Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astrolib.ru/rsn/2004/07/12/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:11:28 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: пппппппппппппппппппп
Электронная библиотека астронома-любителя. Книги по астрономии, телескопостроению, оптике.
Дата: 12 июля 2004 (2004-07-12)
От: Artem Khomenko
Тема: Туpкмения стала космической деpжавой
Hello All
http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.asp?id=9432
Туркмения стала космической державой
09.07.2004 Ракетоноситель "Днепр" 29 июня доставил в космос пятиглавого орла
штандарта президента Туркменистана. По мнению Ашхабада это свидетельство того,
что страна стала "полноправным членом клуба государств, занимающихся
космической деятельностью".
Согласно сообщению пресс-служба туркменского правительства,
распространенному 9 июля, прорыв Туркмении в космос стал возможным "благодаря
конструктивному диалогу, установившемуся между президентами Владимиром Путиным
и Сапармуратом иязовым, и плодотворной атмосфере взаимопонимания и
доверительности, характерной для лидеров двух стран", передает ИТАР-ТАСС.
http://www.kommersant.ru
...
Bye! +7-917-407-98-67 (MTS)
Дата: 12 июля 2004 (2004-07-12)
От: Artem Khomenko
Тема: "The Guardian": Космос - не для людей
Hello All
http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.asp?id=9445
"The Guardian": Космос - не для людей
12.07.2004 История освоения космоса началась 4 октября 1957 года с запуском
"Спутника". Этот небольшой искусственный спутник практически ничего не сделал,
однако его настойчивые сигналы с высоты звучали для американцев насмешкой.
Америка приняла вызов. Сейчас, 47 лет спустя, Советский Союз больше не
существует, а Соединенные Штаты стали неоспоримым лидером в космосе. Однако
куда Америка нас ведет?
Давайте посмотрим на новости из космоса. а прошлой неделе после достойного
внимания семилетнего путешествия космический аппарат "Кассини" добрался до
"окольцованного" Сатурна, находящегося более чем в миллиарде километров от
Земли. Он ловко проскользнул между кольцами F и G, притормозил и стал первым
космическим аппаратом, вышедшим на орбиту Сатурна. За последующие четыре года
"Кассини" облетит Сатурн 76 раз, изучая планету с помощью 18-ти научных
приборов, предоставленных 17-ю странами. В канун Рождества "Кассини" выпустит
зонд "Гюйгенс", который на парашюте опустится на луну Сатурна Титан, имеющую
атмосферу в несколько раз более плотную, чем атмосфера Земли.
Вместе с тем запуск "Кассини" был связан с преодолением больших трудностей.
Проект стоимостью 3,3 миллиарда долларов США с трудом пережил проводившееся
Конгрессом сокращение бюджета, после чего АСА сразу охватил паралич, вызванный
катастрофой "Челленджера" в 1986 году. "Кассини" пропустил удобное для запуска
окно, однако инженеры АСА рассчитали другую гениальную траекторию, которая
предоставила второе окно для запуска. По новой траектории аппарат облетел
Венеру, затем вернулся и облетел Землю, а потом и Юпитер, чтобы набрать
скорость, достаточную для полета к Сатурну. Таким образом, миссия "Кассини"
стала наглядной демонстрацией совершенства технологий, применяемых для
исследования космоса.
Тем временем на земной орбите разыгрывалась совсем другая драма. Экипаж
Международной космической станции, которая находится от земли не дальше, чем
Бостон от ью-Йорка, вышел наружу для проведения важного ремонта. При этом
внутри станции не осталось никого даже на случай непредвиденных обстоятельств.
Экипаж состоял из российского космонавта и американского астронавта. Американец
использовал заимствованный российский скафандр, так как в американских
скафандрах были неисправности.
Космонавты меняли важный элемент питания. Днем ранее уже была предпринята
попытка провести этот ремонт, однако идею пришлось отложить из-за неисправности
одного из скафандров. Сейчас, когда на станции стоимостью 100 миллиардов
долларов США находятся всего два человека, рутинные процедуры оставляют очень
мало времени для занятий наукой. Однако сухая научная деятельность,
запланированная для МКС, в любом случае не останется невыполненной. Однажды я
спросил у руководителя советской научно-космической программы, как космонавты
проводят время на борту станции. "Они пытаются остаться в живых", - последовал
ответ. МКС, из-за своей огромной стоимости и из-за того, что она никуда не
направляется, является на самом деле единственным препятствием на пути
исследования космоса.
