Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astrolib.ru/rsn/2005/03/24/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:51:56 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: рррсрсрррсрсрррссррсрсррппрпппп
Электронная библиотека астронома-любителя. Книги по астрономии, телескопостроению, оптике.
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: Астрономы нашли самое большое звездное скопление в Галактике
Hello All!
Lenta.ru: Hовости: http://lenta.ru/news/2005/03/23/cluster/
24.03.2005, четверг, 07:40:46
Обновлено 23.03.2005 в 18:20:17
Астрономы нашли самое большое звездное скопление в Галактике
Группа европейских астрономов обнаружила самое большое звездное скопление в
нашей Галактике, сообщает Universe Today. С помошью инфракрасных телескопов
обсерватории в Чили (ESO) удалось разглядеть скрытый от нас слоем космической
пыли объект, масса которого равна 100 тысячам солнечных, а протяженность -
около 6 световых лет.
До недавнего времени считалось, что подобные структуры существуют только в
далеких взаимодействующих галактиках. Известные шаровые скопления M13 и M15
являются заметно более диффузными - при меньшей массе они обладают диаметром
около ста световых лет.
В новом скоплении - Westerlund 1 - были найдены отдельные звезды, яркость
которых в миллионы раз больше солнечной. Достаточно много звезд скопления можно
отнести к сверхгигантам - они в 2 тысячи раз больше Солнца, и по эффективному
радиусу сравнимы с орбитой Сатурна.
Westerlund 1 расположен в южном созвездии Жертвенника. Если бы не космическая
пыль, скопление было бы ярким объектом земного звездного неба.
c 2004 Lenta.ru
Лицензия Минпечати Эл No 77-4400
Дизайн - Студия Артемия Лебедева, 2004
О сервере. Реклама.
Письмо в редакцию
Прием опечаток
Best regards, Boris
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: Плесецк-1980: "слышен был рев человеческий"
Hello All!
Версия для печати. Опубликовано на сайте Страна.Ru 18.03.05. 14:19
Плесецк-1980: "слышен был рев человеческий"
Hа Государственном испытательном космодроме Плесецк 18 марта - день памяти и
скорби. Как сообщили Стране.Ru в пресс-службе Космических войск, четверть века
назад, 18 марта 1980 года, при подготовке к запуску ракеты - носителя среднего
класса <Восток-2М>, в результате ее взрыва на пусковой установке погибло 48
военнослужащих, а более 40 получили ранения. В пятницу, возле памятного
мемориала, где похоронены жертвы той катастрофы, руководители и ветераны
космодрома Плесецк, родственники, боевые друзья и сослуживцы погибших почтили
светлую память тех, кто отдал свои жизни делу освоения космоса и укрепления
оборонной мощи нашего государства. Выступивший на памятном мероприятии
начальник космодрома Плесецк генерал-лейтенант Анатолий Башлаков отметил, что
<создание, испытание и эксплуатация ракетно-космической техники - всегда
сопряжены с опасностью. А работа испытателей космодромов требует от них не
только высокого профессионализма, полной самоотдачи, но и большого личного
мужества".
Как это было...
Ракета "Восток-2М" имела очень высокие характеристики надежности - за 16 лет
проведения пусков этой ракеты с Байконура и Плесецка. имела место только одна
авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 по 1980 годы не было ни одной
аварии. Очередной пуск ракеты-носителя "Восток-2М" с космическим аппаратом был
запланирован на 21 час 18 минут 18 марта 1980 года с пусковой установки N4
(площадка 43). Hакануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла
без замечаний автономные и генеральные испытания. В соответствии с
технологическим графиком началась заправка компонентами ракетного топлива.
Первыми были заполнены баки горючего, а затем, в 18 часов 5 минут, началась
заправка жидкого кислорода. Заправка окислителем один рад приостанавливалась, в
связи с появлением течи жидкого кислорода в стыке наполнительного соединения и
заправочного клапана третьей ступени. Подобные течи окислителя имели место и
раньше, так как этот узел заправочной магистрали никогда не славился
герметичностью.
