Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/stan_mir/text/02.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:07:49 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:03:51 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п
КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЛОСЬ И КТО НАЧИНАЛ

'Станция 'Мир' - это не только воплощение мощи России, но и память таланта человека.
Это уникальный полигон в области фундаментальных и прикладных наук,
а также в области совершенствования военно-космической техники'.

Александр Калери, летчик-космонавт России,
бортинженер последней экспедиции на ОК 'Мир'

КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЛОСЬ И КТО НАЧИНАЛ

Работы по созданию ОК 'Мир' были начаты в Советском Союзе в 1976 г. Для ракетно-космической отрасли страны эта разработка стала приоритетной, так как позволяла, в определенной степени, восстановить паритет с Соединенными Штатами.
К тому времени американцы уже отправили человека на Луну и были близки к созданию кораблей многоразового использования. Но, несмотря на грандиозность этих проектов, это были лишь эпизодические проникновения человека в космос. В то время, как ОК 'Мир' позволял сделать это присутствие сначала длительным, а потом и постоянным.
Головным разработчиком ОК 'Мир' стало одно из старейших предприятий космической отрасли - Научно-производственное объединение (НПО) 'Энергия' (ныне ОАО 'Ракетно-космическая корпорация (РКК) 'Энергия' имени С.П.Королева'). В начале 1976 г. было выпущено Техническое предложение по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций (ДОС) ?? 7 и 8. Основами для них должны были стать базовые блоки (ББ) 17КС ? 127-01 и 17КС ? 128-01. Эскизный проект по созданию первого из них был выпущен в августе 1978 г.
В феврале 1979 г. было принято постановление Совета Министров СССР о развертывании работ по созданию станций нового направления. В этом документе определялась кооперация по разработке и изготовлению базового блока, бортового и наземного оборудования. Среди многих предприятий, принимавших участие в работах по созданию ОК 'Мир' и наземной инфраструктуры, а также по обеспечению его эксплуатации, в первую очередь следует назвать Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева, Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНПРКЦ) 'ЦСКБ-Прогресс', Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМАШ), Конструкторское бюро общего машиностроения (КБ ОМ) имени В.П. Бармина, Радиотехнический научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП), Научно-исследовательский институт точного приборостроения (НИИ ТП), Московский научно-исследовательский институт радиосвязи (МНИИ РС), Научно-исследовательский институт химического машиностроения (НИИхиммаш), Российский Государственный научно-исследовательский институт Центра подготовки космонавтов (РГНИИ ЦПК) имени Ю.А.Гагарина, Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), Институт медико-биологических проблем (ИМБП), Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ), КБ 'Мотор', Российскую академию наук (РАН). А всего более 100 организаций из 20 министерств и ведомств.
В процессе работ проект космического комплекса непрерывно видоизменялся и уточнялся, а к началу 1984 г. обстановка в космической отрасли сложилась таким образом, что работы по созданию ДОС практически были остановлены из-за недостаточного финансирования программы. Все ресурсы были задействованы на программу 'Буран'.
Однако весной 1984 г. Министерством общего машиностроения (МОМ) была поставлена задача: завершить работы по подготовке базового блока ОК 'Мир' к XXVII съезду КПСС. В НПО 'Энергия' и КБ 'Салют' (разработчик и изготовитель конструкции и ряда систем, обеспечивающих автономный полет модулей ОК 'Мир') активизировались работы по подготовке штатного изделия.
Все это стоило огромных денег. Только прямые затраты на разработку программы и создание основного базового блока составили около 3 млрд. руб. (4,2 млрд. долл. по официальному курсу) * . Запуск же базового блока 'Мира' обошелся в 1,6 млрд.
долл.
Не меньших затрат потребовала и эксплуатация комплекса::
- 1986 г. - 357 млн. долл.;
- 1987 г. - 393 млн. долл.;
- 1988 г. - 461 млн. долл.;
- 1989 г. - 595 млн. долл.;
- 1990 г. - 24 млн. долл.;
- 1991 г. - 6,1 млн. долл.;
- 1992 г. - 8,7 млн. долл.;
- 1993 г. - 22 млн. долл.
Из приведенных цифр видно, что с началом перестройки бюджетные деньги на программу 'Мир' практически перестали поступать.
Согласно первоначальному плану, дооснащение комплекса специализированными модулями предполагалось завершить к 1993 г.. Сделать это не удалось по ряду причин, основная из которых - отсутствие средств. В какой-то момент даже стоял вопрос о прекращении эксплуатации комплекса и его консервации 'до лучших времен'.
Ситуацию удалось изменить в 1993 г., когда между Россией и США было подписано 'Совместное соглашение о сотрудничестве в космосе по совместной эксплуатации ОК 'Мир'. Этот документ в средствах массовой информации часто называют 'соглашение Черномырдина-Гора' по именам 'подписантов': председателя правительства РФ Виктора Черномырдина и вице-президента США Альберта Гора. Финансовая поддержка, оказанная в тот период американцами, позволила не только сохранить уникальное творение технической мысли ХХ века, но и завершить строительство комплекса в задуманной конфигурации. Так, в 1993 г. США вложили в ОК 'Мир' 73 млн. долл. (в т.ч. 22 млн. долл. из бюджета правительства США), в 1994 г. - 131 (81) млн. долл., в 1995 г. - 150 (96) млн. долл., в 1996 г. - 211 (151) млн. долл.
Финансовую поддержку оказывали и другие страны, представители которых участвовали в совместных полетах на борт станции. Так, лишь один полет на ОК 'Мир' словацкого космонавта принес около 16 млн. долл.
Однако, очень скоро потенциальные инвесторы потеряли интерес к российскому комплексу - набирал обороты проект Международной космической станции (МКС), где ведущую роль играла не Россия. Для ОК 'Мир' вновь наступили тяжелые дни. В 1998 г. финансирование работ оказалось в критической ситуации. Согласно договорам, подписанным на правительственном уровне, Россия была обязана выделять средства по программе МКС. Иначе нашу долю в ней (всего-то 7 %) просто забрали бы за долги. В результате ресурсы, способные поддержать наш ОК 'Мир', стали уходить на МКС.
Но все это будет потом. А в ныне далеком 1985 г. на космодроме Байконур полным ходом шли работы по подготовке рабочих мест испытаний базового блока ОК 'Мир'. Началу подготовки базового блока 17КС ? 127-01 на технической позиции ТП-2Т (площадка ? 2 - знаменитая 'двойка') космодрома предшествовал напряженный период работ по подготовке сооружений и помещений для размещения оборудования, монтажа и пуско-наладочным работам различных комплектов наземного технологического оборудования для испытаний бортовых систем, входящих в состав базового блока, так и новых космических кораблей, которым предстояло в дальнейшем совершать полеты к ОК 'Мир'. В сжатые сроки в полном соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации в сооружениях МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, БЭК 'ЭХО-3' для обеспечения и проведения работ по программе ОК 'Мир' было смонтировано и введено в эксплуатацию более 50 комплектов наземного технологического оборудования. На ряде других комплектах оборудования были проведены доработки.
Базовый блок 17КС ? 127-01 ОК 'Мир', после завершения работ по сборке на заводе, был направлен на Байконур в апреле 1985 г. Впервые, в отличие от ранее поставляемых ДОС, это было сделано без проведения штатного цикла проверок на контрольно-испытательной станции Завода экспериментального машиностроения (КИС ЗЭМ). В вопросах укомплектованности бортовых систем были определенные трудности.
В частности, не в полной степени было готово и отработано математическое обеспечение для бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) на базе вычислительной машины (ВМ) 'Салют-5Б', которая должна была стоять на борту базового блока.
Необходимо отметить, что в отличие от предшествующей ОС 'Салют-7', в контуре управления которой использовался БЦВК на базе ВМ 'Аргон-20', в базовом блоке новой станции предполагалось использовать двухмашинный БЦВК на базе ВМ 'Аргон-16' (разработка НИИ ЦЭВТ) и 'Салют-5Б' (разработка НП 'Элас'). Так как это оборудование еще не было доведено до летной кондиции, было принято следующее решение: подготовку на технической позиции и в начальный период полета осуществлять с использованием для управления контура БЦВК 'Аргон-16', а затем, по готовности математического обеспечения, доставить на борт БЦВК 'Салют-5Б'.
Эшелон с базовым блоком прибыл на техническую позицию ТП-2Т космодрома Байконур 6 мая 1985 г. Но работы по подготовке начались только через шесть дней, 12 мая, т.к. зал сооружения МИККО-2Б, в котором размещался стенд для проведения испытаний базового блока, не удовлетворял требованиям по чистоте (содержание пыли превышало норму). Это замечание в короткий срок было устранено.
Специалистам предстояло провести большой объем доработок, как наземных комплектов наземного технологического оборудования, так и кабельной продукции в сооружениях ТП-2Т: МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, БЭК 'ЭХО-3' для обеспечения и проведения работ по программе ОК 'Мир' (было доработано 1100 кабелей из общего количества 2500).