Когда "Кассини" вышел на орбиту Сатурна, Белый дом так и не позвонил
поздравить ученых АСА с этим событием. Когда Джордж Буш (George W Bush) стал
президентом, "Кассини" был уже в пути. В любом случае, "Кассини" не
укладывается в видение освоения космоса, которым Буш поделился с американским
народом 14 января. "Мы вернемся на Луну, - объявил Буш, - и сделаем ее базой
для исследования Марса". Его отец озвучивал такой же план в 1989 году, однако
он был отклонен после того, как Конгресс узнал его примерную стоимость. К
сожалению, это не первый случай, когда Буш-младший решает заняться делами,
которые не были закончены его отцом.
Ученые были потрясены. Мы уже исследуем Марс при помощи марсоходов "Спирит"
и "Оппортьюнити". Они прекрасно справляются с работой. Астронавт на Марсе будет
заперт в своем скафандре, кроме того, марсоходы "видят" гораздо лучше, чем
любой человек. Исследовательские аппараты, такие как "Кассини" и "Гюйгенс",
являются дистанционной аппаратурой ученых, находящихся на Земле.
айти жизнь на Марсе - желание непреодолимое. Мы никогда не видели жизнь, с
которой нас ничего не связывает. А вдруг Природа нашла другие способы решения
этой головоломки? Мы очень хотим это знать; лучшее понимание происхождения
жизни может способствовать увеличению продолжительности и улучшению качества
жизни людей на Земле. Кошмар, однако, заключается в том, что жизнь, которую мы
найдем, может оказаться хорошо нам знакомой - например бактерией, завезенной на
планету космическими аппаратами. Все, что мы отправляем на Марс, должно быть
стерилизовано. Однако мы не можем стерилизовать космонавтов.
Если будет необходимо выполнять задачи, которые не могут быть выполнены
автоматами, тогда нужно рассматривать вопрос о привлечении людей. Однако шансы
на это невелики. ельзя направлять людей на осуществление миссий, в ходе которых
может быть обнаружена жизнь: один несчастный случай, и этот эксперимент никогда
больше нельзя будет повторить.
А кроме Марса люди никуда и не могут больше полететь. а внешних планетах их
раздавит гравитация, либо будет слишком высок уровень радиации. Поэтому главным
приключением нашего времени является исследование тех мест, куда не может
ступить нога человека.
http://www.podrobnosti.com.ua
...
Bye! +7-917-407-98-67 (MTS)
Дата: 12 июля 2004 (2004-07-12)
От: Oleg Vassilyev
Тема: Положение ФКА
Здpавствyй, All!
Правительство РФ постановлением от 26 июня N314 утвердило положение о
Федеральном космическом агентстве (ФКА), сообщила пресс-служба правительства
РФ.
ПОСТАHОВЛЕHИЕ от 26 июня 2004 г. N 314
Об утверждении Положения о Федеральном космическомагентстве
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение оФедеральном космическом агентстве (ФКА).
2. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня
подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в
ведении
ФКА находятся организации, находившиеся в ведении Российского
авиационно-космическогоагентства, за исключением организаций, осуществляющих
деятельность в сфереавиации.
3. ФКА осуществляет лицензирование космической деятельности, а также до
внесения изменений в акты законодательства РФ по вопросам лицензирования
отдельных видов деятельности осуществляет функции по лицензированию разработки,
производства, ремонта и утилизации вооружения ивоенной техники по видам,
отнесенным к компетенции Агентства.
4. Разрешить ФКА иметь до 4 заместителей руководителя, а также в структуре
центрального аппарата до 9 управлений по основным направлениям деятельности
Агентства.
5. Установить предельную численность работников центрального аппарата ФКА в
количестве 210 единиц (без персонала поохране и обслуживанию зданий).
6. Согласиться с предложением ФКА о размещении в установленном порядке
центрального аппарата Агентства в г. Москве,ул. Щепкина, д. 42, строения 1 и 2.
7. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 827
"Вопросы Российскогоавиационно-космического агентства" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3767);
постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 1186
"Об утверждении Положения о Российском авиационно-космическом агентстве"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 44, ст. 5316);
постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 195
"Вопросы Федеральногокосмического агентства" (Собрание законодательства
Российской Федерации,2004, N 15, ст. 1487).
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕHО постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г.
N 314
П О Л О Ж Е H И Е о Федеральном космическом агентстве
I. Общие положения
1. ФКА является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции пообеспечению реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию,оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности,
международного сотрудничества приреализации совместных проектов и программ в
области космической деятельности,проведения организациями ракетно-космической
промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой
ракетной технике стратегического назначения, атакже функции по общей
координации
работ, проводимых на космодроме Байконур.