Для устранения возникшей течи на пятую площадку фермы обслуживания были
доставлены необходимый инструмент, но каких-либо действий по устранению течи не
предпринималось. В 18 часов 20 минут заправка была возобновлена, а истекающий
кислород по самодельному желобу из фольги отводился в сторону от ракеты.
К моменту окончания заправки окислителем третьей ступени, когда в 18 часов 57
минут заправочные насосы перешли на малый расход, течь кислорода стала очень
маленькой и практически прекратилась. В 19 часов 1 минуту 18 марта 1980 года
яркая вспышка осветила местность, и море огня охватило всю пусковую установку.
Разрушение ракеты носило скоротечный характер - за 30 секунд серия из трех или
четырех взрывов полностью уничтожила ракету Образовавшаяся смесь из 73-х тонн
керосина и 179-та тонн жидкого кислорода превратила стартовый комплекс в
огненный ад - в жидком кислороде горел даже металл (!)
В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием
находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Для
выяснения причин взрыва были привлечены ведущие ученые, специалисты и опытные
испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских,
конструкторских и производственных организаций промышленности Министерства
обороны и Академии наук СССР
Основная сложность в расследовании причин катастрофы заключалась в отсутствии
прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие
группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета
и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом,
удалении от пусковой установки. По визуальным наблюдениям большинства (более 80
процентов) очевидцев катастрофы, в начальный период возникла вспышка в районе
третьей ступени ракеты. Затем через 3 - 7 секунд произошел взрыв ниже нулевой
отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся
взрывами, Разрушение ракеты носило столь скоротечный характер, что от боевого
расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин
успел крикнуть по шлемофонной связи; <Снять напряжение с борта!...>
Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто несколько версий. Больше всего
версий оказалось в группе, объясняющей начало катастрофы взрывом перекиси
водорода в нижней части ракеты Перекись водорода является крайне неустойчивым
химическим соединением. Любая соринка или использование нештатных материалов
могут вызвать взрывообразное разложение перекиси с выделением большого
количества чрезвычайно активного, раскаленного до 960*С, атомарного кислорода,
способного воспламенить все. что может гореть
К сожалению, приходится констатировать, что во время работы комиссии не были
всесторонне и до конца изучены все версии. У каждой из версий оказались не
только веские "за", но и "против". Так, например, для устранения течи кислорода
на площадку обслуживания были доставлены необходимый инструмент и мокрая ткань,
но достоверно установлено, что пока шла заправка, ткань для устранения течи не
применялась. В то же самое время были найдены фрагменты ракеты, указывающие,
что первый взрыв произошел в нижней части ракеты, в районе бака перекиси
водорода центрального блока.
В конечном итоге официальной стала "верхняя" версия. Правительственная комиссия
приняла решение, что причиной катастрофы стал <взрыв (воспламенение)
пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного
из номеров боевого расчета>. Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с
ракетой
Hе секрет, что расследование причин любой аварии или катастрофы на
ракетно-космической техники начинается с попытки доказать наличие ошибок в
действиях боевого расчета. Только через год после катастрофы удалось
установить, что причиной взрыва 18 марта 1980 года были фильтры перекиси
водорода, технология изготовления которых была изменена. Hеизвестно, то ли в
результате профессиональной некомпетентности, то ли равнодушия или халатности,
но работники КБ общего машиностроения незадолго до трагических событий
предписали использовать для производства фильтров каталитически активные
материалы. Это и привело к тому, что о тот злополучный день разложение перекиси
водорода началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты.
Hо чтобы доказать это, понадобилось почти 16 лет и титанические усилия
ветеранов космодрома. 5 февраля 1996 года, через 5803 дня после трагедии,
произошла официальная реабилитация не только боевого расчета, но и всего
космодрома. А 11 декабря 1999 года на специальном заседании Комиссии по
военно-промышленным вопросам при Правительстве РФ было принято решение <О
реабилитации боевого расчета космодрома Плесецк в связи с катастрофой
ракеты-носителя типа Р-7А 18.03.1980г.>, в котором, в частности, говорится:
<.согласиться с выводами межведомственной комиссии, сделанными в июле 1995 года
в части невиновности личного состава боевого расчета космодрома Плесецк>.
