Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/suborb/as_scald/text/main.htm
Дата изменения: Sun Apr 15 15:27:33 2012
Дата индексирования: Fri Feb 28 04:12:11 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: viking 2
Scaled Composites LLC

Scaled Composites

В 2004 году компания Scaled Composites завоевала X-Prize, то есть выполнила два суборбитальных полета аппарата SpaceShipOne с интервалом менее недели. Два зачетных полета состоялись 29 сентября и 4 октября 2004 года. Хронология полетов - в разделе 'Суборбитальные полеты', второй полет и третий полет.
 
Целью компании Scaled Composites, возглавляемой Бертом Рутаном (Burt Rutan), было получение возможности проводить регулярные полеты аппарата с экипажем из трех человек (один пилот и два туриста) по суборбитальной траектории на высоту более 100 км (граница космоса). Описание всей программы создания системы для суборбитальных полетов в космос, включающей самолет-носитель White Knight и космической аппарат SpaceShipOne, очень подробно изложено на вебсайте компании. В журнале 'Новости космонавтики' (Том 13, ?7 (246), 2003 год, стр.18-21) опубликована очень хорошая статья Игоря Афанасьева об этом проекте. Интересующимся техническими подробностями рекомендуем эти два источника. А на этих страницах приводится только краткое описание элементов программы, взятое из указанных источников.

В соревнованиях на X-Prize компания участвовала с 1996 года, но вначале планировалось разработать сверхвысотный самолет Proteus. Однако уже в 1997 году началась разработка программы Tier One, которая заняла 4 года. Основными элементами программы являются дозвуковой реактивный самолет-носитель White Knight ('Белый рыцарь') и сверхзвуковой крылатый аппарат SpaceShipOne ('Космический корабль один'), оснащенный гибридным ракетным двигателем (ГРД). Конструкция обоих аппаратов почти полностью изготовлена из углерод-углеродного композитного материала. Полет начинается со взлета White Knight с прикрепленным к нему аппаратом SpaceShipOne (фото совместого полета) и набора высоты примерно 15 км, где производится сброс космического аппарата. Здесь пилот переводит SpaceShipOne в горизонтальное планирование с небольшим набором высоты и включает ГРД. За 65 с горения перегрузки достигают 3-4 единицы, а скорость достигает числа М=3.5. После выгорания топлива аппарат продолжает полет к 'потолку', а затем начинает свободное падение, заканчивающееся планированием и горизонтальной посадкой на ВПП на скорости около 200 км/час.
 
После выключения ГРД и разворота хвостовых балок в положение входа в атмосферу экипаж и пассажиры SpaceShipOne примерно в течение 3.5 минут должны находиться в состоянии невесомости. Затем пилот ориентирует аппарат для спуска. Пиковые (кратковременные) перегрузки при спуске не должны превышать 5 единиц.
 
Серьезность намерений компании не вызывала сомнения у государственных органов, и 1 апреля 2004 года компания Scaled Composites получила от Федерального управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration - FAA) годичную лицензию на проведение суборбитальных полетов.
 
Во время 11-го испытательного полета 13 мая 2004 года SpaceShipOne под управлением Майкла Мелвилла (Michael Melville) достиг высоты около 60 км. Причем это был лишь третий полет с включением двигателя.
 
21 июня 2004 года состоялся первый полет космического аппарата SpaceShipOne под управлением Майкла Мелвилла (Michael Melville) за границу космоса. Во время этого полета была достигнута высота 100 км 124 м 6 см (328 491 фут).

29 сентября Майкл Мелвилл (Michael Melville) и 10 октября 2004 года Брайан Бинни (Brian Binnie) в двух зачетных полетах по условиям X-Prize подняли SpaceShipOne на высоту 103 и 112 км соответственно, тем самым принеся своей компании победу в соревновании.

Однако энтузиастов суборбитальных полетов ждало небольшое разочарование. Еще до первого зачетного полета было объявлено, что корабль SpaceShipOne не будет использоваться для туристических полетов, а будет направлен в музей. Одновременно стало известно, что 27 сентября было подписано соглашение, в соответствии с которым Mojave Aerospace Ventures продала лицензию на изготовление пилотируемых суборбитальных кораблей сэру Ричарду Бренсону (Richard Branson), владельцу британской группы компаний Virgin Group. Эксплуатацией флота из нескольких кораблей Virgin SpaceShip (VSS) или SpaceShipTwo (разработкой которых займется Scaled Composites) будет заниматься созданная Ричардом Бренсоном компания Virgin Galactic (V.G.), которая выступила и спонсором двух зачетных полетов SpaceShipOne (см. эмблему компании на фюзеляже этого самолета). В связи с этим все дальнейшие новости о создании и испытаниях нового корабля будут помещены в разделе Virgin Galactic.

Назад

Суборбитальные полеты

Энциклопедия