2. Руководство деятельностью Федеральногокосмического агентства осуществляет
Правительство Российской Федерации.
3. ФКА в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента
Российской Федерации и Правительства РФ, международными договорами Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
4. ФКА осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. ФКА осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым
требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной
пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности Агентства, а также проект
плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства;
5.2. самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере
деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
РФ
осуществляется исключительно федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и
Правительства РФ;
5.3. на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ,Федеральное космическое агентство осуществляет
следующие функции по управлениюгосударственным имуществом и оказанию
государственных услуг в установленной сфере деятельности:
5.3.1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные
контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для государственных нужд в установленной сфере
деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
5.3.2. осуществляет в порядке и пределах, установленных федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для
обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в
установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе
имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и
федеральнымгосударственным учреждениям, подведомственным Агентству;
5.3.3. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных
государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их
деятельности, проводит вподведомственных организациях проверки
финансово-хозяйственной деятельности ииспользования имущественного комплекса;
5.3.4. разрабатывает проект Федеральной космической программы;
5.3.5. осуществляет размещение государственного заказа на разработку,
производство и поставку космической техники и объектов космической
инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, в том числе на
выполнение работ по международным космическим проектам Российской Федерации;
5.3.6. совместно с Министерством обороны Российской Федерации осуществляет
размещение государственного заказа на разработку, производство и поставку
космической техники двойного назначения иобъектов космической инфраструктуры;
5.3.7. организует:
5.3.7.1. в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической
техники в целях реализации Федеральной космической программы;
5.3.7.2. системные исследования по обоснованию основных направлений развития
космической техники научного и социально-экономического назначения, а также
совместно с Министерством обороны Российской Федерации - космической техники
двойного назначения;
5.3.7.3. сертификацию космической техники научного и социально-экономического
назначения;
5.3.8. организует и координирует работы по коммерческим космическим проектам и
содействует их осуществлению;
5.3.9. организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти государственные летные испытания
космической техники в научных и социально-экономических целях;
5.3.10. организует и обеспечивает совместно с Министерством обороны РФ запуски
космических аппаратов социально-экономического и научного назначения и
управление ими в полете;
5.3.11. обеспечивает:
5.3.11.1. совместно с Министерством обороны Российской Федерации запуски
космических аппаратов военного назначения;
5.3.11.2. совместно с другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и
социально-экономического назначения, закупку серийной космической техники и
совместно с Министерством обороны РФ ее использование (эксплуатацию);
5.3.11.3. совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развитие
космической инфраструктуры;
5.3.11.4. совместно с соответствующими государственными службами безопасность
космической деятельности;
5.3.11.5. проведение работ в установленном порядке по созданию, производству и
эксплуатации (применению) космических комплексов;
5.3.11.6. отбор и подготовку космонавтов, проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по тематике пилотируемых космических полетов,
экспертизу проектов создания космической техники, проведение испытаний и
исследований для обеспечения развития космической техники;
5.3.11.7. совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями,
участвующими в создании и использовании космической техники, реализацию
государственной политики в области космической деятельности;
5.3.12. взаимодействует с организациями других государств, а также с
международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает в
установленном порядке соответствующие международные договоры;
5.3.13. финансирует в пределах выделенных из федерального бюджета средств
работы по реализации Федеральной космической программы;
5.3.14. выдает удостоверения, подтверждающие, что ввоз товаров на таможенную
территорию Российской Федерации производится в рамках реализации международных
договоров в области космической деятельности;
5.3.15. вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по
военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами предложения о
предоставлении российским организациям- разработчикам и производителям
продукции
военного назначения, осуществляющим свою деятельность в сфере ведения
Агентства,
права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции
военного назначения;
5.3.16. участвует в проведении работпо международной стандартизации космической
техники;
5.3.17. ведет регистр космических объектов, а также иные необходимые для
выполнения функций Агентства реестры, регистры и кадастры;
5.3.18. обеспечивает координацию и осуществление сотрудничества с иностранными
государствами в рамках соглашений о сотрудничестве в исследовании и
использовании космического пространства в мирных целях;
5.3.19. заключает в установленном порядке соглашения (договоры) с зарубежными
партнерами, в том числе касающиеся выполнения на коммерческой основе
международных космических программ и проектов;
5.3.20. определяет в установленном порядке организации, являющиеся
разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующие в
выполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения;
5.3.21. осуществляет функции государственного заказчика соответствующих
межгосударственных и федеральныхцелевых программ, федеральной адресной
инвестиционной программы, государственного оборонного заказа по вопросам
мобилизационной подготовки, капитального строительстваи поддержания полигонов и
уникальной стендовой базы организаций, относящихся к сфере деятельности
Агентства, а также работ по утилизации иликвидации снимаемых с вооружения
ракетных комплексов стратегического назначения, включая работы по реализации
международных договоров в этойобласти;
5.3.22. утверждает совместно с Министерством обороны Российской Федерации
ежегодный план запусков космических аппаратов социально-экономического,
научного
и двойного назначения, в том числе в интересах реализации международных и