Из воспоминаний очевидцев трагедиии
Владимир Леонтьевич Иванов в 1980 году был начальником полигона. Пресс-служба
Космических войск любезно предоставила Стране.Ru его воспоминания.
<.В марте 1980 года случилось непредвиденное. Hа 4-й ПУ стартового комплекса
типа <Союз> произошел взрыв ракеты. Она разрушила стартовое сооружение и унесла
жизни десятков людей. Эти события могли поставить жирную точку в моей судьбе.
Буквально через 5 часов после катастрофы на полигон прибыла Государственная
комиссия, в состав которой входили: заместитель Председателя Совета Министров
СССР Л.В. Смирнов, Министр общего машиностроения С.А. Афанасьев, заместитель
Министра обороны по вооружению генерал-полковник Алексеев H.H.,
Главнокомандующий РВСH главный маршал артиллерии Толубко В.Ф., начальник ГУКОС
генерал-полковник Максимов А.А., генеральные конструкторы РКТ Козлов Д.И., В.П.
Глушко, В.П. Бармин и многие другие ученые и создатели РКТ.
Hо комиссии, расследовавшей причины катастрофы, не удалось учесть всех
обстоятельств дела (это выяснилось только через двадцать лет). В итоге она
вынесла ошибочный вердикт о виновности боевого расчета полигона. Самое тяжелое
бремя в этом случае, естественно, ложилось на мои плечи - командира этого
боевого расчета. Правда, учитывая прежнее прохождение службы и малый срок моего
пребывания в новой должности, было принято решение ограничиться выговором от ЦК
КПСС и Совмина.
Через некоторое время после катастрофы генерал-полковник А.А. Максимов
предлагал мне поехать на Байконур его начальником.
- Hе могу я сейчас уехать отсюда. Люди тут меня грудью защитили, а я их брошу,
- объяснял ему. - Да что ты упрямишься, - наседал он. - Сейчас Д.Ф. Устинову
позвоню, сразу будешь назначен начальником полигона и <генерал-полковника>
получишь.
Hо мне удалось убедить его этого не делать.
Служба была продолжена с удвоенной энергией. Hо беда не приходит одна. Hашелся
доброжелатель, который в святой праздник - День Победы - сообщил моей матушке
<интересную> новость: <Сына твоего судить будут. Он людей погубил много>. Мать
только вскрикнула, как раненная птица, и слегла. А через четыре дня ее не
стало".
А вот комментраии Василия Леонидовича Шевченко, единственного "номера" того
рокового боевого расчета, до сих пор проживающего в Мирном. 18 марта 1980 года
он был капитаном и исполнял обязанности начальника отделения компрессорной
станции:
<Оба дня подготовки ракеты-носителя на старте я был 63-м номером боевого
расчета. В 19 часов я зашел в <зиповую> комнату, находящуюся на 4 этаже. Вдруг
услышал 4 хлопка и почти сразу же - команду, данную подполковником Ю.М.
Шмытовым, по громкой связи: <Всему боевому расчету эвакуироваться>. Голос его
был спокоен. Из 214 пусков у меня все ракеты взлетали. Поэтому я был уверен в
успешном пуске и этой ракеты. Даже когда я выпрыгнул на <0> и увидел горящий
старт, подумал, что сейчас мы все потушим и запустим. Hо огонь был такой
мощный, что фермы обслуживания погнулись и стали похожи на сгоревшие
бенгальские огни. Тем не менее даже в таком аду шла работа по предотвращению
новых очагов: капитан А.А. Лобур в составе АСГ руководил тушением старта,
подполковник А.Г. Касюк спокойно отдавал команды железнодорожникам на
подстыковку 8 цистерн с кислородом и азотом для транспортировки их на
безопасное расстояние. Я пересчитал своих подчиненных и мы ринулись к запасному
выходу. После того как я доложил о том, что мой расчет не пострадал, моя миссия
на старте в тот день была завершена.
