Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astronaut.ru/strato/manhigh/manhigh.htm
Дата изменения: Tue Sep 8 22:56:16 2015 Дата индексирования: Sun Apr 10 06:18:15 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п р п |
Проектом MAN HIGH предусматривалось проведение серии высотных полетов на 'границу космоса' (на высоту более 30 км), при которых около 99% земной атмосферы оказывается под ногами стратонавта.
Этот весьма интересный проект, в реализации которого стояли люди, ставшие легендой и причастные к самым поразительным достижениям в аэронавтике в 40 - 50-х годах, оказался незаслуженно забыт. Сказалось 'неудачное' время его проведения - практически накануне пилотируемых полетов в космос. Особенно мало известно об этом у нас в стране, так как в сети Интернет есть лишь немного информации на эту тему. Единственная книга, полностью посвященная этому проекту и имеющая весьма красноречивое название 'The Pre-Astronauts' (Предтечи астронавтов) была издана в 1995 году в США. Ее автор Крейг Райан (Craig Ryan) - исследователь истории американской авиации и космонавтики.
Расчеты по проекту таких пилотируемых полетов на стратостатах начались в середине 1955 года, а в конце августа было принято решение начать предварительные работы по проекту Man High. Так как эта работа рассматривалась как часть усилий ВВС США по реализации высотных и космических полетов, решение о начале работ принимал полковник Джон Талбот (John Talbot), начальник Отдела изучения психофизиологических факторов (Human Factors Division) Штаб-квартиры Командования научно-исследовательских работ ВВС (Air Research and Development Command).
Этот проект, вначале получил название 'Дедал' (Daedalus), которое позднее было заменено на 'Man High'. 9 ноября 1955 года был заключен контракт на создание первого из стратостатов. В марте 1956 года командование ВВС дало окончательное 'добро' на реализацию проекта.
Проект Man High осуществлялся сотрудниками Центра разработки ракетного вооружения ВВС (Missile Development Center) и Авиамедицинской полевой лаборатории (Aeromedical Research Laboratory), расположенных на базе ВВС США Холломан (Holloman Air Force Base) в штате Нью Мексико (New Mexico). Руководителем проекта и одним из его организатором стал полковник (и доктор наук) Джон Пол Стапп (John Paul Stapp), который был авиационным врачом знаменитого Чака Йегера (Chuck Yeager) во время его полета, когда он впервые в мире преодолел звуковой барьер. В 1954 году при испытании систем безопасности для летчиков-испытателей Джон Стапп на рельсовой тележке с реактивным двигателем за 5 секунд развил скорость около 1017 км/час (632 мили в час).
Цели этого проекта весьма разнообразные. В герметичной гондоле стратостата были установлены приборы для исследования космических лучей и радиации. Проводились эксперименты по отработке систем катапультирования и отработке высотных систем жизнеобеспечения. Исследовалось поведение и самочувствие пилота во время пребывания в течение длительного времени на высоте, где условия вне герметичной кабины почти столь же враждебны для человека, как и в условиях космоса. Именно в длительности пребывания на большой высоте состояло важное отличие этого проекта от различных высотных реактивных самолетов. Если пилоты реактивных самолетов находились в стратосфере лишь считанные минуты, то стратонавты Man High - несколько часов.
Помимо этих целей, ВВС рассчитывало с помощью таких полетов подготовить летчиков, которые в дальнейшем должны были участвовать в космических полетах по программам ВВС.
К первому этапу полетов были привлечены три военных летчика, работавших в Центре разработки ракетного вооружения ВВС и в Авиамедицинской полевой лаборатории:
Стратостаты для полетов по этой программе создавались компанией Winzen Research, Incorporated. Наполненная гелием оболочка стратостатов, изготовленная из полиэтилена, имела максимальный объем до 85 007.2 м3 (около 3 млн. куб. футов) и диаметр 61 метр.
Во время полета пилот находился в герметичной гондоле, дыша кислородно-гелиевой смесью. Диаметр гондолы составлял три фута, высота 9 футов. По весу гондолы, вместе со всем снаряжением и оборудованием, немного отличались друг от друга. Гондола Man High-II, например, весила около 747 кг (1648 фунтов).
