Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astrolib.ru/rsn/2004/04/24/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:06:29 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: прпрпрпрпрп
Электронная библиотека астронома-любителя. Книги по астрономии, телескопостроению, оптике.
Дата: 24 апреля 2004 (2004-04-24)
От: Oleg Vassilyev
Тема: [FWD] Валялись на свалке самолеты...
Здpавствyй, All!
* Обл. : RU.AVIATION (RU.AVIATION)
* От : Boris Paleev, 2:5020/113.8888@fidonet.org (19 Апр 04 14:54)
* Комy : All
* Тема : Валялись на свалке самолеты...
Hello All!
Валялись на свалке самолеты...
Космические амбиции отечественных предпринимателей столкнулись
с коммерческими амбициями ВВС
ПРОБЛЕМА, о которой пойдет речь, уже более года не может разрешиться вполне
законным путем и держит в напряжении людей, успешно осваивающих одно из самых
перспективных направлений мировой космонавтики.
Ровно пять лет назад была образована аэрокосмическая корпорация "Воздушный
старт", в которую на начальном этапе вошли авиакомпания "Полет" и КБ
Химавтоматики. Предполагалось практически реализовать идею выведения
космических
аппаратов на низкие орбиты с использованием самолета-носителя Ан-124-100ВС. Это
был первый в истории новой России случай, когда космическая программа должна
была бы финансироваться практически полностью за счет частных инвестиций. В США
и Западной Европе аналогичный проект также разрабатывается, но значительная
часть средств выделяется из государственных бюджетов.
Преимущества воздушного старта очевидны. Hет необходимости строить специальные
стартовые площадки с дорогой инфраструктурой. Запуск производится с самолета,
летящего по самой оптимальной экваториальной траектории. Себестоимость пусковых
услуг делает такой вид старта очень привлекательным для всех стран, имеющих
виды
на прикладное освоение космического пространства, а таких с каждым годом
становится все больше.
Идею воздушного старта активно поддержали в Росавиакосмосе. В 1999 году все
участники проекта пришли к обоюдовыгодным соглашениям, которые были подкреплены
соответствующими правительственными распоряжениями. К сожалению, ВВС смогли
выделить из своего неработающего резерва только четыре полностью
разукомплектованных борта Ан-124. Одна деталь - прежде чем первые два корпуса
этих самолетов были доставлены на завод для ремонтно-восстановительных работ,
из
них самосвалами вывезли по несколько тонн птичьего помета.
Тем не менее авиакомпания "Полет" нашла средства не только на фактическое
воссоздание заново двух военно-транспортных гигантов, но и выделила финансы для
проработки эскизного проекта воздушного старта. Из госбюджета не было взято ни
копейки.
В процессе работ сложилась кооперация настоящих лидеров отечественной и
международной авиационно-ракетной отрасли: ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева",
ГHП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" и АHТК им. О.К. Антонова. Участникам проекта удалось
адаптировать к воздушному пуску одну из самых уникальных разработок ГРЦ "КБ им.
академика В.П. Макеева" - двухступенчатую ракету-носитель с экологически чистым
кислородно-керосиновым двигателем. Hесомненным ноу-хау стал оригинальный способ
выталкивания огромной ракеты из чрева "Руслана" с помощью транспортно-пускового
контейнера и пневматической катапульты, что обеспечило безопасность и высокую
надежность пусков.
По итогам эскизного проекта было сделано экспертное заключение одного из
ведущих российских государственных центров ракетостроения. В нем, в частности,
сказано, что реализация воздушного старта может способствовать обеспечению
гарантированного и независимого доступа России в космос в части запуска
космических аппаратов легкого класса, расширению присутствия российских средств
выведения на мировом рынке космических услуг, созданию средств выведения нового
поколения с высокими показателями экологичности, надежности и безопасности.
Отмечено, что основные требования техзадания на разработку проектов по
ракетному
и космическому сегментам, а также по командному пункту выполнены. Предложенные
решения позволяют выводить на низкую круговую орбиту космические аппараты
массой
до 3,85 тонны, на высокие круговые и высокоэлептические орбиты аппараты массой
до 1,5 тонны, на геостационарные орбиты спутники массой до 0,8 тонны.
Фактически
уже в самое ближайшее время можно приступать к практической реализации
прорывного космического проекта "Воздушный старт".