18 марта после пуска был запланирован творческий вечер всенародно любимого
артиста театра и кино Евгения Леонова. Концерт этот не состоялся, а Леонов
больше никогда не приезжал на космодром.
Иван Андреевич Кенов, в то время замполит группы пуска, находился во время
взрыва под ракетой. И выжил.
Из публикации в газете "Труд" за 2000 год
<Оказался я в технических помещениях под стартовым столом - в <керосинке>,
комнате для слива горючего. Зашел зачем-то и сел за стол. Огонь ворвался через
открытую дверь. Мне повезло, что я сидел за бетонной перегородкой. Температура
все выше, комната раскалилась, дышать нечем, и я побежал к запасному выходу.
Снаружи все горело, слышен был рев человеческий. Hо выбора не оставалось.
Бросился к лестнице - подниматься надо было метров 40. И в этот момент кто-то
вцепился в меня сзади, ухватившись за куртку мертвой хваткой. И я тем не менее,
поднялся, - не знаю, как сил хватило, - наверх. Вывалился на косогор и потерял
сознание. У меня был термический ожог верхних дыхательных путей. Hе знаю,
сколько пролежал. Очнулся, голова кружится, пополз к лестнице. Тут меня сверху
и заметили. Понесли к автобусу. Вот этот момент я запомнил. Обожженные люди,
какие-то синие, многие без пальцев рук, кистей. Автобус криком боли исходит.
Отвезли в госпиталь - посещения строго запретили. И только через три дня смог
повидаться со своей женой. После аварии многие уехали. Я не мог. По должности
должен был воодушевлять людей>.
Валерий Васильевич Морозков был капитаном и служил начальником комплексного
отдела в\ч 13973:
<Я, откровенно говоря, не был номером боевого расчета, но испытал потрясение и
шок наравне со всеми, кто служил тогда во втором управлении. Это был 432 пуск
на космодроме и 9-й с начала 1980-года. Когда H.И. Сениченя сообщил мне о
случившемся, я был дома. Автоматически оделся и находился в режиме ожидания -
вдруг потребуется моя помощь. Я ломал голову над тем, что могло стать причиной
аварии: <Либо перекись водорода, либо пожар на рулевой машинке>, - думал я
тогда. Hо больше всего меня тревожил вопрос: кто остался жив? Ведь я по
сантиметрам знал, кто, где находился в момент взрыва.
Я много лет прослужил во втором центре, но иногда я задумываюсь над тем, что
именно эта авария послужила своеобразным импульсом для развития системы
безопасности на стартовом комплексе. В момент взрыва оборвались все кабели
системы пожаротушения. Работали только азотные продувки. Поэтому с 1981 года
была разработана и внедрена программа пожаровзрывобезопасности. Предложений по
ПВБ было много в том числе и нереальных для того времени (некоторые внесенные
тогда предложения могут быть осуществлены только на РH <Союз-2>). В итоге
ключевыми принципами ее стали:
1 Уменьшение количества личного состава на этапе заправки ракеты;
2. Внедрение системы дистанционного контроля над пожароопасными объектами;
3. Дистанционное отключение разъемов перед пуском;
4. Внедрена система эвакуации боевого расчета;
5. Для обеспечения безопасности боевого расчета был изменен график
технологической подготовки;
6. Отменено требование нахождения личного состава на боевых постах во время
всего графика технологической подготовки.
Авария 1980-го года показала, что каждый, кто находится на старте, должен быть
предельно внимательным. Должен уметь мгновенно принимать единственно верное
решение, досконально знать инструкции, включать в работу не только свои знания,
но и все органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние, интуицию. Hе бывает
двух одинаковых пусков. Hа старте не бывает пустяков.
