водорода и кислорода (каждая такая процедура обходится NASA в полтора миллиона
долларов), а эксперты продолжали сомневаться в том, можно ли шаттлу лететь
вообще. И, разумеется, все были убеждены: авария, если она произойдет, поставит
точку в тридцатилетней истории самых дорогих, мощных и сложных космических
кораблей.
Все началось в январе 2003 года. Тогда плитка термоизоляции, отколовшаяся при
старте от внешнего топливного бака, повредила обшивку челнока Columbia. При
возвращении шаттл загорелся в атмосфере и взорвался. Hа полеты был наложен
мораторий, а аварийная комиссия и инженеры 29 месяцев подряд пробовали улучшить
гигантскую капсулу с топливом, которая перестает быть нужной уже на 9-й минуте
после старта - ее сбрасывают в океан.
26 июля 2005 года Discovery без видимых проблем отправился на орбиту. С этого
момента NASA можно было бы не стесняться потраченных усилий, времени и денег -
на первый взгляд, реабилитировать главный символ американского технического
превосходства удалось. С таким мнением космическое ведомство рассталось
несколько часов спустя. Записи видеокамер свидетельствовали, что Discovery так
же уязвим, как и его разбившийся предшественник. Разница состояла в том, что
теперь плитки осыпались с топливного бака в присутствии камер и сенсоров, во
множестве установленных на космодроме и на самом корабле.
Поврежденный шаттл вышел за пределы атмосферы и оказался в относительной
безопасности - взрыв мог угрожать кораблю только при контакте с воздухом. Из-за
этого на Земле вовсе не были уверены, сможет ли он вернуться. Вначале экипажу
даже посоветовали дожидаться спасателей на МКС, не предназначенной для
длительного пребывания там компании из девяти человек - двух постоянных
космонавтов и семерых гостей. Затем предложили отремонтировать корабль
собственными силами - но, впрочем, ремонт на орбите был скорее косметическим.
Когда Discovery благополучно приземлился, в NASA начался разбор полетов - в
прямом и переносном смыслах. За несколько месяцев, прошедших с момента
неудавшегося триумфа, критики NASA успели озвучить все, что думали о
затянувшемся ремонте стоимостью 1,3 миллиарда долларов. Hо неожиданней всех
высказался Майкл Гриффин - глава космического ведомства, одобривший запуск
вопреки предостережениям экспертов: он назвал шаттл и МКС "ошибками NASA" и
предложил сосредоточиться на лунной программе, коль скоро космические челноки в
любом случае прекратят летать до 2010 года. Тем не менее, списывать досрочно
ничего не стали: шаттлам просто предоставили еще одну попытку.
Список улучшений, появившихся за год, довольно скучен: реконструкция креплений,
уплотнение плитки и устранение острых стыков - такие поправки принято вносить,
когда речь идет о косметическом ремонте исправно работающего прибора. К
спасению техники и людей подготовились основательнее, чем прежде - теперь
Discovery везет на МКС набор "заплаток" для себя и генератор кислорода,
способный три месяца обеспечивать воздухом десятерых.
Увлекательнее выглядят меры, с помощью которых NASA собиралось уберечь корабль
от "внешних раздражителей". Одной из главных угроз назвали птиц: столкновение
шаттла с одной из них зафиксировали камеры в прошлом году. Инциденты такого
рода решили предотвратить довольно гуманным способом - NASA заявило, что птиц
из окрестностей космодрома не будут расстреливать, а отловят по одной и
выпустят после старта Discovery. А сотрудникам космодрома велели сообщать обо
всех сбитых животных, замеченных на автотрассах - по мнению ученых, падаль
привлекает к мысу Канаверел стервятников.
Все это не помешало главному эксперту NASA по безопасности и главному инженеру
проголосовать в июне 2006 года против очередного полета. Как и год назад,
решающим стал голос Майкла Гриффина - исключительное право определять судьбу
челноков осталось за ним.
Сколь бы смешными не выглядели приготовления и препирательства, игра стоит
свеч. От шаттлов зависит, сумеют ли достроить Международную космическую станцию
и починить главный орбитальный телескоп. И, к слову, то, останутся ли
российские "Союзы" и китайские "Шэньжу" единственными аппаратами, способными
приподнять человека на несколько сотен километров над Землей.
Если верить кадрам CNN, на этот раз шаттлу не помешали ни птицы, ни погода. А
это означает, что и у МКС, и у телескопа Hubble, и у космических обсерваторий
появился шанс довести задуманное астрономами до конца. Придется ли NASA
разгонять облака и рассаживать стервятников по клеткам ради следующих челноков,
станет известно совсем скоро.
Борислав Козловский
c 2004 Lenta.ru
Лицензия Минпечати Эл No 77-4400
Дизайн - Студия Артемия Лебедева, 2004
О сервере. Реклама.
Письмо в редакцию
Прием опечаток
Best regards, Boris
Дата: 05 июля 2006 (2006-07-05)
От: Boris Paleev
Тема: От шаттла Discovery при старте отвалились 6 кусков
Hello All!
Lenta.ru: Hовости: http://lenta.ru/news/2006/07/05/debris/
05.07.2006, среда, 08:59:44
Обновлено 05.07.2006 в 02:01:21
От шаттла Discovery при старте отвалились 6 кусков
В течение первых минут, прошедших после старта космического челнока Discovery,
от его обшивки отвалились 6 кусков, сообщает AFP. По предположению специалистов
HАСА, это могут быть фрагменты термоизоляции топливного бака.
По словам руководителя программы Discovery Уэйна Хэйла, 4 куска отвалились
через 2 минуты 47 секунд после старта, еще один или два - спустя 4 минуты 50
секунд. Согласно заявлению Хэйла, это произошло позже того момента, когда
осколки теоретически могли бы повредить корабль.
Как сообщалось ранее, старт решено было не откладывать несмотря на
15-сантиметровую трещину в термоизоляции топливного бака, обнаруженную при
осмотре корабля.
Как показало расследование катастрофы шаттла Columbia в 2003 году, ее причиной
стали оторвавшиеся обломки обшивки, которые нанесли серьезные повреждения
термоизоляции челнока при его посадке. Экипаж шаттла тогда состоял из семи
человек, все они погибли.
c 2004 Lenta.ru
Лицензия Минпечати Эл No 77-4400
Дизайн - Студия Артемия Лебедева, 2004
О сервере. Реклама.
Письмо в редакцию
Прием опечаток
Best regards, Boris
сайт служит астрономическому сообществу с 2005 года