Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1221098/25.html
Дата изменения: Tue Mar 13 18:07:12 2007
Дата индексирования: Wed Dec 26 06:50:37 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Астронет > Современное состояние и перспективы развития астрономии
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


Наблюдения Солнца и Луны

Научно-любительские наблюдения Солнца можно и нужно организовать в форме так называемой "службы Солнца". Участники "службы" приходят на пункт наблюдений по графику в количестве 2-3 человек и ведут регистрацию солнечной деятельности визуально или фотографически. По мере приобретения опыта в визуальных наблюдениях нужно стараться, чтобы опытные наблюдатели вели наблюдения систематически в каждый ясный день.

Визуальные наблюдения Солнца удобно производить в темном помещении с окнами, выходящими на юг. В этом случае в окно высовывается только объективный конец телескопа. Если затемнение хорошее, то на экране можно получить великолепное, изобилующее деталями изображение Солнца (рис. 3). На диске примерно около 30-60 см можно хорошо рассмотреть и структуру пятен и факелов, и грануляцию.

Рис. 3. Зарисовка солнечных пятен 23 февраля 1949 г. (слева и 24 февраля 1949 г. (справа)

Если организовать наблюдения в помещении невозможно, нужно постараться сделать "солнечный домик" размером 2X2 м. "Солнечный домик" можно сделать стационарным из листов фанеры или каркаса и светонепроницаемого чехла. Внутри домика помещается экран, наблюдатель и окулярный конец трубы.

Высококачественные снимки можно получить, фотографируя Солнце при помощи подзорной трубы с окулярным увеличением. Вместо объектива подзорной трубы можно использовать любой ахроматический объектив от длиннофокусных фотоаппаратов, различных оптических инструментов, в крайнем случае от бинокля. Вместо окуляра трубы желательно поставить объектив от фотоаппаратов "ФЭД ", "Зоркого " или увеличителя. Размер изображения диска Солнца можно доводить до 10 сми более в зависимости от фокусного расстояния объектива, размера кассеты и задач кружка. Для кассеты 9X12 желателен размер 80 мм. Такой диаметр принят на многих фотогелиографах астрономических обсерваторий. В качестве негативного материала на фотогелиографе употребляются низкочувствительные диапозитивные или репродукционные пластинки или в крайнем случае, фотобумага. Полученный службой Солнца визуальный и фотографический материал, помимо научной цели, будет иметь большое значение в качестве наглядных пособий и иллюстраций.

Получив некоторый опыт фотографирования Солнца, можно приступить к фотографированию Луны, а затем солнечных и лунных затмений. В нашей работе фотографирование Луны и солнечных и лунных затмений осуществлялось следующим образом.

К окулярному концу трехдюймовой трубы (рис. 4) мы прикрепляем фотоаппарат "ФЭД" или "Любитель", предварительно высветив его объектив. Таким образом, фотографический объектив аппарата мы заменяем объективом телескопа,что позволяет снимать Луну и Солнце с некоторым увеличением. Наша труба имеет объектив с фокусным расстоянием 110 мм, а изображение Луны или Солнца в фокусе получается диаметром в 10 мм. С такого негатива можно посредством увеличения получить фотоснимок, на котором хорошо различаются даже детали незначительных размеров.

Рис. 4. Фотографирование Луны с помощью узкопленочного аппарата, прикрепленного к окулярному концу трехдюймового телескопа .

Наблюдателями СОЛА для изучения поверхности Луны изготовляется фазовый атлас Луны из собственных фотоснимков. Таблицы атласа позволяют проследить ход терминатора по лунному диску, изучить различные образования лунной поверхности. Астрограф позволяет сделать снимки покрытий Луной ярких звезд, солнечной короны, головы яркой кометы, хода лунного затмения. Все эти снимки очень полезны не только в кружке, но и в преподавании астрономии в X классе.

При фотографировании наблюдателю самому приходится определять выдержку. Экспозиция при съемке Луны зависит в основном от диаметра объектива, фокусного расстояния трубы, чувствительности пленки, фазы Луны. Наименьшая выдержка должна быть в полнолуние, наибольшая в дни до первой четверти. Однако экспозиция при съемке неподвижным астрографом не должна превышать 0,8 сек., так как в противном случае изображение Луны смажется вследствие суточного движения небесной сферы. На пленке чувствительностью в 90 ед. в период первой четверти удовлетворительное изображение Луны (рис. 5) получалось при съемке с выдержкой в 1/10 и 1/3 сек. На пленке чувствительностью В 250 ед. в полнолуние нормальной оказалась выдержка в 1/50 или 1/100 сек. Лучше однако снимать на пленке с меньшей чувствительностью (60-90 ед.), так как она обладает наименьшей зернистостью. Лучшим проявителем является метолгидрохиноновый мелкозернистый (Д-76).

Рис. 5. Фотоснимок Луны

Наблюдения переменных звезд

Следующим шагом в научно-любительской работе по астрономии является наблюдение переменных звезд. Переменные звезды наблюдаются визуально и фотографически.

В любительских условиях большую пользу, при условии массовости и коллективности, приносят визуальные наблюдения. Переменные звезды визуально наблюдаются невооруженным глазом, в светосильный бинокль, бинокулярную трубу, обыкновенный телескоп.

Параллельно с визуальными наблюдениями следует организовать и фотографические, используя для этого светосильные фотокамеры на установке, предложенной проф. Б. А. Воронцовым-Вельяминовым, или на установках, применяемых наблюдателями СОЛА. На таких астрографах можно получить звезды до 9-й звездной величины.

Помимо фотографирования переменных звезд, астрограф позволяет производить фотографирование комет, метеоров, положения планет и астероидов среди звезд, Млечного Пути. Астрограф имеет простое устройство. Обычный любительский светосильный фотоаппарат устанавливается в вилке, которая связывает его с параллактической установкой. Основная ось, вращаясь, ведет фотокамеру за небесной сферой. Понятно, что она должна быть направлена на полюс мира (Полярную звезду). Вся установка может быть смонтирована на простом устойчивом табурете или переносном штативе. Если есть возможность, то камеру можно установить на специальном врытом в землю столбе.

В заключение следует отметить, что сочетание массовой, кружковой и научно-любительской работы по астрономии является вполне естественным и, как было выше показано, дает замечательные результаты. Думается, что наш опыт в развертывании этой работы может послужить примером для учителей школ и работников внешкольных учреждений. Дальнейшее развертывание внеклассной и внешкольной работы по астрономии, безусловно, заслуживает всемерной поддержки.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.6 [голосов: 15]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования