Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/spacecrash/text/08.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:06:15 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:40:22 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: sojourner

I. КАК ОНО БЫЛО...

108 минут истории

Все последующие дни Главный конструктор был мрачен и сосредоточен. Временами нервозность вырывалась наружу, он становился вспыльчивым, придирчивым, случалось повышал голос, виновным угрожал увольнением. В гневе он был страшен, но быстро отходил, мог продолжать разговор так, будто ничего не произошло. Ночь на 12 апреля Королев провел без сна. В третьем часу зашел посмотреть на спящих Гагарина и Титова, звонил на "площадку", мерил шагами половицы в своем домике неподалеку от монтажно-испытательного корпуса Площадки ? 2 ("Двойка" - так ее называли).
Утром началась заправка ракеты. Цистерны позвякивали железом. Динамик громкой связи издавал хриплые звуки. Шум насосов напоминал стоны кита, застрявшего в иле. На металлических фермах на разных ярусах суетились стартовики. Руководивший заправкой офицер рассекал воздух ладонью с яростью грешника, отбивающегося от полчища инаковерных. Королев улыбнулся, наблюдая эту картину.
В 7.10 по УКВ начались переговоры с космонавтом через радиостанцию с позывным "Заря-1". Полная стенограмма переговоров с привязкой к часам и минутам, сделанная на основании прослушивания пленок и личных докладов представителей, находившихся на пунктах управления полетом (на Байконуре, в Колпашево, в Елизово, в Хабаровске и в Москве), предназначалась лишь для служебного пользования. Заканчивается она такой записью:

"10.18 "Весна" (представитель НИИ-Н-МО капитан В.И.Хорошилов): майор Гагарин, Ваш полет идет нормально - (ответа не последовало)".

История хранит еще один любопытный документ - "Запись, произведенная космонавтом на бортовом магнитофоне ЗБ-24 ? 008 в полете корабля "Восток" 12 апреля 1961 г." Она-то и начинается со знаменитого гагаринского "Поехали!"
13 апреля в городе Куйбышеве, куда прибыли члены Государственной комиссии, состоялось заседание по итогам космического полета. В центре внимания был Гагарин. Он подробно доложил о всех этапах своего рейса. Доклад стенографировался. Это стенограмма до недавнего времени тоже имела гриф "Сов.секретно", экземпляр ? 1.
Такой же гриф стоял и на 10 страницах приложения к докладу - вопросы к космонавту и его ответы на них. Оба эти документа Главный маршал авиации К.А.Вершинин представил в ЦК КПСС 19 апреля 1961 года с короткой препроводительной запиской. Здесь имеется такая пометка: "Тов. Хрущеву доложено 21.04.61. Шуйский".
Однако эти уникальнейшие свидетельства истории примечательны иным. Надо знать Гагарина, его волевой характер, его отношение к порученному, чтобы со всей глубиной понять, сколь ответственно он подошел к выполнению задания, к осмыслению происшедшего, его умение оценивать ситуацию в самых ее мелочах и принимать верные решения. Он скажет на Госкомиссии: "Тяжело, но терпеть можно". А скрыто за этой короткой фразой вот что.
Гагарина усадили в корабль. Когда закрывали люк, обнаружилось, что нет сигнала, подтверждающего герметичность. Ведущий конструктор по "Востоку" О.Г.Ивановский и боевой расчет в считанные минуты устранили неисправность. Гагарин знал о случившемся, но это не повлияло на его готовность к старту.

Человек вернулся из космоса

Человек вернулся из космоса

Потом были пуск, выведение, последовательное включение ступеней ракеты-носителя, вибрации, перегрузки, невесомость, сам полет и, наконец, спуск с орбиты. Вот здесь я хочу привести дословно ощущение космонавта.

"... Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в ТДУ и в системе ориентации. Оно стало резко падать... Я почувствовал, как заработала ТДУ. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум... Перегрузка нарастала... Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль... Корабль начал вращаться... с очень большой скоростью... Скорость вращения была градусов около 30 в секунду... Получился "кордебалет": голова - ноги, голова - ноги с очень большой скоростью вращения... Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я подставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я знал, что по расчету это должно произойти через 10-12 сек. после включения ТДУ... По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "спуск 1" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" не загорается. Разделение не происходит... "Кордебалет" продолжается. Я решил, что тут не все в порядке... Прикинул, что все-таки сяду... до Дальнего Востока где-нибудь сяду... Ключом я передал "ВН" - все нормально.
... Начинается замедленное вращение корабля, причем по всем трем осям. Корабль начал колебаться примерно на 90њ вправо и влево... Ощутил колебания корабля и горение обмазки... Чувствовалось, что температура была высокая... Затем начался плавный рост перегрузки... По моим ощущениям, перегрузка была за 10 ж... В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место..."

И еще одно откровение. Из сообщения ТАСС следовало, что космонавт приземлился вместе с кораблем. Эта версия обрела силу правды, а истина многие годы скрывалась. Почему? Не знаю. Посадку вне корабля предусматривала программа полета. И это вовсе не снижало героизм космонавта и величие (так скажем) конструкторской мысли. Американцы смогли повторить орбитальный полет лишь 20 февраля 1962 года. Дж.Гленн приводнился в океане, что, кстати, технически много проще. Для Гагарина катапультирование и спуск на парашюте были еще одним испытанием воли и мужества. Он его выдержал.
В то время, когда пошла команда на спуск, Королев звонил по телефону с Байконура в Пицунду, где находился Хрущев. Слышимость была плохая: Королев прижимал трубку и кричал: "Парашют раскрылся, идет на приземление! Корабль, кажется, в порядке!"
Хрущев кричал в ответ: "Жив? Подает сигналы? Жив? Жив?"

Схема

Схема "Востока" с катапультой. Так Гагарин покидал свой корабль

Задумавший и осуществивший... Юрий Гагарин и Сергей Павлович Королев

Задумавший и осуществивший... Юрий Гагарин и Сергей Павлович Королев

А вот, что происходило на этом этапе полета:

"...Жду катапультирования. В это время приблизительно на высоте 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка ? 1. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю: не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался... Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют... Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца..."

Я привел содержание документов с некоторыми сокращениями.
И последнее. Что бы ни говорилось о гагаринском полете, тогда, в апреле 1961-го свершилось выдающееся событие в жизни нашей страны. Впрочем, не только нашей. Без преувеличения можно сказать: в истории всей человеческой цивилизации. Подвиг Гагарина, как и подвиг тех, кто создал ракету и космический корабль, можно изложить двумя-тремя фразами. Это был истинный триумф науки и труда. А само событие, которое многие сочли тогда "Русским чудом", - воплощением вековой мечты человечества.
История не терпит случайностей. Для событий всемирного значения она точно выбирает и место действия, и время, и главных героев свершения. И еще: суд людей призрачен, суд истории вечен. А потому свеча не погаснет.
... Я знал Гагарина. Более того - мы дружили. Признаюсь: он был единственным, кому я завидовал и не стыдился этого. Завидовал не славе его, не наградам, не вселенской популярности, не карьере, а только одному - он полетел, а мне не довелось, хотя и стремился к этому. И не ради славы - просто интересно. Наверное, я не одинок в этой "белой" зависти. Да и сам Юра понимал это состояние: "Во все времена и эпохи для людей было вечным счастьем участвовать в новых открытиях". Вещие слова.

Гражданин Вселенной

Гражданин Вселенной

Далее...

Тормозная двигательная установка - М.Р.