Работы по подготовке комплектов наземного технологического оборудования и испытаний бортовой аппаратуры космических средств по программе 'Мир' в то время проводились силами военных специалистов 1-го Научного испытательного управления (войсковая часть (в/ч) 44275) и подчиненных ему в/ч: 25741 (пл. ? 2) и 33797 (пл. ? 31) при участии представителей НПО 'Энергия' и смежных организаций - разработчиков и изготовителей бортового и наземного оборудования технических комплексов, стартовых комплексов и заправочно-нейтрализационной станции 11Г12 пл. ? 31.
Следует отметить, что работы по вводу новых рабочих мест подготовки бортовой аппаратуры и комплектов наземного технологического оборудования для обеспечения испытаний космических аппаратов продолжались и после прибытия базового блока 17КС ? 127-01 на ТП-2Т, а также и после его запуска, и в процессе эксплуатации ОК 'Мир'. Это было обусловлено тем, что бортовая аппаратура космических аппаратов в процессе эксплуатации ОК 'Мир' совершенствовалась, а поэтому ее отработка и испытания на технических комплексах подготовки космических средств необходимо было проводить с помощью новых образцов наземного оборудования.
Руководил 1-м НИУ в период проведения работ по созданию рабочих мест подготовки и испытаний космических средств на ТП-2Т и пл. ? 31 (1985-1989 гг.) Герой Социалистического Труда, генерал-майор Алексей Александрович Шумилин. Да-да, тот самый Шумилин, который 26 сентября 1983 г., всего за мгновение до взрыва горящей ракеты-носителя 'Союз-У' (11А511У), вместе с техническим руководителем по ракете Александром Михайловичем Солдатенковым, выдал своевременно команду операторам (А.Мочалову и М.Шевченко) измерительного пункта 'Сатурн-МС' (пл. ? 23), расположенного в 20 км от стартового комплекса, на включение системы аварийного спасения (САС) ТПК 'Союз Т-10-1', сохранив тем самым, жизни космонавтам В.Г. Титову и Г.М. Стрекалову.
Грамотный специалист, досконально знающий принципы подготовки и испытаний космических средств различного назначения, А.А. Шумилин, после окончания Ленинградской Военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф.Можайского в 1959 г., прибыл для прохождения службы на космодром Байконур. За 38 лет службы А.А. Шумилин прошел все ступени испытателя космической техники от инженера по испытаниям до начальника космодрома. За время службы на космодроме он воспитал большую плеяду инженеров-испытателей, которые с честью выполнили и выполняют ответственные задачи по подготовки космических средств. В настоящее время А.А. Шумилин работает в РКК 'Энергия имени С.П.Королева и является одним из руководителей по программе 'Морской старт'.
По каждому направлению подготовки бортовых и наземных систем были созданы комплексные группы по профилю испытательных отделов 1-го НИУ. О состоянии работ докладывалось на оперативных совещаниях, которые проводились ежедневно. Общее руководство по созданию рабочего места подготовки базового блока на техническом комплексе было возложено на начальника комплексного отдела ? 1 В.И Петушкова.
Следует отметить, что на долю испытателей 1-го НИУ в 1980-е годы выпали сложнейшие задачи по выполнению программы 'Интеркосмос', новых космических аппаратов специального назначения, космических телескопов 'Астрон', Гамма', 'Гранат', аппаратов 'Вега', 'Фобос', 'Ресурс-01'. Все задачи были выполнены своевременно и с высоким качеством. В этом заслуга каждого сотрудника большого коллектива, каким было в то время 1-е НИУ: от солдата до генерала включительно.
В дальнейшем 1-м НИУ (с 1992 г. - 1274-й Центр испытаний и применения космических средств, ЦИП КС) руководили полковники: Юрий Иванович Зорин (1989-1992 гг.), Евгений Алексеевич Черный (1992-1997 гг.), Владимир Ромуальдович Томчук (1997-1998 гг.).
Благодаря грамотной и хорошо спланированной организаторской работе этих руководителей, удалось на протяжении длительного периода эксплуатации ОК 'Мир' с высоким качеством обеспечивать подготовку и запуски космических средств как по пилотируемым программам, так и по специальным программам. При этом интенсивность проводимых работ по подготовке космических средств была очень высокая.
Большой вклад в процесс создания и обеспечения эксплуатации космических средств по программе ОК 'Мир' внес Генеральный директор, Генеральный конструктор РКК 'Энергия' имени С.П.Королева (в 1989-2005 гг.), академик РАН, Герой Социалистического Труда Юрий Павлович Семенов. Особенно его роль проявилось в период снижения финансирования программы 'Мир', когда, по сути дела, решался вопрос: 'Быть или не быть российской пилотируемой программе'.
Общее руководство на ТП по подготовке ББ ОК 'Мир' и модуля 'Квант', а также на заключительных этапах подготовки ТПК 'Союз Т', 'Союз ТМ', ТГК 'Прогресс', 'Прогресс М', 'Прогресс М 1' осуществлял заместитель Главного конструктора НПО 'Энергия' Николай Иванович Зеленщиков (впоследствии - первый заместитель Генерального конструктора РКК 'Энергия' имени С.П.Королева). Именно от его умелого руководства в процессе подготовки космических средств на технических позициях космодрома многие проблемные вопросы, а их было не мало в процессе испытаний, решались оперативно, без суеты, в плановые сроки. Доскональное знание технологии подготовки и особенностей построения бортовой аппаратуры помогали Н.И. Зеленщикову в принятии решений в нештатных ситуациях.
При проведении электрических испытаний космических средств по программе ОК 'Мир' заметную роль сыграли заместители технического руководителя А.В. Васильковский, А.Д. Марков, А.А. Капустин, Г.К. Кошкин, А.И. Беликов, Б.И. Зеленщиков, А.К. Кудряков, А.М. Чеботарев С.И. Желудков и руководители испытаний А.И. Антонов, В.А. Наумов, А.И. Палицын, Б.И. Зуйков, В.В. Егоров, С.С. Пронкевич, А.В. Домбровский, Е.Н. Дубенский, Р.Н. Агапов, А.Н. Кадулин, О.Н. Бураков. Весомый вклад в процесс подготовки космических средств по программе ОК 'Мир' внесли ведущие конструкторы изделий на ТК: В.И. Яин, Е.П. Вяткин, Г.К. Володко, В.П. Гузенко, Ю.А. Кувыркин, В.И. Вишняков, А.С. Шведов, В.П. Гладков, В.Н. Сафронов.
Нельзя не вспомнить и тех, кто осуществлял подготовку, создавал и эксплуатировал технические комплексы, обеспечивавшие процесс испытаний КА на космодроме. Этим занимались руководители структурных подразделений Головного конструкторского бюро (ГКБ) РКК 'Энергия': В.А. Соловьев, В.С. Сыромятников, В.Е. Вешнеков, В.П. Хорунов, А.П. Собко, В.Н. Бранец, В.Е. Дроботун, В.В. Кудрявцев, В.Г. Хаспеков, М.В. Лихачев, Е.Н. Четвериков, С.Л. Николаев, Н.А. Брюханов, А.С. Зернов, Е.А. Микрин, В.И. Гаврилов, М.П. Кашицын, В.А. Лагутин, С.Ю. Романов, С.Л. Николаев, И.И. Хамиц.