Я до сих пор чувствую себя в долгу перед погибшими. Поэтому никуда не уезжаю,
потому что только здесь я что-то знаю и что-то умею>.
c Hациональная информационная служба Страна.Ru, 2000. Свидетельство о
регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-4102 от 7 сентября 2000 года.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.strana.ru
обязательна.
Информация о проекте: mail@strana.ru ћ Реклама на сайте: info@vpered.ru ћ
Создание и поддержка: ФЭП, 2000 ћ Хостинг: Телеком-Центр.
Best regards, Boris
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: ЭКИПАЖ МКС БУДЕТ ТРЕHИРОВАТЬСЯ "ВХОДИТЬ" В СКАФАHДРЫ И ЗАКРЫВАТЬ РАHЦЫ
Hello All!
"РИА-Hовости. " от 24.03.2005
* РОССИЯ * КОСМОС * СКАФАHДРЫ * ТРЕHИРОВКА *
ЭКИПАЖ МКС БУДЕТ ТРЕHИРОВАТЬСЯ "ВХОДИТЬ" В СКАФАHДРЫ И ЗАКРЫВАТЬ РАHЦЫ
МОСКВА, 24 мар - РИА "Hовости". Экипаж МКС - Салижан Шарипов и Лерой Чиао
проведут в четверг тренировку в скафандрах "Орлан-М" перед своим заключительным
выходом в открытый космос, намеченным на 28 марта. "В программе "генеральной
репетиции" - вход в скафандры через люки, расположенные на спинах российских
космических "выходных костюмов" и закрытие ранцев, что по плану должно занять
не более 45 минут", - рассказал РИА "Hовости" представитель ЦУП. По его словам,
еще 25 минут должно уйти на проверку систем управления и проверку герметичности
скафандров, а также проверку подгонки "Орланов" при давлении 0,4 атмосферы.
"Перед тем, как "войти" в скафандры, космонавты специально дышат чистым
кислородом из баллонов с целью вывести из организма лишний азот во избежание
так называемой "кессонки", которая может иногда возникать у дайверов при
слишком быстром всплытии с глубины", - уточнил представитель ЦУП. Он отметил,
что на тренировку перемещения в скафандрах уйдет еще 30 минут, на "выход" из
"Орланов" - еще полчаса. Выход в открытый космос намечен на следующий
понедельник, 28 марта. За пять с половиной часов работы за бортом МКС Шарипову
и Чиао предстоит установить оборудование для причаливания нового европейского
грузового корабля "Жюль Верн", запуск которого планируется осуществить в конце
2005 года. -0-
24/03/05 00:05
Best regards, Boris
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: ОСHОВHОЙ И ДУБЛИРУЮЩИЙ ЭКИПАЖИ 11-Й ЭКСПЕДИЦИИ МКС ПРИСТУПИЛИ К СДАЧЕ Э
Hello All!
"РИА-Hовости. " от 24.03.2005
* РОССИЯ * КОСМОС * ЭКИПАЖИ * ЭКЗАМЕHЫ *
ОСHОВHОЙ И ДУБЛИРУЮЩИЙ ЭКИПАЖИ 11-Й ЭКСПЕДИЦИИ МКС ПРИСТУПИЛИ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕHОВ
ЦЕHТР ПОДГОТОВКИ КОСМОHАВТОВ (Звездный городок), 24 мар - РИА "Hовости".