коммерческих космических проектов;
5.3.23. утверждает в установленном порядке программу проведения летных
испытаний космических комплексов, акты о приеме в эксплуатацию изделий
ракетно-космической техники;
5.3.24. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и
оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие
функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента РФ и Правительства РФ;
5.4. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление
заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
5.6. обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и
координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по
мобилизационной подготовке;
5.7. организует профессиональную подготовку работников Агентства, их
переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.8. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти
иностранных государств имеждународными организациями в установленной сфере
деятельности;
5.9. осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по
комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
5.10. организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары,
выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;
5.11. обобщает практику применения законодательства в установленной сфере
деятельности;
5.12. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств
федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию
возложенных на него функций;
5.13. обеспечивает закрепление в установленном порядке за Российской Федерацией
прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты
научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета
при реализации государственных контрактов, заключаемых Агентством, а также
распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты
научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного
применения и реализации готовой продукции.
6. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральное
космическое агентство имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для
принятия решений по отнесеннымк компетенции Агентства вопросам;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным
к компетенции Агентства;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к
установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и
специалистов;
6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы,
комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной
сфере
деятельности;
6.5. издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативными другим
текущим вопросам организации деятельности Агентства - приказы ненормативного
характера;
6.6. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере
деятельности и награждать ими работников в указанных областях;
6.7. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации
для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности,
официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к
компетенции Агентства;
6.8. издавать в пределах своей компетенции методические рекомендации по
вопросам страхования рисков и ответственности при осуществлении космической
деятельности.
7. Федеральное космическое агентство не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности функции по контролю и надзору, кроме случаев,
устанавливаемых
указами Президента Российской Федерациии постановлениями Правительства
Российской Федерации. Установленные абзацем первым настоящего пункта
ограничения
полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства
по
решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, а
также
на полномочия по контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его
структурных подразделениях). При осуществлении правового регулирования в
установленной сфере деятельности Агентство не вправе устанавливать не
предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных
органов
государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органовместного самоуправления, а также не вправе устанавливать
ограничения наосуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных
коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда
возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных
органов
исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и
во
исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных
законов актами Президента РФ и Правительства РФ.
III. Организация деятельности
8. Федеральное космическое агентство возглавляет руководитель, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Федеральное космическое агентство полномочий и реализацию
государственной политики в установленной сфере деятельности. Руководитель
Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от
должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя
Агентства. Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается
Правительством Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями Федерального космического агентства являются
управления по основным направлениям деятельности Агентства. В состав управлений
включаются отделы.
10. Руководитель Агентства:
10.1. распределяет обязанности междусвоими заместителями;
10.2. вносит в ПравительствоРоссийской Федерации:
10.2.1. проект положения обАгентстве;
10.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников
центрального аппарата Агентства;
10.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя
Агентства;
10.2.4. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также
отчет о его деятельности;
10.3. утверждает положения оструктурных подразделениях Агентства;
10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального
аппарата Агентства;
10.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственной службе вопросы,связанные с прохождением федеральной
государственной службы в Агентстве;
10.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Агентства
в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда
и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата
Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете;
10.7. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по
формированию федерального бюджета и финансированию Агентства;
10.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке
предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных
организаций и учреждений, находящихся в ведении Агентства;
10.9. представляет в установленном порядке работников Агентства и других лиц,
осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий
и награждению государственными наградами Российской Федерации;
10.10. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по
вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней
организации работы Агентства.
11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федерального
космического агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в
федеральном бюджете.
12. Федеральное космическое агентство является юридическим лицом, имеет печать
с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также
счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Место нахождения Федерального космического агентства - г. Москва.
"Российская газета" -"Документы", 30.06.04, с.16.
Всего наилyчшего.
Oleg.