Много добрых слов благодарности за качественную подготовку и компетентность, проявленную в процессе испытаний космических средств по программе ОК 'Мир', на ТК космодрома Байконур, хотелось бы сказать и в адрес специалистов ГКБ РКК 'Энергия', ПЗ1382, КИС-416 и ЗАО 'ЗЭМ': В.П. Кочки, П.Н. Лазько, В.П. Наумкина, Ю.А. Румянцева, В.В. Лебедева. В.С. Шило, И.М. Галинкиной, А.Н. Позднякова, М.С. Хмаро, Р.С. Родимова, А.О. Меркулова, С.И. Борисова, С.К. Дубинина, Н.Г. Бабичева, Г.С. Рябцева, М.Н. Богомякова, В.И. Трофимова, Л.Н. Уставщикова, А.П. Перегонцева, Э.В. Захаржевской, А.М. Домнина, М.В. Кручонка, П.Н. Крутых, В.Е. Крупенского, В.В. Курбакова, С.И. Шабунина, О.А. Гудкова, М.М. Тюлькина, Ф.М. Лебедева, А.В. Чубукова, В.И. Кузнецова, Ю.А. Бекшанова, И.М. Совалкова, В.М. Цихотцкого, Г.Д. Вачнадзе, А.А. Шостака, Б.А. Покровского, Т.Б. Мальцевой,. П.К. Маслова, О.В. Белова, Н.П. Чинцова, И.И. Унгвицкого, М.И. Андрюшкова, Р.Ф. Муртазина, Г.А. Толстого, Т.Н. Жарковой, Л.Г. Шевченко, А.И. Шелухо, А.Б. Веселова, В.И. Карабанова, В.Н. Коломиец, И.Д. Понимасова, С.М. Симонова, А.И. Антонова, Р.А. Ботвиной, В.А. Степанова, Ю.А. Степанова, Э.М. Мишуровского, С.М. Майорова, Н.А. Пшенновой, Б.Т. Корнеева, В.Н. Корнева, С.В. Капитанова, Г.Н. Жуковского, В.В. Чаматы, А.К. Селиверстова, А.В. Медведева, М.А. Купцова, Е.Н. Широкова, Р.С. Сметской, А.Д. Шарипова, В.А. Носова, И.О. Лебедевой, Е.В. Чертова, Б.И. Зимина, Ю.В. Майорова, Д.Я. Коновалова, С.Е. Дмитриева, И.И. Абдиралина, В.В. Левченко.Специалистов смежных организаций: Я.И. Лебедева (МНИИ РС), Е.В. Байзера, Г.М. Глазова, В.А. Масленникова, А.А. Елисеева, Н.К. Непотенко, И.Г. Жатько, Д.В. Бодрянкина, А.В. Алексеева (НПП 'Звезда'), Б.К. Старцева, Б.И.Рябцева, В.Н.Горбачева, Л.С.Костенковой (СКТБ 'Биофизприбор'), В.Ф. Хохлова, О.В. Ежкова (ГНПЦ 'Квант'), В.А. Кулькова, А.Т. Кулакова (КБ ТХМ), И.С. Зотова (ОАО 'ИРЗ').
Напряженный период подготовки космических средств по программе ОК 'Мир' не сказывался на отношении испытателей к делу. Всегда царил настрой высокой ответственности и стремление во всем разбираться подробнейшим образом, так как каждый знал значимость выполняемых работ.
Подготовка наземного технологического оборудования и испытания бортовых систем космических средств по программе 'Мир' как пилотируемых так и грузовых транспортных кораблей проводилась расчетами войсковых частей 25741, 33797 при непосредственном участии и под контролем испытателей отделов 1-го НИУ, которые отдали программе ОК 'Мир' многие годы напряженной работы на космодроме Байконур.
Большой опыт работы по отработке и испытаниям бортовой аппаратуры и эксплуатации наземного оборудования, позволил в сжатые сроки освоить и успешно проводить испытания новейших бортовых систем космических средств специалистам 1-го НИУ и подчиненных войсковых частей. В этом, несомненно, заслуга инженеров-испытателей отделов:
Отдел ? 1 (с 1988 г. - ? 8) - отдел комплексных испытаний бортовых систем пилотируемых космических средств. Начальники отдела: В.И. Петушков, В.П. Паршин, П.Н. Андрейко, А.Н. Табачков. В процессе обучения расчетов, подготовке комплектов наземного технологического оборудования, отработке и испытаний различных типов космических средств с лучшей стороны зарекомендовали себя испытатели: Б.Е. Некряч, А.Е. Солдатов, А.И. Горбунов (ответственный за подготовку рабочего места проведения испытаний базового блока), В.Т. Доманов, А.Н. Фоменко, А.М. Лопатин, С.В. Петров, Е.Б. Вассараудзе, М.В. Бородин, С.В. Мичков, В.Б. Чижик, Ю.В. Редькин, И.А. Кекин, М.Г. Сивожелезов, М.В. Доценко, В.Т. Линник, А.В. Коврижных, В.А. Ботнаренко, В.П. Роженко, М.И. Булдаков, Г.И. Булдаков, А.Н. Новиков, В.Б. Мусийко, В.Н. Пономарев, В.Н. Варава.
Отдел ? 4 (с 1988 г. - ? 3) - отдел подготовки систем ракет-носителей и бортовых источников питания. Начальники отдела: Н.Н. Дмитриев, В.Д. Инголенко, А.В. Иванов, В.А. Брагин. Грамотными специалистами и воспитателями молодых испытателей этого отдела были: Н.С. Бурлуцкий, Д.Г. Тульчинский, В.П. Коломиец, А.И. Юрченко, В.Т. Береснев, Е.Н. Корнилов, А.Н. Федоренко, В.М. Шарковкин, В.Н. Миляев, Ю.В. Халаев, В.И. Титов, Л.П. Домбровский, А.И. Юрченко, В.П. Колтышев, А.А. Морозов, А.П. Губарев, Е.С. Казанжев, В.П. Белокуров.
Отдел ? 5 (с 1988 г. - ? 6) - отдел оборудования стартовых комплексов и заправки аппаратов компонентами ракетного топлива. Начальники отдела: А.Н. Осадчий, А.Ф. Рудаков, В.Р. Томчук, С.А. Карасев. В сложных климатических условиях при работах на стартовых комплексах и на заправочной станции знания и умение проявили: В.В. Ткаченко, Ю.А. Мальцев, А.П. Стреж, С.Н. Климачев, М.М. Лыгин, Б.И. Забоев, С.В. Томилов, И.Н. Чижик,Б.Н. Годунов, В.Ф. Камаев, Л.И. Сундин, Н.Ф. Пилипец, И.И. Марченко, В.Э. Пехан, Н.П. Кока, А.В. Гришин, Е.Н. Дудченко, Н.А. Мысник, В.Ю. Гусенцов, А.К. Золотаревич, В.Н. Казаков. Большой объем работ выполнили специалисты этого отдела по ремонтно-восстановительным работам СК (ПУ-5) пл. ? 1 после аварии РКН 'Союз-У' в 1983 г. и своевременной подготовке его по обеспечению запусков космических аппаратов, как военного назначения, так и по программе ОК 'Мир'. Сотрудник отдела майор А.А. Гришин при подготовке РКН 'Союз' на СК пл. ? 1 в 1988 г. в процессе заправки предотвратил катастрофу - потушил возникший пожар, тем самым были сохранены жизни многих испытателей.
Отдел ? 6 (с 1988 г. - ? 4) - отдел телеметрических систем космических аппаратов. Начальники отдела: Э.В. Уласевич, С.М. Болдырев, В.П. Ильюков, А.Ф. Гаврилов. На высоком уровне проводили оценку и анализ работоспособности бортовых систем 'вредные' телеметристы: В.Г. Ярошенко, Н.Г. Игнатенко, В.В. Буцык, П.Н. Рыбалов, П.И. Габалов, С.Д. Марков, Г.И. Токарев, В.М. Половнев, Ф.К. Мухамедов, Н.И. Шаталов, А.Е. Харчевка, П.П. Никитин, Е.П. Кирпатовский, В.Ф. Шараев, А.А. Нестулий, В.Н. Севастьянов, А.К. Селиверстов, В.А. Хоружий, П.Ф. Маслюженко, С.А. Подкопаев.
Отдел ? 7 (с 1988 г. - ? 5) - отдел радиотехнических, телевизионных и специальных систем космических средств. Начальники отдела: Л.В. Дронников, А.В. Ларкин, В.С. Кочкин. На долю этого отдела при реализации программы 'Мир' выпало много работы по вводу нового испытательного оборудования в сооружениях ТП-2Т МИККО-2Б, МИК-1А, 'ЭХО-3' для систем радиосвязи 'Рассвет', 'Восход', систем сближения космических средств 'Мера', 'Курс-А', 'Курс-П', системы телевидения 'Клест', командной системы ретрансляции 'Антарес' и др. Умелыми организаторами и грамотными испытателями этого отдела при выполнении программы 'Мир' зарекомендовали: А.С. Хапров, В.Ф. Назаркин, В.Д. Душко, Л.М. Матвеев, М.А. Гребенщиков, В.П. Гулевский, А.Н. Маленко, В.А. Пахомов, В.А. Румелев, И.А. Дисман, А.Н. Забалуев, А.Г. Сыров, Е.О. Прасолов, В.А. Гапонов, В.С. Сиченко, Б.М. Безбородый, Л.И. Коржановский.
Отдел ? 8 (с 1988 г. - ? 7) - отдел монтажно-транспортного оборудования и пневмо-испытаний космических средств. Начальники отдела: Н.Т. Оврамец, Ю.И. Зорин, А.Н. Качан. Успешно проводили работы по профилю отдела: Ф.П. Ковалев, В.В. Морозов, В.А. Васильев, Г.В. Балыбердин, А.П. Федюнин, М.П. Корзун, Е.И. Шарапов, В.Н. Меламуд, В.И. Щукин, Г.К. Шопик, В.Н. Шутько, Б.В. Ключников, В.Н. Макарихин.