Для проверки всех систем стратостата, включая систему жизнеобеспечения гондолы, было проведено несколько испытательных полетов, во время которого 'пассажирами' кабины были несколько мелких животных. Помимо этого на них дополнительно проверялось воздействие космической радиации на живые организмы. Были проведены испытания парашютной системы гондолы и индивидуального парашюта пилота. При этом было проведено несколько испытаний с посадкой гондолы на воду, чтобы убедиться в безопасности и такого варианта посадки.
Пилоты также проходили специальную подготовку. Она включала десантную подготовку, тесты на клаустрофобию и полеты в открытых гондолах воздушных шаров Sky Car на небольшой высоте. В этих полетах прошло проверку и некоторое оборудования герметичных гондол Man High.
Первый пилотируемый полет состоялся 2 июня 1957 года. В 6 часов 23 минуты стратостат поднялся в воздух с летного поля Флеминг Филд (Fleming Field) возле города Саут Сент-Пол (South St. Paul) в штате Миннесота (Minnesota).
Пилотом Man High-I был Джозеф Киттингер. Диаметр оболочки стратостата составлял 52,6 метра (172.6 фута), а ее объем - примерно 56 633 м3 (около 2 млн. куб.футов). Максимальная высота подъема составила 29 км 260 метров (96 000 футов). В течение 2 часов стратостат находился на высоте около 28 км.
Планируемая длительность полета составляла 22 часа, однако из-за небольшой утечки кислорода было решено завершить полет досрочно. В 12 часов 57 минут полет был успешно завершен. Продолжительность полета составила 6 часов 34 минуты.
После первого полета, во время которого был установлен 'неофициальный' рекорд высоты подъема, было решено установить специальную измерительную аппаратуру, полученную от Международной федерации аэронавтики (Federation Aeronautique Internationale - FAI). Кроме того, некоторые изменения были внесены в конструкцию стратостата гондолы, в частности в гондолы был установлен 5-дюймовый телескоп для астрономических наблюдений.
Второй полет состоялся 19 - 20 августа 1957 года. В 9 часов 22 минуты 19 августа стратостат поднялся в воздух из карьера железного рудника возле города Кросби (Crosby) в штате Миннесота (Minnesota).
Пилотом Man High-II был Дэвид Симонс. Диаметр оболочки стратостата составлял 61 метр, а ее объем - 85 007.2 м3 (около 3-х млн. куб. футов. Общая высота (включая гондолу) составляла 107 метров (350 футов).
Максимальная высота полета составила 30 км 942 метра (101 516 футов), что стало рекордной высотой для этой серии полетов. В течении 5 часов стратостат находился на высоте 31 км. Таким образом Дэвид Симсон стал первым, кто находясь на границе космоса увидел восход и заход Солнца.
Планируемая длительность полета составляла примерно 24 часа, однако совершить посадку в запланированное время не удалось. После того как утром 20 августа стратостат снизился до высоты 20км, пилот увидел что под ним находится большой грозовой фронт. Снижение в таких условиях было слишком опасным, и Дэвид Симонс сбросил балласт для подъема стратостата. Вскоре оболочку нагрели солнечные лучи, что так же способствовало подъему. Из-за нерасчетной длительности полета в начали возникать проблемы в системе жизнеобеспечения гондолы. Эффективность химических поглотителей углекислого начала уменьшаться, и пилоту приходилось периодически надевать кислородную маску. Заряд источников питания также уменьшался, из-за чего пришлось отключить систему охлаждения гондолы, и температура поднялась до 30 градусов. К счастью, вскоре после полудня Дэвид Симсонс смог начать снижение.
Полет завершился в 17часов 32 минуты 20 августа на поле люцерны в северной части штата Южная Дакота (South Dakota). Продолжительность полета составила 32 часа 10 минут.
Из-за повышения температуры в гондоле (температура тела пилота поднялась до 40њС) полет был прерван досрочно, но, тем не менее, стратостат успел достичь высоты 29 км 870 метров (98 900 футов). Продолжительность полета ставила 12 часов.
Несмотря на то, что первоначально планировалось продолжить серию полетов, в конце 1957 года ВВС США начали терять интерес к этому проекту. Причин этого было несколько. В стадии разработки находился проект более совершенного стратостата большего объема (проект Excelsior). Кроме того, часть высотных экспериментов было решено реализовать на стратосферном самолете-разведчике U-2. В результате всего этого в 1958 году проект Man High был официально закрыт. Тем не менее, многие наработки по этому проекту, в том числе системы контроля параметров кабины и телеметрического контроля состояния пилота, были использованы при создании первого американского космического корабля по проекту 'Меркурий'.