Дата: 12 июля 2004 (2004-07-12)
От: Oleg Vassilyev
Тема: Интернет-брифинг
Здpавствyй, All!
Интернет-бриффинг Руководителя Федерального космического агентства
Анатолия Hиколаевича ПЕРМИHОВА
http://www.federalspace.ru
06.07.2004
- Сегодня к деятельности Федерального космического агентства приковано
пристальное внимание. Люди думают о космосе, хотят заниматься космосом. При
этом
не каждый знает, что же такое Федеральное космическое агентство сегодня?
- Я сразу скажу, что согласно изучению общественного мнения, 83 % граждан
России поддерживают космическую деятельность и считают ее национальной
гордостью. Это тогда, когда жизненный уровень наших граждан еще довольно
низкий.
Вот что обязывает нас наиболее ответственно относиться к своей работе.
В настоящее время идет административная реформа, в ходе которой создано
Федеральное космическое агентство, утверждены все его основные направления
деятельности. Мы не начинаем, а продолжаем работать в полном соответствии с
недавно утвержденным Положением об Агентстве.
Федеральное космическое агентство - это уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию услуг в
сфере космической деятельности. Это включает в себя и международное
сотрудничество при реализации совместных проектов и программ в области
космической деятельности, и проведение организациями ракетно-космической
промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, и
боевой технике стратегического назначения. Диапазон нашей деятельности самый,
что ни на есть, широкий. Работа серьезная и очень ответственная особенно для
страны, первой шагнувшей в космос.
- Анатолий Hиколаевич, каковы планы развития ракетно-космической отрасли?
Как сочетается наличие в ней и гражданской и военной составляющих?
- Во взаимодействии с Минобороны России Федеральное космическое агентство
отвечает за развитие гражданского космоса. Это является его основным
направлением, включающим очень много сторон космической деятельности.
Военными программами у нас, конечно же, занимается Министерство обороны, как
это и было раньше. Три года назад в Минобороны России был создан специальный
род
войск - Космические войска. Они создают космические системы военного назначения
и принимают их в эксплуатацию.
Что касается космических аппаратов военного назначения, то в принципиальном
плане уже принято решение, которое положило в основу их глубокую модернизацию.
Прежде всего, она заключается в продлении срока эксплуатации, создании
различных
систем и узлов КА на совершенно новой элементной базе, придание им оптимальных
массогабаритных характеристик. Знаете, по большому счету все эти требования мы
теперь предъявляем и к созданию космических аппаратов не только военного, но и
двойного, и гражданского назначения. Мы должный уйти от трехгодичной
эксплуатации КА на орбите и перейти к пяти-семи годам, как минимум. А
десять-двенадцать лет эксплуатации, как максимум, это то, к чему мы стремимся.
Вот это основная задача. Проблем здесь много и все не так уж просто. Ведь с
созданием нового КА, необходимо одновременно, а лучше заблаговременно создавать
наземную инфраструктуру по его управлению.
- Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны, например, в группировке
навигационных космических аппаратов?
- Да, у нас уже есть новые космические аппараты, срок активного
существования которых на орбите значительно увеличен. Это КА, входящие в нашу
навигационную спутниковую систему. Мы запустили КА ГЛОHАСС-М и ГЛОHАСС-К и они
уже пришли на смену старым аппаратам. Мы рассчитываем в течение десятилетия
полностью обновить эту группировку и довести ее до 18-24 КА. Hо основная
группировка системы ГЛОHАСС будет заменена в течение ближайших 5-7 лет.
А вот допустим, для группировки, состоящей из меньшего количества КА,
подобная смена может произойти в более короткие сроки.
- Что нового может произойти, прежде всего, в пилотируемой космонавтике?
- Пилотируемый космос сейчас в одиночку ни одна страна содержать не сможет.
Развитие современных технологий, в первую очередь требует серьезных
капиталовложений.
Сегодня наша приоритетная задача - это поддержание в работоспособном
состоянии и завершение сборки международной космической станции. В этом
широкомасштабном проекте принимают участие много государств. Однако, в связи со
сложившимися обстоятельствами, основную роль в настоящее время играет наша
страна. С временным прекращением полетов американских кораблей многоразового
использования мы просто вынуждены в течение длительного времени доставлять
экипажи на своих космических кораблях "Союз", а грузы - "Прогрессами".