Отдел ? 9 (в 1988 г. расформирован; сотрудники отдела ? 9 были распределены в отделы ?? 1 и 8) - отдел специальных систем космических средств (системы аварийного спасения, системы приземления, системы стыковки и внутреннего перехода, системы электропитания и пр.). Начальники отдела В.К. Андронов, Ю.И. Иванов. При создании рабочих мест подготовки и испытаний систем базового блока ОК 'Мир' с лучшей стороны проявили себя испытатели: С.П. Шпинев, В.А. Степанов, М.И. Яновский, В.Л. Сабинин, Ю.Н. Григоров, В.И. Черненков, Г.А. Касаткин, В.Н. Ильин.
Некоторые испытатели, перечисленные выше, принимали участие в процессе подготовки наземного оборудования и космических средств по программе ОК 'Мир' только на начальном этапе. Но можно с уверенностью сказать, что именно они подготовили себе достойную смену - когорту молодых испытателей, на долю которых выпало проведение испытаний бортовых систем различных космических средств и осуществление подготовки наземного технологического оборудования по выполнению программы работ с орбитальным комплексом.
Большой объем работ по обеспечению и подготовке рабочих мест испытаний космических средств на технических позициях выполнили расчеты испытательных в/ч 25741 (пл. ? 2) и в/ч 33797 (пл. ? 31). Командирами войсковых частей в период подготовки и проведения работ по программе ОК 'Мир' были: Ю.И. Лукъянов, Е.А. Черный, В.А. Тихомиров, А.К. Лисуков (в/ч 25741), В.Г. Потемкин, В.М. Моргулев, В.И. Королев, В.П. Шишкалов, М.Ю. Варданян (в/ч 33797).
Несомненно, огромную работу по обеспечению запусков космических средств с помощью РКН 'Протон' и функционированию ОК 'Мир' проводили специалисты 2-го НИУ (пл. ? 95) и измерительного комплекса космодрома Байконур, но об этом написано уже не мало, поэтому повторяться не будем.
Подготовка и испытания космических средств проходили в обстановке, требующей от испытателей максимального напряжения сил, собранности и внимания. Большинство систем, которые были установлены на борту ББ ОК 'Мир', являлись новыми разработками промышленности. Поэтому от испытателей требовалось их изучение 'с листа' и грамотная отработка и эксплуатация, с чем они успешно справились.
Многие предложения испытателей по усовершенствованию методик испытаний нашли реализацию в этот период и при дальнейшей подготовке космических средств.
Некоторые этапы в подготовке и отработке бортовых систем космических средств были применены впервые. Так, в процессе подготовки базового блока 17КС ? 127-01 на ТП-2Т впервые была использована система связи 'ТК-ЦОИ' (Центр обработки информации) через спутник-ретранслятор (СР) 'Альтаир'. Для проверки этого канала связи на Байконуре базовый блок вывозили из сооружения МИККО-2Б, направляли остронаправленную антенну блока по целеуказаниям на СР 'Альтаир' и проводили тестовый режим по проверке канала приема-передачи информации. Впоследствии эти проверки использовались для тестовых испытаний других космических средств (МТКС 'Буран', служебный модуль 'Звезда').
Впервые, в процессе эксплуатации ОК 'Мир', специалистами 1-го НИУ был испытаны и успешно проведена отработка новых космических кораблей:
- ТПК 11Ф732А51 (серии 'Союз ТМ'), оснащенный новыми бортовыми системами. О качестве подготовке свидетельствует тот факт, что первый полет этого корабля к ОК 'Мир' состоялся в беспилотном режиме и программа полета была успешно выполнена;
- ТГК 11Ф615 А55 'Прогресс М', 'Прогресс М1'. Отработка новых приборов и режимов работы бортовой аппаратуры ТГК 'Прогресс М1' позволили в дальнейшем перейти к полетам на модернизируемом пилотируемом корабле нового поколения 'Союз ТМА' без отработки его в беспилотных пусках.
При этом следует заметить, что работы по подготовке рабочих мест испытаний ББ ОК 'Мир' и испытания его бортовых систем проводились одновременно с обеспечением программ как по ОС 'Салют-7', специальным и научным программам, так и по МТКС 'Буран', что накладывало определенный отпечаток на напряженность, темпы и объемы работ, которые проводились специалистами различных организаций и ведомств в этот период.
Подготовка космических средств по программе ОК 'Мир' проводилась сначала на техническом комплексе площадке ? 2 (МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, 'ЭХО-3'), до 1995 г. - расчетами 1-го НИУ. В период с 1985 г по 1990 г. был проведен большой объем работ по вводу в эксплуатацию большинства комплектов наземного технологического оборудования для испытаний новых бортовых систем космических аппаратов и доработки стендов 11Т327, СО-11, установок СМ-197 ('Платформа'), СМ-213 ('Рупор') в сооружении 'Эхо-3', вакуумной установки СМ-701 в МИККО-2Б. В МИК-1А были введены в эксплуатацию два рабочих места подготовки ТПК 'Союз Т' и 'Союз ТМ', а также два рабочих места подготовки ТГК 'Прогресс' и 'Прогресс М'. В сооружении МИК-1 было подготовлено и введено в эксплуатацию рабочее место подготовки модуля 'Квант' (37КЭ ? 166-1). Здесь же проводились и заключительные операции по стыковке этого модуля с модулем 77КЭ, который прошел основной цикл подготовки в МИК пл. ? 92-1.
Специалистами 1-го НИУ в 1984-1985 гг. был также проведен большой объем работ и по созданию рабочего места подготовки ракеты-носителя в сооружении МИККО-2Б, подготовка которой ранее проводилась в МИК-1. В 1985 г. большая часть работ была успешно выполнена, а после запуска ББ ОК 'Мир' подготовка ракет-носителей проводилась уже на новом рабочем месте. Подготовка космических аппаратов по пилотируемым программам испытателями 1-го НИУ проводилась одновременно как с подготовкой космических аппаратов по специальным программам и программам научного назначения, так и в условиях проведения организационно-штатных мероприятий, в результате которых резко уменьшилось количество расчетов, выполняющих работы по подготовке бортовых систем космических средств по программе ОК 'Мир'. Напряженность работ была очень высокая, но испытатели 1-го НИУ успешно справились со всеми поставленными задачами. О напряженности работ в первое время после запуска ОК 'Мир' говорит тот факт, что в 1987 г. для обеспечения функционирования ОК 'Мир' было подготовлено на ТП-2Т космодрома Байконур восемь ТГК серии 'Прогресс', три ТПК 'Союз ТМ' и модуль 'Квант'. Труд 22-х испытателей за качественную подготовку космических средств был отмечен правительственными наградами.
Следует отметить, что 1-е НИУ было хорошей школой подготовки и выучки руководящего состава Военно-космических Сил и космодрома Байконур. Из 1-го НИУ и подчиненных войсковых частей вышли многие известные офицеры: генералы В.А. Поповкин, Л.Т. Баранов, А.П. Ковалев, В.Р. Томчук, С.В. Лимонт, В.А. Меньшиков, В.А. Булулуков, В.С. Патрушев, А.С. Сечкин, полковники: В.А. Недобежкин, В.И. Демидочкин, П.Н. Андрейко, А.В. Ларкин, Е.М. Кушнир, Е.А. Черный, Д.И. Чистяков, А.Н. Глухов, В.М. Григорьев, Ю.Н. Проценко. Многие из них впоследствии стали руководителями войсковых соединений и предприятий ракетно-космической отрасли на космодроме Байконур. Так, начальником космодрома Байконур был А.А. Шумилин, а генерал-лейтенант Л.Т. Баранов - в настоящее время руководит космодромом Байконур, генерал-лейтенант А.П. Ковалев - начальник ВКА имени А.Ф.Можайского, генерал-майор В.Р. Томчук - начальник штаба космодрома Байконур. После реорганизации системы эксплуатации наземной космической инфраструктуры космодрома руководителями крупных эксплуатационных организаций стали: Е.М. Кушнир - директор Федерального космического центра (ФКЦ) космодрома Байконур, Е.А. Черный - заместитель директора ФКЦ космодрома Байконур, А.Н. Глухов - заместитель директора ФКЦ космодрома Байконур, А.В. Ларкин - начальник ЦЭИ КБ ТМ, В.В. Ткаченко - начальник ЦЭИ КБ ТХМ, С.А. Карасев - руководитель представительства ФГУП КБ ОМ на космодроме Байконур, В.М. Григорьев - начальник ЦЭИ ОКБ 'Вымпел', Ю.Н. Проценко - руководитель представительства ФГУП ОКБ имени С.А. Лавочкина на космодроме Байконур, которые проходили службу в разные периоды времени в 1-м НИУ и подчиненных ему войсковых частях. А нынешний командующий Космическими войсками России генерал-полковник В.А. Поповкин с 1979 г. проходил службу в войсковой части 25741. Первый космонавт космических войск, Герой России полковник Ю.Г. Шаргин - также служил в частях 1-го НИУ.
Можно сказать, что во времена существования Советского Союза жизнь на космодроме Байконур была хотя и напряженной, но размеренной, и подчинялась четким правилам.