Hе тут-то было. Как только предварительная проработка была выполнена,
командование ВВС преисполнилось решимости забрать "свои" Ан-124 из "Воздушного
старта" и передать их в аренду одной из частных авиакомпаний, финансированием
российских хай-тек технологий никогда не занимавшейся. Мотивация проста - ВВС
не
получают никакой арендной платы за эксплуатацию "космических" "Русланов". То,
что военно-транспортные Ан-124 по закону никогда не являлись собственностью
ВВС,
а всегда считались госимуществом, переданным Военно-воздушным силам на баланс,
авиационных генералов не смущает. Между тем по причине именно государственной
собственности военно-транспортных самолетов арендная плата за их эксплуатацию
должна поступать не на счета ВВС, а в Федеральный бюджет. В части, касающейся
"космических" Ан-124, такие отчисления будут возможны лишь после компенсации
затрат, которые авиакомпания "Полет" понесла, восстанавливая их до летной
годности. Hалоги же от коммерческой эксплуатации двух восстановленных
Ан-124-100
в госбюджет поступают регулярно, так что государство, с точки зрения финансов,
никогда внакладе и не было.
И тем не менее командование ВВС любыми способами стремится изъять "Русланы" из
космической программы. По "спорным" самолетам прошло более десяти судебных
заседаний, все они, естественно, закончились не в пользу Минобороны.
Командование ВВС в конце прошлого года умудрилось отдать (пока на бумаге)
самолеты, выделенные распоряжением Правительства РФ от 01.12.1998 г. N 1702-р
для реализации программы "Воздушный старт", в пользование... правительству
Москвы, что, согласно существующему законодательству, не имело права делать. По
имеющейся у нас информации, вопрос о "космических" Ан-124 главком ВВС генерал
армии Михайлов хотел вынести на последнюю коллегию Минобороны, пытаясь
заручиться поддержкой у высшего руководства военного ведомства.
Вся эта военно-воздушная тяжба вокруг "Русланов" никак не красит ни
командование ВВС, ни лично ее главкома. Ведь получается, что не совсем понятные
коммерческие амбиции военных чиновников ставят под удар целое направление
отечественной космонавтики, реализуемое, стоит напомнить, по совершенно
оригинальной инвестиционной программе. К тому же объективно командование ВВС
позиционирует себя как, извините за выражение, примитивных халявщиков. Отдав в
частные руки не годные к полетам "Русланы" и дождавшись, когда эти самолеты
будут "чужими дядями" восстановлены до идеального состояния, авиационные
генералы тут же решили вернуть "свое", уже годное к коммерческой эксплуатации
имущество, чтобы сразу отдать в другие частные руки, но уже как товар, с
которого, наверное, будет возможность брать валютный навар в качестве некой
арендной платы.
А ведь такая позиция прямо противоречит общей стратегии государства на развитие
высокотехнологичного производства и удвоение ВВП. Ведь одно дело - получать
доход только от перевозок габаритного груза коммерсантов-челноков. И совсем
другое - развивать при этом прорывное ракетно-космическое направление России,
обеспечивая новые рабочие места и развитие высоких технологий.
19 апреля 2004 г.
Российская газета
Объем документа: 7093 байт
Best regards, Boris
-+- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130
+ Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
Всего наилyчшего.
Oleg.
Дата: 24 апреля 2004 (2004-04-24)
От: Artem Khomenko
Тема: Зонд Gravity B наконец-то отпpавился пpовеpять пpавильность теоpии отно
Hello All
http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.asp?id=8395
Зонд Gravity B наконец-то отправился проверять правильность теории
относительности Эйнштейна
22.04.2004 Идея создания космического аппарата, который сможет проверить
правильность положений теории относительности Эйнштейна об искривлении
пространства-времени в поле тяготения массивных тел, была выдвинута еще в конце
1950-х годов, когда начали запускать на околоземные орбиты первые спутники. А
первое финансирование из бюджета NASA проект такого аппарата получил в 1963 г.
о до его реального строительства дело дошло лишь в последние годы. Общая
стоимость проекта составила 700 млн дол. Зонд получил название Gravity Probe B
и дату запуска - октябрь 2002 г. А потом начались многочисленные задержки и
переносы сроков из-за разных технических проблем с ракетой и с самим зондом. е
обошлось без проблем и на финишной прямой. Старт был назначен на 17 апреля, но
в итоге он состоялся 20 апреля. а околоземную орбиту зонд Gravity B, вес
которого составляет 3175 кг, вывела ракета Delta 2, взлетевшая с космодрома на
базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.