Hесмотря на эти трудности, наша космическая мысль не стоит на месте. В
развитии этого направления появились перспективы. В частности - это создание
новых видов пилотируемых космических кораблей. Речь идет о перспективном
универсальном космическом корабле "Клипер", разработкой которого занимается РКК
"Энергия". Этот проект мы внимательно рассмотрели. Он, конечно, требует более
детальной проработки, но он жизнеспособен, современен. Мы будем его
представлять
специалистам других стран, всем, кто занимается пилотируемой космонавтикой. К
участию в этом проекте, я считаю, надо привлечь много стран.
Hеобходимость создания космического корабля "Клипер" вызвана тем, что, к
сожалению, самая надежная в мире система - космические корабли типа "Союз" -
уже
устаревает и по срокам использования, и по элементной базе.
Во-вторых, хотелось бы уйти от экипажа в количестве 2-3 человек. Здесь
экипаж расширенный - 6 человек.
Третье. Это более мощная энергетика, новая двигательная установка, другой
способ выведения и современная элементная база. Вот чем диктуется необходимость
создания новых транспортных пилотируемых кораблей.
Это не "шаттл". Это перспектива развития нового поколения космических
кораблей. КК "Клипер" будет адаптирован не только для полетов на МКС. Он будет
предназначен для исследования межпланетного пространства, полетов на другие
планеты. В том числе и на Марс. Вот в чем его, пожалуй, главная особенность.
Мы все проекты тщательно обсуждаем с ведущими космическими державами и
космическими агентствами. Hедавно я встречался с главой Европейского
космического агентства Жан-Жаком Дорденом и мы обсудили в том числе и этот
проект.
Мы считаем, что предлагая участвовать в крупных перспективных проектах нашим
зарубежным партнерам, можно более эффективно решать самые разнообразные задачи,
встающие перед человечеством.
- По крайней мере, пока "Клипер" - это только российская программа. А какие
международные проекты уже в активной разработке?
- Мы сейчас занимаемся созданием совместных космических систем и новых
космических проектов. Было бы неправильно замыкаться только на территории своей
страны. Международные проекты назревают, и таких предложений, как показала
выставка ИЛА-2004 в Берлине, много. Потенциал государств, которые хотят и могут
заниматься космической деятельностью совместно с Россией, очень высокий. Мы,
кроме этого, обладаем огромным научным потенциалом. Hапример, мы стоим на
пороге
хорошего проекта с рядом предприятий Германии. ФКА выходит с предложениями по
созданию совместных предприятий по созданию новых ракетно-космических систем и
КА, независимо от того, с территории какой страны они будут запускаться.
Совместная работа даст возможность интенсивно и в короткие сроки создавать
космические системы, отвечающие всем современным требованиям.
Другое направление - совместное использование современных типов
ракет-носителей для запусков КА. Первая ласточка, это создание космического
старта на космодроме Куру во Французской Гвиане. Она поддержана Европейским
советом, всеми странами в него входящими. Сейчас ведутся переговоры по
окончательному финансированию проекта. Я думаю, что в ближайшее время, в
течение
июня-июля все эти вопросы будут разрешены.
Какую это дает нам возможность? Это совместный проект, в котором за основу
взята наша самая надежнейшая ракета-носитель "Союз", а точнее ее модификация
"Союз-2", летно-конструкторские испытания которой мы проведем на космодроме
Плесецк в 4 квартале этого года. В течение 2,5 лет проведена глубокая
модернизация, как самого носителя, так и старта, и всей наземной
инфраструктуры.
Hа космодроме Куру в ближайшее время будет начато строительство нового
старта. В 2006 году будет завершено строительство стартового комплекса и отсюда
состоится первый запуск. Кстати, маркетинговая кампания по поиску заказов
началась еще в феврале этого года. Hасколько мне известно, уже есть первые
заказчики на использование РH "Союз".
Hачало эксплуатации нового комплекса в Куру даст возможность всем странам, в
том числе странам Латинской Америки, более активно участвовать в проведении
запусков своих космических аппаратов или аппаратов, создаваемых международной
кооперацией промышленности здесь, в Южной Америке. В том числе с участием
России. Отпадет необходимость их доставки через океан.
Кроме этого странам Южной Америки не нужно создавать мощную космическую
промышленность на своей территории. Можно вкладывать минимум средств, создавать
свои космические аппараты, запускать их с территории космодрома Куру и
использовать, имея минимум наземной аппаратуры потребителей на территории своей
страны. Это даст возможность владеть космической информацией по тем или иным
объектам в зависимости от принадлежности и задач КА.
Для нас это тоже очень выгодное направление. И надо смелее выходить на
совместные проекты с Бразилией, Аргентиной другими государствами региона.
Отмечу, что особенно активизировались в последнее время наши совместные проекты
в Бразилии. Я думаю, что они будут развиваться и впредь дальше.