Но все изменилось после того, как перестал существовать СССР - космодром перешел под юрисдикцию Казахстана. Потребовалось два года, чтобы определить рамки космической деятельности России на территории иностранного государства.
В 1994 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан был подписан ряд межгосударственных документов по использованию космодрома Байконур, в том числе основополагающие 'Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур', 'Договор аренды комплекса 'Байконур' между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республикой Казахстан'.
Для выполнения межправительственных соглашений и договора по космодрому Байконур Правительством Российской Федерацией был принят ряд постановлений. В частности, Постановлением ? 996 от 29 августа 1994 г. было определено, что часть объектов наземной космической инфраструктуры космодрома передается Министерством обороны Российской Федерации Российскому космическому агентству (РКА, ныне - Федеральное космическое агентство).
Для организации приема и эксплуатации зданий и сооружений приказом Президента Корпорации РКК 'Энергия' в 1994 г. был создан Центр 12Ц на космодроме Байконур.
Начальником Центра 12Ц был назначен Ю.М. Данилов, который имел огромный опыт работы по созданию и организации эксплуатации наземных технических комплексов подготовки космических средств.
На Центр 12Ц были возложены следующие задачи: прием в эксплуатацию оборудования и сооружений ТП-2Т от войсковых частей, обеспечение сохранности принятого оборудования, технологических и технических систем, строительных сооружений и инженерных коммуникаций технических позиций, общая координация работ по созданию рабочих мест подготовки космических средств разработки РКК 'Энергия' имени С.П.Королева и на договорной основе космических средств разработки других предприятий, штатная эксплуатация технических комплексов, поддержание работоспособности оборудования комплексов, проведение всех видов технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ, организация и проведение дооборудования и доработок оборудования технических комплексов, обустройство зданий и помещений ТП-2Т и создание нормальных условий труда для работников Центра, организация обучения и допуск к самостоятельной работе сотрудников.
Для обеспечения проведения эксплуатации и испытаний космических средств на ТП-2Т было создано новое эксплуатационное подразделение в составе Центра 12Ц - комплекс ? 83, которое дислоцировалось в сооружениях МИК-1, МИК-1А на площадке ТП-2Т. Одновременно с приемом оборудования ТК в эксплуатацию, сотрудники комплекса готовились к работе в составе совместного расчета с в/ч 44275 с 01.01.1995 г. по 01.01.1997 г. в соответствии с 'Временным положением о взаимодействии МО РФ (Военно-космических сил) и РКА по обеспечению жизнедеятельности и эксплуатации комплекса 'Байконур' силами специального воинского контингента'. В сжатые сроки специалисты этого комплекса осуществили прием оборудования, зданий и сооружений от в/ч 25741 и приступили к выполнению задач по подготовке космических средств пилотируемой программы. В январе-марте 1995 г. специалисты комплекса приняли участие в подготовке ТГК 'Прогресс М-26' (11Ф615А55 ? 226) и ТПК 'Союз ТМ-22' (11Ф732 ? 71) для обеспечения программы ОК 'Мир'.
Создание Центра 12Ц проходило путем оптимального объединения подразделений Головного конструкторского бюро (ГКБ) и ЗЭМ (СБИК-ТК), которые дислоцировались на космодроме Байконур и до этого занимались обеспечением и подготовкой космических средств по программе МТКС 'Энергия-Буран', а так же приема специалистов из числа жителей города и уволившихся офицеров-испытателей войсковых частей космодрома.
Поскольку реальных работ по консервации и сохранности многих объектов технических позиций в последнее время не проводилось, из-за отсутствия финансовых средств, часть оборудования была расхищена. Кроме того, в связи с длительными сроками эксплуатации оборудования, а как следствие, - частыми выходами его из строя, оборудование систем теплоснабжения и кондиционирования монтажно-испытательных корпусов пл. ? 2 (объекты 135-1, 135-1А, 'Эхо-3') и пл. ? 254 (объект 858-254-1) зимой 1994 г. находились в аварийном состоянии, что требовало проведения срочных ремонтно-восстановительных работ.
Большинство передаваемых объектов сдавались по фактическому состоянию, без предварительного доведения их до уровня в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, а выявленные замечания при этом не устранялись.
Специалистами Центра 12Ц в 1994-1995 гг. от РКА было принято 187 различных зданий и сооружений, расположенных на 12 площадках (2Т, 2Б, 2Ж, 114А, 113, 113Г, 118, 254, 112А, 9, 10), а также значительное количество межплощадочных инженерных сетей, дорог и коммуникаций космодрома Байконур.
К середине 1995 г. общая численность Центра 12Ц составляла уже около тысячи человек. Сотрудникам Центра 12Ц предстоял большой объем работ по приему объектов наземной космической инфраструктуры космодрома Байконур, но самое главное, - проведению ремонтно-восстановительных работ зданий и сооружений, освоению современных принципов подготовки и проведению испытаний новых образцов космических средств, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования технических позиций.
В связи с этим потребовались значительные материальные затраты и напряженная работа всего персонала испытательных и обеспечивающих подготовку космических средств комплексов, а также различных служб Центра 12Ц для организации и восстановления в короткий срок неисправного оборудования, ремонта зданий и сооружений. Руководили Центром 12Ц: с 30.08.1994 г. по 23.11.1998 г. - Ю.М. Данилов, с 23.11.1998 г. по 28.11.2000 г. - В.В. Москвин.
Работы по обеспечению и подготовке космических аппаратов ТПК 'Союз ТМ' и ТГК 'Прогресс М' проводили специалисты Центра12Ц: на ТП-2Т комплекса ? 83 (начальник комплекса Н.Н. Матвеев, начальник отдела испытаний ? 831 С.С. Пронкевич), а на ТП-254 - комплекса ? 82 (начальник комплекса А.Л. Геворкян, начальники отделов испытаний: ? 821 - В.И. Варламов, ? 822 - И.А. Лобов).
Необходимо отметить, что и сам процесс подготовки и испытаний космических средств проходил в нервозной обстановке. Это было обусловлено тем, что из-за неразберихи с перечислением финансовых средств за аренду космодрома, возникали перебои в обеспечении электроэнергией технических позиций подготовки космических средств, размещенных на пл. ? 2, пл. ? 254 и космодрома Байконур в целом, со стороны отдельных структур Республики Казахстан, частым явлением было отключение подачи электроэнергии на город и технические позиции космодрома. Приходилось часто искать 'окна' в моменты обеспечения электроэнергией технических позиций, чтобы своевременно выполнить задачи по подготовке наземного оборудования и бортовых систем космических средств.
Порой доходило до того, что подача электроэнергии прекращалась и без предупреждения в процессе проведения испытаний космических средств. Поэтому сам процесс испытаний затягивался, так как необходимо было (при появлении электроэнергии) привести бортовые системы и наземное испытательное оборудование в исходное состояние и все начинать сначала. Только твердые знания и мастерство испытателей и специалистов, обеспечивающих проведение испытаний, позволяло проводить испытания в таких сложных условиях с высоким качеством. Все это сказывалось и на работе технических систем, которые из-за перебоев в снабжении электроэнергией часто выходили из строя, а поэтому не выполнялись условия по поддержанию необходимого температурно-влажностного режима для нормального функционирования бортового и наземного оборудования.
И здесь не маловажную роль сыграл человеческий фактор - самоотверженное отношение к делу многих сотрудников структурных подразделений Центра 12Ц способствовало тому, что знания и опыт, приобретенные на космодроме Байконур, помогали в такой обстановке качественно проводить испытания космических средств, а принятые объекты в короткий срок были приведены в порядок. Следует отметить, что наряду с работами по наведению порядка на принятых объектах, не прекращалась и подготовка космических средств по различным программам. Так, МИК пл. ? 254, в связи с приостановлением работ по программе МТКС 'Энергия-Буран' после демонтажа части наземного испытательного оборудования, ремонта отдельных сооружений и помещений, был в короткий срок переориентирован для подготовки модуля 'Спектр' (77КСО ? 173-01) по программе 27КС (ОК 'Мир'). В период с 16.01.1995 г. по 20.05.1995 г. подготовка этого модуля была успешно осуществлена. В этом, несомненно, заслуга сотрудников комплекса ? 82, которые совместно с испытателями КИС-416 и представителями отделов ГКБ РКК 'Энергия', смежных организаций своевременно и качественно выполнили поставленную задачу по подготовке модуля 'Спектр' к запуску.