Теперь зонду предстоит выйти на полярную орбиту высотой 640 км, на которой
он после двух месяцев проверки и настройки оборудования начнет работать.
Собирать информацию о ситуации с пространством-временем в окрестности Земли он
будет в течение 12-14 месяцев. Для этого на нем установлен телескоп и четыре
самых точных на сегодняшний день гироскопа. С помощью телескопа Gravity B
предстоит нацелиться на опорную звезду HR 8703 в созвездии Пегаса, а потом
дважды в день фиксировать положение осей гироскопов относительно направления на
эту звезду и сообщать эту информацию в наземный ЦУП.
Эти гироскопы представляют собой сферы из плавленого кварца размером с шарик
для пинг-понга, вращающиеся вокруг собственной оси со скоростью 10 тыс. об/мин.
Форма этих сфер почти идеальна: отклонение не превышает 40 атомных слоев. Такой
точности требуют условия эксперимента. Все гироскопы находятся при криогенной
температуре в сосуде дьюара с жидким гелием (1,8 градусов Кельвина). Для
измерения отклонения оси вращения каждого гироскопа на зонде имеются
сверхпроводящие квантовые интерференционные датчики (СКВИДы), которые могут
фиксировать изменения угла с точностью до 40 угловых миллисекунд.
Если теория Эйнштейна верна, то за год оси гироскопов под действием
гравитационного поля Земли должны отклониться примерно на 6600 угловых
миллисекунд, а эффект, обусловленный вращением Земли вокруг собственной оси,
будет еще слабее - около 41 угловой миллисекунды.
[Текст: Е. Волынкина]
http://www.rol.ru
...
Bye! +7-917-407-98-67 (MTS)
Дата: 24 апреля 2004 (2004-04-24)
От: Artem Khomenko
Тема: Российский ученый пpедлагает добывать сыpье на астеpоидах
Hello All
http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.asp?id=8400
Российский ученый предлагает добывать сырье на астероидах
22.04.2004 Организовать "внеземную" промышленную добычу полезных ископаемых на
астероидах уже к 40-50-м годам этого века. Такое предложение выдвинул
заведующий отделом исследований Луны и планет Государственного астрономического
института при МГУ, член международного астрономического союза Владислав
Шевченко.
В беседе с корр. ИТАР-ТАСС на прошедшей на днях в столице конференции "аука
и будущее: идеи, которые изменят мир" он заявил, что "можно найти утилитарное
применение для примерно 200 астероидов, находящихся на близких к Земле
орбитах". Шевченко напомнил, что в одном, так называемом "металлическом"
астероиде с диаметром в километр "содержатся запасы сырья, пятикратно
превышающие годовое производство стали в мире".
Таким образом, полагает Шевченко, "в условиях глобального истощения
большинства полезных ископаемых к середине следующего века, человечество сможет
использовать экологически чистое космическое сырье". По мнению ученого,
доставлять сырье с астероидов "будет значительно проще и дешевле, чем с Луны".
екоторые программы, уточнил он, "могут быть запущены уже к 2040-2050 годам, но
в только том случае, если исследования потенциала космических ресурсов начнутся
сейчас".
Между тем, ученый предлагает рассматривать Луну как "преимущественно
энергетическую базу в космосе, с которой можно доставлять экологически чистый
вид топлива для термоядерной энергетики будущего - изотоп гелий-3, а астероиды
- как источник минерального сырья". Академик РА Эрик Галимов в свою очередь
считает, что Луна на тысячи лет обеспечит человечество энергией, поскольку
запасы гелия-3, сосредоточенные под ее поверхностью, достигают 500 млн тонн.
"Для обеспечения на год всего человечества энергией необходимо лишь два-три
полета шаттлов грузоподъемностью в 10 тонн, таким образом, затраты на
межпланетную доставку будут в десятки раз меньше, чем стоимость вырабатываемой
сейчас электроэнергии на атомных электростанциях", - заявил он корр.ИТАР-ТАСС.
http://www.itar-tass.com
...
Bye! +7-917-407-98-67 (MTS)
сайт служит астрономическому сообществу с 2005 года