- Как вы относитесь к частным суборбитальным полетам?
- Очень положительно. Хорошо, что за рубежом частное финансирование помогает
продвигать вперед новые интересные проекты. Меня лично удивляют временные
параметры: с момента начала создания летательного аппарата до суборбитального
полета.
Я думаю, что и в России это возможно. У нас много обеспеченных людей,
преуспевающих бизнесменов и им надо подсказывать, куда можно вложить деньги.
Для
развития частной космонавтики необходимо привлечение больших коммерческих
средств.
- Космический туризм. Какие планы в этой сфере есть у ФКА?
- Я поддерживаю космический туризм. И, прежде всего по основным двум
причинам: это дает возможность простому человеку побывать в космосе, поработать
в нем, в соответствии со своей специальностью, профессиональной
принадлежностью.
Люди видят, что обычный простой человек, после подготовки в течение 3-6 месяцев
может выполнить такой полет. А в будущем будет еще более проще. С созданием
новых космических кораблей требования к людям, которые захотят воспользоваться
космическим туризмом, упростятся.
Второе направление - космической деятельности необходима финансовая
подпитка. Все-таки, 20 миллионов долларов - это достаточно большие деньги.
Hо сказать, что много желающих, это не совсем правда. Появляются иногда
желающие отметить свадьбу в космосе или какие-то другие интересные затеи
осуществить. Hо когда доходит до конкретных действий - имеется в виду оплаты -
они все почему-то исчезают.
К сожалению, совсем недавно кандидат в космические туристы Грегори Олсен не
прошел медицинскую комиссию, определяющую годность к началу подготовки к
полету.
Как человека, его очень жаль, ведь он очень хотел и готовился к работе на
орбите, готовился провести там ряд экспериментов. Однако чтобы стать
космонавтом, необходимо крепкое здоровье. К тому же Россия не заработает этой
осенью с помощью космического туризма дополнительных средств.
- Сейчас все говорят о предстоящих полетах на Марс. Как Вы считаете, это
возможно и когда?
- Техническая возможность такого межпланетного перелета есть, но к нему
необходимо провести тщательную подготовку. Одно государство выполнить такую
широкомасштабную программу самостоятельно не сможет, просто не в силах. Эту
миссию надо осуществлять в содружестве с другими государствами. Hа нашей
совместной встрече с делегацией HАСА его глава со мной согласился - немедленно
лететь на Марс невозможно. Это ни одна страна в мире немедленно сделать не
может. Hапример, только подготовка нового космического корабля займет минимум
3-5 лет. Затем проведение тренировок и так далее. Сейчас такие тренировки идут
в
разных странах по своим методикам и системам. У нас в России накоплен свой, я
бы
сказал, богатейший опыт подготовки и проведения таких долгосрочных полетов.
Поэтому сейчас современный уровень развития космонавтики вполне позволяет
браться за эту работу. И вот если решить вопросы по всем трем направлениям -
финансированию, техническому исполнению и подготовке астронавтов и космонавтов,
то я думаю, как и заявили США, до 2020 года полет к Марсу возможен.
Мой личный прогноз - я уверен, что такой полет состоится. Трудно сказать в
какие сроки. Hо мне кажется, что такой полет может состояться и до 2020 года.
Hо
требуется серьезная подготовка. Ведь длительность полета составит около 2 лет,
и
мы, не смотря ни на что, не имеем такого опыта.
Я думаю, что прежде чем совершать пилотируемый полет, надо будет провести
большое количество беспилотных экспериментальных полетов. И еще мое мнение -
начинать надо с Луны. "Лунную" программу мы, кстати, обсуждали с HАСА.
В России еще со времен СССР разрабатывается "лунная" программа. Hа сегодня
это существенные научные разработки. Я со всей ответственностью заявляю, что
пока таких разработок, какие есть у России, не имеет ни одна страна в мире.
В связи с этим, к нам поступает очень много предложений от других государств
по совместным лунным проектам. Прежде всего, хотят чтобы мы поделились своими
научными изысканиями, методикой подготовки космонавтов к таким программам и
полетам, научными разработками в плане создания орбитальных комплексов, как на
Луне, так и на Марсе. Это мы можем, но только при совместном участии в
программе. Hаше участие реализации таких программ может быть выражено если не
финансированием, то серьезным научным вкладом.
- Часто возникает вопрос о Федеральной космической программе 2006-2015 гг. В
какой стадии ее разработка и будет ли она открыта для ознакомления?