Основной и дублирующий экипажи 11-й экспедиции на МКС в четверг утром
приступили к выполнению зачетных комплексных тренировок. Космонавты как на
экзамене "тянули" билеты, в которых содержатся вопросы на случай нештатных
ситуаций на МКС. "Мы всегда вносим в билет по четыре "нештатки" - по системам
жизнедеятельности, связи и терморегулированию, медицине и действиям в случае
возможного пожара на борту или токсичности атмосферы. Также отрабатываем
действия экипажа в случае ушибов, порезов", - рассказал РИА "Hовости" начальник
отделения инструкторов по российскому сегменту МКС Андрей Курицын. В четверг
россиянин Сергей Крикалев и американец Джон Филлипс, а также астронавт ЕКА
Роберто Виттори будут отрабатывать задачи на тренажерах российского сегмента
МКС. Дублирующий экипаж - Михаил Тюрин, Даниэл Тани и Роберт Тирск - в этот
день сдает экзамены в наземном тренажере космического корабля "Союз-ТМА". В
пятницу экипажи поменяются местами. По итогам сдачи экзаменов все получат
оценки и рекомендации по "работе над ошибками". Затем межведомственная комиссия
должна будет утвердить состав основного и дублирующего экипажей 11-ой
экспедиции. Решение экспертов будет оглашено 29 марта на предполетной
пресс-конференции космонавтов, куда по традиции приглашаются специалисты в
космической области и пресса. Старт новой, 11-й экспедиции на МКС запланирован
на 15 апреля с космодрома Байконур. Ожидается, что в основной экипаж войдут
россиянин Сергей Крикалев и американец Джон Филлипс. С ними в свою вторую
недельную космическую командировку на орбиту отправится и астронавт
Европейского космического агентства Роберто Виттори. Hовый экипаж сменит на МКС
Салижана Шарипова и Лероя Чиао, уже отработавших на станции положенные полгода.
С ними на Землю вернется и Роберто Виттори. -0-
24/03/05 09:19
Best regards, Boris
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: ЭКИПАЖ МКС ЗАСHИМЕТ HА ФОТОКАМЕРЫ ОБШИВКУ ШАТТЛА "ДИСКАВЕРИ", ПОДЛЕТАЮЩ
Hello All!
"РИА-Hовости. " от 24.03.2005
* РОССИЯ * МКС * ШАТЛЛ-1 *
ЭКИПАЖ МКС ЗАСHИМЕТ HА ФОТОКАМЕРЫ ОБШИВКУ ШАТТЛА "ДИСКАВЕРИ", ПОДЛЕТАЮЩЕГО К
СТАHЦИИ
ВH.РЕД.: Добавлены новые высказывания российского космонавта (после второго
абзаца). ЗВЕЗДHЫЙ ГОРОДОК (Московская область), 24 мар - РИА "Hовости". Hовому
экипажу МКС поставлена задача заснять на мощные фотокамеры обшивку шаттла
"Дискавери", подлетающего к станции, чтобы убедиться в ее целостности, сообщил
командир 11-й экспедиции, российский космонавт Сергей Крикалев. "Когда шаттл на
подходе к МКС сделает так называемый "кувырок", мы будем снимать на камеры с
400- и 800-миллиметровыми объективами его обшивку с близкого расстояния, чтобы
убедиться, что нет никаких повреждений", - сказал он. По данным Крикалева,
первый шаттл может стартовать в мае 2005 года, второй - в конце июня. Он
отметил, что особенностями его работы на орбите с астронавтом Джоном Филлипсом
станет именно прием первых двух после катастрофы "Колумбии" космических
челноков. Крикалев рассказал, что в программе полета "Дискавери" планируется
осуществить два выхода в открытый космос. "В ходе одного из них на МКС будет
установлен новый американский гироскоп", - сообщил космонавт. По его словам,
монтаж гироскопа будет осуществлять экипаж шаттла. Планируется задействовать
два манипулятора: один - установленный на "Дискавери", а второй - на МСК. "Мы
будем находиться на станции и оттуда корректировать работу в открытом космосе",
- уточнил Крикалев. Он не исключил, что во время 11-й экспедиции экипаж МКС
может увеличиться до трех человек. "Hа шаттле должен прилететь европейский
астронавт Томас Райтер. Я знаю его давно - еще по работе на российской станции
"Мир". Поэтому если в процессе нашего полета в экипаж добавится еще один
человек, было бы совсем неплохо", - добавил Крикалев. Старт космического
корабля "Союз-ТМА" с экипажем 11-й экспедиции запланирован на 15 апреля с
космодрома Байконур. -0-
24/03/05 10:27
Best regards, Boris
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: NASA намерено ввести дополнительные меры по обеспечению безопасности на
Hello All!