В залах и помещениях МИК пл. ? 254 активно продолжались работы и по подготовке рабочих мест испытаний космических средств по обеспечению выполнения программы ОС 'Мир'. В период с марта по ноябрь 1995 г. на пл. ? 254 проводились работы по переоборудованию и созданию рабочего места испытаний аппаратуры сближения 'Курс' в сооружении безэховой камеры ('БЭК-35'), которая ранее предназначалась для испытаний бортовой аппаратуры МТКС 'Буран' на радиосовместимость. С этой целью совместно со специалистами НИИ ТП и ГКБ РКК 'Энергия' силами сотрудников Центра 12Ц рабочие места испытаний, в одной из самых крупных безэховых камер в мире 'БЭК-35' (зал ? 105) и пультовые ?? 120, 121, 601, были укомплектованы необходимым оборудованием и аппаратурой, аттестованы и допущены к проведению штатных проверок аппаратуры сближения 'Курс' в составе изделий (так принято называть космические аппараты среди испытателей) 11Ф732 (серия 'Союз') и 11Ф615 (серия 'Прогресс').
Одновременно с этими работами, в сооружениях безэховой камере 'Эхо-3' и МИК-1А ТП-2Т специалистами комплекса ?83 проводились работы по ремонту, дооборудованию технических систем, пультовых и при этом так же не прекращалась подготовка космических средств по обеспечению функционирования ОС 'Мир'.
Следует отметить, что большинство технических систем, систем обеспечения электроэнергией сооружений МИК-1, МИК-1А, 'Эхо-3' ТП-2Т находились в аварийном состоянии по причине длительного не выполнения профилактических и ремонтных работ и из-за отсутствия специалистов, комплектующих и материалов. Поэтому, в процессе приема оборудования от МО РФ, специалистами Центра 12Ц (комплекс ? 83) в первую очередь проводились ремонтно-восстановительные работы на этом оборудовании с целью исключения срывов в процессе подготовки космических средств. С этой сложной задачей сотрудники комплекса ? 83 успешно справились. В период с 09.01.1995 г. по 14.03.1995 г. совместным расчетом комплекса ? 83 и войсковой части 44275 была проведена подготовка транспортного пилотируемого корабля (ТПК) 11Ф732 ? 70 'Союз ТМ-21' и осуществлен успешный его запуск с экипажем на борту в составе: командир экипажа - В.Н. Дежуров, бортинженер - Г.М. Стрекалов, специалист полета - Н. Тагард (США). Что больше всего запомнилось при подготовке этого корабля - это хороший настрой испытателей и чувство высокой ответственности за процесс подготовки бортовых систем и оценку результатов испытаний. И то, что ТПК 'Союз ТМ-21' был первым, который испытывали специалисты комплекса ? 83, поднимало настроение всех участников подготовки.
В этой обстановке все приходилось делать с 'листа': комплектовать структурные подразделения Центра 12Ц специалистами, формировать и обучать расчеты подготовки космических средств космических средств и эксплуатации технических систем, входящих в состав технических комплексов ТП-2Т (сооружения: МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, 'Эхо-3'), осуществлять прием, освоение и эксплуатацию технологического испытательного оборудования и технических систем.
Выполнение задач по качественной подготовке космических средств облегчалось тем, что основу комплекса составляли высококвалифицированные специалисты с большим опытом испытательной работы на оборудовании технических комплексов из числа увольняемых в запас офицеров космодрома. Высокий профессионализм и знания проявляли при подготовке расчетов, наземного испытательного оборудования и бортовых систем космических средств ТП-2Т бывшие испытатели войсковых частей космодрома Байконур: Е.Б. Вассараудзе, Г.И. Булдаков, С.В. Голов, В.В. Пажин, Ю.М. Муравьев, Ф.Е. Ухтин, В.М. Майоров, А.П. Федюнин, В.Н. Шутько, Б.В. Дырченко.
В середине 1990-х годов начались работы в МИК пл. ? 254 по созданию рабочих мест для подготовки космических средств ТГК серии 'Прогресс' и ТПК серии 'Союз'.
Укомплектование рабочих мест наземным испытательным и технологическим оборудованием осуществлялось из состава ТК на ТП-2Т и частично поставляемого из КИС-416.
В процессе проведения ремонтно-восстановительных работ технических систем ТП-2Т, необходимых для обеспечения подготовки и проведения испытаний космических средств, своевременно и с высоким качеством выполняли поставленные задачи специалисты комплекса ? 83: А.В. Бороздин, Н.Я. Крячкин, В.В. Кашин, В.В. Корсаков, А.А. Маняка, В.Д. Немцов, С.А. Рубанов, С.А. Смоликов, А.А. Челноков, Н.Д. Алешичев, А.А. Радин, а испытатели отдела ? 831: В.А. Попов, О.В. Сергеев, А.И. Акимов, Б.В. Дырченко, Э.Ю. Иванов, Е.Д. Шляхов, Ю.Г. Романов, В.Н. Сидоров, С.В. Голов, В.Д. Майоров, В.Г. Красюк, С.В. Косолапов, В.В. Пажин, И.А. Анюкова, В.Б. Столяров, В.А. Пономарев, Ф.Е. Ухтин, П.В. Доронин, П.М. Дмитриев, В.М. Пелевин, С.А. Берковский, М.А. Рогов, В.А. Меньшиков, Г.И. Булдаков, Н.И. Герус, А.В. Козловцев, С.К. Турлапов, О.В. Редькин, Р.М. Келлер, В.И. Шпиндлер, А.В. Иванов, А.В. Кондрашов, Ю.Г. Дендерин, А.И. Рузин, Н.Н. Афанасьев обеспечивали качественную подготовку наземного испытательного оборудования и испытания бортовых систем космических аппаратов.
После реорганизации в 1997 г. Центра 12Ц и объединения комплексов ? 82 и ? 83, эксплуатацию наземного технологического оборудования и испытания космических средств стали осуществлять специалисты испытательных отделов ? 821 (начальник отдела В.А. Гапонов) и ? 822 (начальник отдела И.А. Лобов, с 1999 г. - В.К. Качарьян) объединенного комплекса ? 82 (начальник комплекса - А.Л. Геворкян, а с 1998 г. - М.Е. Малугин).
Содержание и эксплуатация оборудования, зданий и сооружений одновременно на двух технических позициях (ТП-2Т и 11П592) руководством отрасли было принято не рентабельным. Поэтому было решено перебазировать постепенно наземное испытательное оборудование с ТП-2Т на ТП 11П592 для организации создания технических комплексов подготовки космических средств по пилотируемой программе.

Сотрудникам Центра предстояло выполнить огромный объем работ по подготовке помещений МИК ТП 11П592 для обеспечения создания технических комплексов и размещения испытательного оборудования и оборудования технических систем.
После реорганизации в 2000-2001 гг., проводимой в РКК 'Энергия' имени С.П. Королева, был создан научно-технический центр (НТЦ-12Ц), а в его составе
космический испытательный центр (КИЦ-ТК) ? 80 на космодроме Байконур. Руководителем НТЦ-12Ц был назначен А.В. Толяренко, общее руководство КИЦ-ТК было возложено на А.Е. Подолинского, который длительное время работал в должности Главного инженера Центра 12Ц, а Главным инженером КИЦ-ТК был назначен Б.В. Хоценко.
Силами специалистов комплексов была проделана большая работа по реконструкции залов и помещений сооружения МИК пл. ? 254 для размещения в них наземного испытательного оборудования для проведения испытаний космических средств по тематике РКК 'Энергия' имени С.П. Королева. В этом большая заслуга начальника комплекса ? 82 А.Л. Геворкяна, руководителей структурных подразделений Центра 12Ц и, несомненно, исполнителей работ. В 1996 г. в зале ? 104 МИК пл. ? 254 было введено в эксплуатацию первое рабочее место испытаний ТГК серии 'Прогресс М', а в период с 16.03.1996 г. по 05.05.1996 г. ТГК 'Прогресс М-31' (11Ф615А55 ? 231) прошел полный цикл подготовки, включая и испытания в 'БЭК-35'.
В 1998 г. было введено в эксплуатацию 1-е РМ испытаний ТПК серии 'Союз ТМ', а в период с 04.01.1999 г. по 20.02.1999 г. ТПК 'Союз ТМ-29' (11Ф732А51 ? 78) прошел полный цикл подготовки на этом рабочем месте, тем самым, положив начало подготовки ТПК 'Союз ТМ' в сооружении МИК пл. ? 254. С июня 1999 г. испытания на герметичность космических средств начали проводиться в вакуумной установке ВУ17Т523М (зал ? 103) после ее доработок, которые проводились под руководством начальника отдела ? 822 И.А. Лобова для испытаний космических средств: ТПК серии 'Союз', ТГК серии 'Прогресс', модулей серии 77К и 17КС (Функционально-грузовой блок 'Заря', Служебный модуль 'Звезда'). В 1999 г. было введено в эксплуатацию и второе рабочее место для проведения испытаний ТГК серии 'Прогресс', а первым грузовым кораблем, который был подготовлен на этом рабочем месте, стал ТГК 'Прогресс М1-1' (11Ф615А55 ? 250). Следует отметить, что с марта 1998 г. подготовка ТГК серии 'Прогресс М' стали проводить на ТП 11П592 пл. ? 254.