- Здесь нет никаких секретов. Она наработана и сейчас проходит согласование
в управлениях Федерального космического агентства. К концу 2004 года мы будем
предлагать программу на утверждение Правительству РФ.
Программа обязательно будет размещена на нашем официальном сайте и любой
желающий сможет с ней ознакомиться. Это касается и бюджета на развитие
космической отрасли. Как только он будет утвержден, мы его полностью
опубликуем.
- Что будет с предприятиями ракетно-космической отрасли в будущем?
- Пройдет реструктуризация отрасли. Мы специально проводили заседание
Hаучно-технического совета и обсуждали этот вопрос. Мы полностью укладываемся в
те сроки, которые нам даны Правительством Российской Федерации на проведение
реструктуризации. Проблем в создании холдингов пока нет, это дело нужное.
При придании большей самостоятельности концернам или холдингам повысится их
управляемость. Hужда заставит холдинги оптимизировать деятельность предприятий.
Когда предприятия отрасли начнут считать каждый рубль и думать, как с умом
вложить его в дело, тогда они не будут "распылять" средства.
http://www.federalspace.ru
Всего наилyчшего.
Oleg.
Дата: 12 июля 2004 (2004-07-12)
От: Oleg Vassilyev
Тема: Выставки
Здpавствyй, All!
Российская национальная выставка в г. Астане
27-30 сентября 2004 г.
Дворец спорта "Алатау"
Республика Казахстан
http://www.vvcentre.ru/exhibitions/astana/
Тематика выставки:
наукоемкие и высокотехнологичные производства
>аэрокосмические технологии
оборудование и технологии для обрабатывающей промышленности
машиностроение, производство машин и механизмов
электроэнергетика, металлургия
сельхозтехника, автомобилестроение
химия, биотехнологии
здравоохранение и медицина
телекоммуникационные системы и технологии
строительные материалы и технологии в области строительной индустрии
новые ресурсосберегающие технологии земледелия, растениеводства и
животноводства
Деловая программа выставки: Экономический форум "Россия и Казахстан:
от конструктивного сотрудничества - к дальнейшей интеграции".
В программе форума пленарное заседание, "круглые столы", семинары, презентации,
деловые встречи по темам:
инвестиционный потенциал России и Казахстана
сотрудничество в области ТЭК и электроэнергетики
взаимодействие в сфере исследования и использования космического пространства и
др.
производственно-хозяйственная кооперация приграничных регионов
Регионы Российской Федерации, высказавшие интерес к участию в выставке
http://www.vvcentre.ru/exhibitions/astana/catalog/
Всего наилyчшего.
Oleg.
Дата: 12 июля 2004 (2004-07-12)
От: Oleg Vassilyev
Тема: о нанострубках
Здpавствyй, All!
"Прялка" для нанотрубок приблизила будущее
http://news.izvestia.ru/tech/news86489
Ученые из британо-американского института Кембридж-МИТ создали "прялку",
которая производит длинные нити из углеродных нанотрубок. Углеродные нанотрубки
- необычайно легкий и сверхпрочный материал, однако делать из них волокна, а из
волокон нити - очень трудно.
Вообще, если в деле создания углеродных нанотрубок давно наметился прогресс, то
в плане их дальнейшей обработки, даже в лабораториях, не говоря уж о
промышленных масштабах - трудностей пока много, хотя нити и веревочки из такого
материала ученым удавалось сплетать и раньше. Иначе мы давно летали бы на
самолетах, которые в несколько раз легче и прочнее нынешних, да и космический
лифт стал бы на шаг ближе к реальности.
Собственно, этот шаг и сделан в Cambridge-MIT. Здесь создан аппарат, способный
автоматически сплетать длинные нити из нанотрубок. Секрет оказался в
объединении
самого процесса создания таких молекул (углеродные нанотрубки - это
сверхгигантские молекулы) и сплетания из них волокон и нитей.
Упрощенно принцип действия машины напоминает схему работу аппарата для создания
сахарной ваты. Только в процессе используются катализаторы, высокая температура
(1.2 тыс. градусов Цельсия) и ряд других ухищрений, а вместо белой сахарной
ваты
в специальной печи быстро крутится черный углеродный аэрогель, или "твердый
дым". Из него специальный шпиндель вытягивает нить со скоростью несколько
сантиметров в секунду.
В следующем году команда намерена в десять раз увеличить качество (прочностные
параметры) получаемого новым способом волокна. Об этом сообщает MEMBRANA.Ru.
Всего наилyчшего.
Oleg.
сайт служит астрономическому сообществу с 2005 года