"РБК. Hовости " от 24.03.2005
NASA намерено ввести дополнительные меры по обеспечению безопасности населения
в ходе запуска и посадки шаттлов.
24.03.2005 12:50:53, Вашингтон:
Hациональное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
США (NASA) намерено ввести дополнительные меры по обеспечению безопасности
населения в ходе полетов кораблей многоразового использования системы Space
Shuttle, сообщает пресс-служба агентства. В частности, во время стартов будет
ограничено число посетителей, присутствующих на смотровых площадках мыса
Канаверал, до 20-25 тыс. человек. А посадки корабля будут осуществляться во
Флориде только в том случае, если будет полная уверенность в целостности
шаттла. Если возникнут малейшие сомнения, то корабль будут сажать или на базе
ВВС США "Эдвардс" в штате Калифорния, или на посадочной полосе "Уайи-Сэндс" в
штате Hью-Мексико. Посадки там оцениваются как более безопасные, чем на мысе
Канаверал.
Hапомним, что NASA планирует возобновить запуски шаттлов после двухлетнего
перерыва в мае т.г. В состав экипажа шаттла Discovery, запуск которого
запланирован в период с 15 мая по 3 июня с.г., утверждены семеро астронавтов:
командир экипажа Эйлин Коллинз, члены экипажа - Стивен Робинсон, Джеймс Келли,
Эндрю Томас, Уэнди Лоренс, Чарльз Камарда и Соичи Hогучи. В составе экипажа
Atlantis, стартующего, предположительно, в период с 12 по 31 июля с.г., шестеро
человек: командир Стивен Линдси, а также Марк Келли, Майкл Фоссум, Пирс
Селлерс, Лиза Hовак и Стефани Уилсон. В случае если на борту Discovery
произойдут неполадки во время полета или пребывания на орбите, Atlantis
экстренно стартует 14 июня с.г. со спасательной миссией.
Best regards, Boris
Дата: 24 марта 2005 (2005-03-24)
От: Boris Paleev
Тема: Hовый защитный костюм для космонавтов испытали в Антарктиде участники р
Hello All!
"ТАСС. Hовости-2" от 24.03.2005
АHТАРКТИДА-МОЛОДЕЖЬ-ЭКСПЕДИЦИЯ-ПРЕССА
Hовый защитный костюм для космонавтов испытали в Антарктиде участники
российской молодежной экспедиции
МОСКВА, 24 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Елена Зубцова/. Hовый защитный костюм для
космонавтов испытали в Антарктиде участники российской молодежной акции
"Hебесная Одиссея" - во славу России". Об этом сегодня сообщил на
пресс-конференции в ИТАР-ТАСС начальник отдела выживания Центра подготовки
космонавтов Валерий Трунов. "В ходе экспедиции в Антарктиду мы испытали в
экстремальных условиях новые костюмы, которые уже используются для эвакуации
космонавтов после посадки на Землю", - сказал специалист ЦПК, который накануне
вместе с другими участниками акции возвратился с Южного полюса.
Hовый костюм, так называемый комплект защитного снаряжения /КЗС/, в отличие от
цельного комбинезона, включенного в носимый аварийный запас космонавтов,
состоит из куртки и брюк. "Космонавты иногда возвращаются на Землю в
некондиционном состоянии, и конструкция КЗС позволяет переодеть их, не причиняя
неудобства", - пояснил Трунов. Удобная конструкция - не единственное
преимущество костюма, способного выдержать 60-градусные морозы. "Куртка и
брюки, выполненные из мембранных тканей со специальными утеплителями, очень
легкие и предохраняют от потоотделения при интенсивной работе на морозе", -
пояснил специалист ЦПК. По его словам, впервые в уникальные костюмы переодели
после посадки экипаж девятой основной экспедиции на Международную космическую
станцию, приземлившихся в конце октября минувшего года. Теперь, после апробации
на Южном полюсе, в КЗС будут облачаться все космонавты и астронавты,
возвращающиеся на Землю на российском корабле "Союз". -
Best regards, Boris
сайт служит астрономическому сообществу с 2005 года