В 1999 г. на пл. ? 254 был сдан в эксплуатацию комплекс предстартовой подготовки космонавтов и доставляемого оборудования на ОК 'Мир', так называемый 'блок космонавтов'. С целью его подготовки пришлось выполнить большой объем работ по демонтажу оборудования, расположенного на первом этаже западной стороны МИК пл. ? 254, которое использовалось для проведения испытаний бортовых систем сближения космических аппаратов и переносу, монтажу и вводу в эксплуатацию его в других помещениях МИ В сжатые сроки в сооружении МИК пл. ? 254 был проведен монтаж оборудования и ввод в эксплуатацию зарядной - аккумуляторной станции (ЗАС), современное оборудование которой позволяет осуществлять подготовку одновременно 8 блоков питания (в перспективе до 24-х штук) для космических средств пилотируемых программ. До этого подготовка бортовых блоков питания осуществлялась на ЗАС ТП-2Т силами специалистов войсковой части, а с 1996 г. - специалистами Сборочно-испытательного комплекса (СБИК) завода 'Прогресс'.
Cилами сотрудников Центра 12Ц залы и помещения МИК были приведены к 1998 г. в надлежащий вид. Все это требовало как физических, так и временных затрат. В этом заслуга в первую очередь руководителей структурных подразделений Центра 12Ц: А.Л. Геворкяна, М.Е. Малугина, И.А. Лобова, В.А. Гапонова, которые в сложных условиях (сжатые сроки и огромный объем работ) смогли организовать и мобилизовать сотрудников на выполнение этих работ.
Вне всякого сомнения, большой и сложный по значимости объем работ в период подготовки и проведения испытаний космических средств выполняли так же и сотрудники обеспечивающих подразделений Центра 12Ц, в частности, цеха ? 824 (начальник цеха - Н.Н. Стрекалов).
То, что в помещениях МИК было прохладно в жару и тепло в холод, безотказно работала связь всех видов, не было проблем с водообеспечением, подъемно-транспортное оборудование работало 'как часы' - заслуга специалистов этого цеха, которые и в жару и холод порой в очень трудных условиях (частые выходы оборудования из строя по причине длительной эксплуатации, отсутствие запасных частей и комплектующих и пр.) своевременно обеспечивали заданные комфортные условия работы испытателей и надежную работу техники. Бесперебойную подготовку космических средств на ТП 11П592 с высоким качеством обеспечивали: М.В. Бусыгина, Н.Е. Князева, А.А. Лосякова, Р.М. Шафигуллина, А.В. Бороздин, А.М. Маркасов, Д.Б. Грибенников, А.А. Седых, Н.А. Косбармаков, Л.Т. Коченова, Г.С. Васильева, С.А. Грибанов, В.А. Васильев, А.В. Сайгаченко, М.В. Жуков, Ф.К. Нуриев, Н.А. Братских, Н.В. Лосяков, В.П. Габужас, Н.Е. Волков, В.П. Зиновьев, А.А. Кучеров, Н.И. Вакаева, Н.В. Кучерова, М.А. Грибанова, М.Ф. Галиакберов, А.С. Семикин, Н.Г. Великжанин, С.Н. Князев, Н.Н. Королева, Н.П. Кирьянова, С.В. Андреева, Е.С. Власова, Л.В. Грибкова, Н.А. Иванов, Ю.В. Жуков, В.В. Васин, С.В. Маринич, С.А. Рубанов, В.И. Павленко.
Все, что сделано специалистами Центра 12Ц в сооружениях пл. ? 254 сможет оценить только тот, кто помнит, сколько оборудования было в сооружениях пл. ? 254, после приостановке программы по МТКС 'Буран' и которое необходимо в большей части демонтировать.
Испытательные отделы укомплектовывались опытными испытателями из числа уволенных из рядов Вооруженных Сил офицеров Испытательных Управлений космодрома Байконур и молодыми сотрудниками, с которыми в короткие сроки необходимо было организовать обучение и ввод их в строй. С лучшей стороны зарекомендовали себя при обучении молодых испытателей Центра 12Ц Е.Б. Вассараудзе, Ю.П. Муравьев, А.П. Федюнин, В.Н. Шутько, Ф.Е. Ухтин, Б.В. Дырченко.
Одному из авторов книги пришлось непосредственно руководить работами по переоборудованию залов ?? 101, 102, 104, 105, помещений МИК и монтажом и вводом в эксплуатацию наземного технологического оборудования непосредственно с апреля 1997 г. Необходимо заметить, что эти работы проводились в период интенсивных работ по подготовке и испытаниям космических средств на ТП 11П592, но это ни как не отразилось на сроках и качестве работы расчетов подготовки наземного оборудования и бортовых систем космических средств.
Большинство сотрудников с пониманием относились к ответственным работам по реконструкции залов и пультовых в сооружениях пл. ? 254, так как в памяти многих еще были свежи воспоминания о напряженных днях работы по подготовке уникального творения научной мысли советских ученых - МТКС 'Буран', когда приходилось не считаться со временем на отдых. Но это было уже позади, и предстоял большой объем работ по созданию и вводу в эксплуатацию новых рабочих мест проведения испытаний космических средств для выполнения программ пилотируемой тематике.
Все старались работать с полной отдачей и с высоким качеством. Постепенно залы и помещения обретали новый вид. Порой что-то не получалось сразу, но опыт многих специалистов помогал справляться и с этими проблемами.
Конечно, большинство руководителей с пониманием относились к предложениям, которые предлагались специалистами по улучшению и оптимизации процесса испытаний космических средств. Но были и такие 'созидатели' (к сожалению, некоторые из них и сейчас 'у руля'), кто действовал по принципу одного из литературных героев - 'как бы чего не вышло'. Эти действовали всегда в беспроигрышном варианте в отличие от тех, кто истинно болел за дело и стремился внести в процесс подготовки и испытаний космических средств новое и прогрессивное, что способствовало бы повышению качества испытаний, и верил в успех дела. В отличие от первых, они просто боялись всего нового и не верили в успех, постоянно одергивали и предупреждали, что все делается не так и не лучшим образом. И если действительно, успех, то все забывали про неверие таких 'созидателей', но если случался хотя бы малейший 'прокол', то здесь они всегда на 'коне'. Ведь они 'предупреждали, говорили' и т.п. Тут же с огромным упоением начинают создавать комиссии по расследованию и, стремясь обозначить свою значимость, всегда работают в них. Но так как в технической стороне дела эти горе - перестраховщики в отдельных моментах не разбирались, то основное усилие они направляли против новаторов, активных разработчиков нового, которые были способны принимать самостоятельно правильные решения. Что порой удивляло, так это не желание выслушать доводы и постоянное 'Что меня учите, я все знаю'. А как проводили и проводят совещания эти перестраховщики можно выразить в одной фразе: 'может говорить с утра до вечера, а слушать : нечего'. И у такого руководителя всегда, как только вставал вопрос об ответственности, то выяснялось, что не хватает полномочий. Практика доказала, что такой тип руководителя страдает чрезмерным зазнайством, переоценкой своих знаний и способностей, а на деле их не оправдывает. Болезненно самолюбив, отчего часто злобен.
Работа по большинству вопросов из-за таких руководителей 'стопорилась', и делу часто грозил крах, срыв сроков, так как такой руководитель не мог своевременно оперативно решить назревшие вопросы, а порой - с трудом найти на своем столе нужную бумагу среди вороха других бумаг, в его рабочих записях путаница и беспорядок. Да и сам стиль работы его способствовал и способствует тому, чтобы в большинстве решаемых вопросов их решение тормозилось, так как руководитель хватается то за одно, то за другое и ничего толком не доводит до конца, постоянно опаздывает и вечно не готов к совещаниям, если документы неделями пылятся у руководителя не подписанными, а он понятия не имеет о приоритетах, работает в условиях постоянной неразберихи. Порой уходило значительное время на коррекцию в 'местах расположения запятых', а не решение вопроса по своей сути путем снятия телефонной трубки и переговоров с тем или иным руководителем.
Порой руководители такого типа просто измывались над новаторами и были очень злопамятны по отношению к тем специалистам, кто действовал самостоятельно, без подсказок. Именно эти горе - начальники мешали в карьере и росте тем, кто грамотнее, компетентнее и эрудированнее, чем они. И горе тем, кто хоть когда-то выступал против них, унизить и оплевать такого 'беспроигрышным' доставляло особое удовольствие. Конкурентов эти горе-руководители просто убирали с дороги.
Так вынуждены были уйти из коллектива Центра 12Ц перспективные, грамотные руководители такие, как С.С. Пронкевич, И.А. Лобов. Такому типу руководителя трудно понять, что талантливый профессионализм не склонен бороться за начальственные кресла - ему не позволяет гордость, он ждет, когда его заметят (но в этой ситуации - кто?). Кроме того, он не страдает комплексом неполноценности, а удовлетворение находит в творческих поисках на занимаемой должности, ведь любая должность дает простор для творчества. Зато такую посредственность толкает вверх комплекс неполноценности, ей очень хочется всем показать, что, дескать, 'Вы все меня дураком считали, а Я вот как высоко забрался! '. И как не странно, считая себя гениальными и незаменимыми, эти 'специалисты' порой добиваются по служебной лестнице значительных высот, оставляя после себя некомпетентных руководителей не способных разбираться в тонкостях и особенностях построения бортовой аппаратуры, подготовки оборудования ТП и испытаний космических средств, а также своевременно принимать правильные решения при возникновении нестандартных ситуаций. Ну и, само собой, такие алчные людишки лезут вверх, чтобы удовлетворить свои мечтания о материальных благах себе и своим родственникам. И в угоду горе-руководителям уже создан тип начальника - посредственности, который не способен четко планировать на перспективу работу возглавляемого коллектива сотрудников, а живет только по указке сверху, ни о чем не думая и ни чего не предлагая. Хотя давно известно, что посредственность, особенно среди руководителей, вредна и опасна. Ибо такой руководитель будет всегда стремиться подбирать и расставлять кадры не по таланту и знаниям, а по личной преданности и безропотности, исполнять любые (порой даже абсурдные) указания. Вот почему в последнее время подбор и расстановка кадров стала проводиться по принципу личной преданности и покорности, а не по профессиональным качествам. А это привело к сложившейся ситуация, когда запуганный подчиненный-маленький начальник у самодура - большого начальника вынужден подавить в себе любую инициативу (хотя ее у него чаще всего и нет, таких подбирают и ставят на должность) и работать только 'от' и 'до', делать только то, что укажет 'большой начальник'. Это, кстати, отдельных начальников, которые боятся принимать самостоятельные решения даже по незначительным вопросам, входящим в их компетенцию, вполне устраивает. Для такого типа руководителя доставляет удовольствие шаркание подчиненных, подобострастие в их глазах и их поступках.
За время службы на космодроме Байконур одному из авторов повезло, что наставниками, руководителями у него были специалисты с большой буквы, на которых постоянно хотелось равняться и впитывать как губка все положительное, что было у них: знание, подход к делу, умение работать с людьми. Среди них хотелось бы в первую очередь назвать А.А. Шумилина, Е.А. Черного, Р.Т. Крутова, Ю.М. Алиева, Л.В. Дронникова, А.В. Ларкина, Д.А. Меркулова, А.Н. Чемакина. Они всегда учили подчиненных способности принимать своевременно решения и не бояться ответственности. И всегда ценили в подчиненных ум, знания и способность принимать самостоятельные решения, чего не скажешь о начальнике, с которым пришлось работать в последнее время в КИЦ-ТК.
Порой становится очень обидно, что из-за боязни потерять 'кресло' есть еще начальники, которые способны оклеветать любого, тем самым поставить заслон с помощью верхних руководителей грамотным специалистам, способным руководить большими коллективами и обладающих хорошими организаторскими способностями (что подтверждено практикой). Одному из авторов книги пришлось испытать это на собственном опыте. В такой ситуации чувствуешь себя потерянным, так как даже те, кто был вроде бы рядом, сразу же быстро понимают - кому надо 'служить', а кого можно и предать. Но, пусть это останется на совести всех кто так поступает, бог им судья. Что говорят эти людишки, оставшись наедине со своей совестью?
Такое отступление сделано специально и преследует две цели: первая, чтобы многие сразу узнали, о ком здесь шла речь, а вторая - чтобы те, кто стремится к руководству, никогда не брали за основу стиль этого типа 'руководителя'.
Но теперь и о хорошем:.
Необходимо отметить, что испытания космических средств на космодроме Байконур в середине 1990-х годов проходили в сложных условиях из-за сбоев в подаче электрической энергии, как на технические позиции космодрома, так и в целом для обеспечения нужд города. Поэтому в любой момент испытаний можно было ожидать отключения напряжения (так оно и было не раз) с борта космических средств и наземного испытательного оборудования, а затем приводить системы в исходное состояние и начинать все сначала:
От расчетов подготовки и проведения испытаний в таких условиях особо требовалось проявлять предельное внимание и собранность, для того, чтобы своевременно провести работы по проведению бортовой аппаратуры и наземного технологического оборудования в исходное состояние не допустив ошибок и обеспечить полную и качественною проверку бортовых систем. Все лишения и трудности, которые выпали на долю испытателей космодрома в период подготовки космических средств по программе ОК 'Мир', были ими успешно преодолены.
Весомый вклад в процесс создания, становления структурных подразделений Центра 12Ц, качественного обеспечения и проведения испытаний бортовых систем космических аппаратов, предназначенных как для ОК 'Мир' в период его функционирования внесли сотрудники испытательных отделов и служб НТЦ 12Ц: В.И. Варламов, Е.Б. Вассараудзе, Р.З. Шафигуллин, В.А. Пономарев, В.Б. Столяров, А.П. Федюнин, Ю.П. Муравьев, О.В. Сергеев, Г.И. Булдаков, В.А. Попов, А.Н. Новиков, А.В. Козловцев, В.В. Пажин, М.А. Рогов, Р.А. Шарафутдинов, В.А. Меньшиков, И.И. Манузин, А.Б. Лохмачев, Н.И. Герус, А.С. Прохоров, А.И. Алешко, Н.И. Анюков, И.А. Анюкова, А.К. Сиротин, Л.В. Сутырина, Г.Д. Рыжкова, Ю.Г. Романов, Б.В. Дырченко, В.Н. Сидоров, Н.Д. Воеводина, Э.Ю. Иванов, Е.Д. Шляхов, А.И. Акимов, В.Г. Юмашев, А.Г. Суслин, Е.И. Тындык, А.Д. Пархоменко, М.А. Васютенков, Ф.Е. Ухтин, А.Н. Зудочкин, В.В. Кашин, А.В. Бороздин, А.А. Челноков, С.В. Голов, В.Н. Шутько, В.П. Пацейко, С.П. Пацейко, А.Н. Тураев, О.А. Тураев, В.П. Шевченко, О.В. Редькин, С.В. Беляев, А.Н. Горбацевич, А.В. Жуков, А.Ф. Яшин, В.М. Васильев, С.К. Турлапов, Г.П. Козловцева, Р.М. Келлер, А.Г. Трубихин, В.К. Качарьян, В.Ф. Кондрашов, Г.В. Шваков, А.В. Кондрашов, В.Ф. Бадаев, А.М. Рощин, А.В. Иванов, Ю.М. Алексахин, В.М. Павлюсь, В.Н. Сыромятников, О.Е. Сухова, В.И. Шпидлер, Л.Д. Павленко, Л.И. Костюк, Ю.Н. Бардаков, Т.Д. Егорова, Т.С. Герасимова, Л.Д. Рубцова.
Слаженность и четкость в работе при обеспечении работ по программе ОК 'Мир' проявляли специалисты вспомогательных подразделений, которыми в разные периоды времени руководили Е.И. Ковтуненко, Н.Н. Стрекалов, А.М. Хабаров, Ю.М. Гавриленко, А.Г. Балакин, Б.В. Хоценко, Г.Р. Стрекалов, А.Л. Верещак, А.В. Юрьев, А.В. Иванов, Г.В. Мишин, А.Н. Товпыга, А.С. Степанов, О.П. Шавырин, Р.Н. Курбеев, Н.Ф. Ефременко, Г.Ф. Литвинюк.
Следует заметить, что мы в основном остановились на этапах подготовки КА на ТК, а ведь еще в подготовке и обеспечении выполнения программы ОК 'Мир' участвовали сотни высококлассных специалистов от Сборочно-испытательного комплекса (СБИК) завода 'Прогресс' г. Самара, руководитель - Г.Я. Сонис, Центра эксплуатации и испытаний конструкторского бюро транспортного химического машиностроения (ЦЭИ КБ ТХМ) на космодроме Байконур, руководитель - В.В. Ткаченко, Центра испытаний ?1 на космодроме Байконур конструкторского бюро общего машиностроения имени В.П. Бармина (ЦИ КБ ОМ), руководитель представительства КБ ОМ на космодроме Байконур - С.А. Карасев, Центра эксплуатации и испытаний на космодроме Байконур Федерального государственного унитарного предприятия (ЦЭИ ФГУП) 'Отдельное конструкторское бюро (ОКБ) 'Вымпел', руководитель - В.М. Григорьев и
Федерального космического Центра космодрома Байконур (руководитель - Е.М. Кушнир). Специалисты этих организаций внесли весомый вклад в обеспечение процесса эксплуатации ОК 'Мир'. Мы уверены, что и о них будут написаны воспоминания.

Далее:

Далее все ценовые показатели приводятся в долларах США.