Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/spaceage/text/22.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:05:25 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 19:57:57 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 106
Проблемы образования

IV. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПРОГРЕСС

Проблемы образования

Бисплингхофф Р. Л. (Raymond L. Bisplnghoff)

В современном образовании существует тенденция, которая особенно заметна и заслуживает подробнейшего рассмотрения, поскольку к 2001 г. она может вызвать большие трудности. Это тенденция к дальнейшей специализации.
Тот факт, что объем регистрируемых знаний растет, в то время как скорость, с которой эти знания поглощаются и обогащаются одним человеком, остается постоянной, ведет к дальнейшей специализации и дроблению образования. Чем больше объем знаний, тем больше потребность в специализации для поглощения этих знаний и создания новых. Каждый исследователь стремится сконцентрировать свою энергию на все более узких участках знания. Симбиоз между знаниями и специализацией влияет не только на образование, но и на структуру профессий и в сущности на само понятие профессии. Рост знаний, особенно в развивающихся областях науки и техники, происходит по закону геометрической прогрессии. По такому же закону размножается живой организм, не встречающий искусственных препятствий. Не так давно были оглашены подсчеты, согласно которым объем журнала "Physical Review" в течение последующих 100 лет достигнет размеров земного шара, если он будет расти теми же темпами, что и в период 1945 - 1960 гг.
Если бы единственной целью системы образования было создание новых специализированных знаний, то ее достижение не представляло бы трудностей. Но стремление к поиску новых знаний и обусловленная этим фрагментация учебного процесса оказывают влияние на другие цели образования. В первую очередь это приводит К соответствующему дроблению преподавательской деятельности и сокращению возможностей применения образования для общественных нужд.
На одной из своих лекций в Гарварде в 1925 г. Уайтхед, констатируя даже сравнительно невысокую степень специализации своего времени, заметил следующее: "Это положение чревато опасностями. Оно порождает умы, которые привыкают узко мыслить. В каждой профессии происходит прогресс, но это прогресс в пределах борозды. Узко мыслить - это значит изучать данный набор абстракций. Борозда не позволяет уклоняться в сторону, а абстракция отвлекает от многих вещей, на которые перестают обращать внимание. Но нет такой борозды абстракций, которая позволила бы понять человеческую жизнь. Таким образом, в современном мире безбрачие средневекового класса ученых обернулось безбрачием интеллекта, который лишен возможности конкретного изучения совершенных фактов". И далее: "Короче говоря, специализированные функции общества выполняются лучше и смелее, но обобщенное руководство лишено перспективы. Прогресс в деталях лишь усиливает опасности, порожденные слабостью координации".
Существует поразительное непонимание процессов научного и технического прогресса, происходящего в нашем обществе. Часто прогресс считается упорядоченным процессом, в ходе которого сначала закладывается теоретический фундамент, затем следует экспериментальная проверка и наконец применение. На самом деле этот процесс не так прост и упорядочен. В действительности существует динамическая и часто случайная взаимосвязь между наукой, техникой и общественными потребностями. Каждый компонент важен для прогресса. Нехватка одного из них приводит к застою в других. Общественные потребности часто становятся предпосылками для интенсивного развития новой техники, равно как и соответствующих теоретических концепций. В истории науки и техники есть немало тому примеров. Большинство открытий, прославивших Пастера, было вызвано социальными нуждами современного ему общества.
Меня поражает роль отдельных личностей в истории науки и техники, которые связывали науку и технику с социальными нуждами. Я считаю, что это был подлинный профессионализм, так как подлинный профессионализм включает не только объем знаний в области науки и техники, но и социальные аспекты. В этом смысле и медицинская и инженерная профессии схожи. Основой обеих профессий является наука. И та и другая существуют, чтобы связать принципы научных основ с потребностями общества. Одна применяет эти принципы для лечения больных, а другая для проектирования конструкций или машин, которые необходимы обществу. Обе профессии служат не абстрактной цели открытия новых знаний ради них самих, а для решения проблем общества.
Дух слияния цели с общественной потребностью хорошо выражен в следующем высказывании Ортега-и-Гассет: "Жить надо не ради интеллекта, науки, культуры, а напротив: интеллект, наука, культура не имеют другого назначения, чем то, которое им предписано как орудиям жизни. Поверить в первое значит впасть в интеллектуализированное заблуждение, которое не раз в истории приводило к гибели интеллекта". Не являются ли эти слова своевременными в настоящее время, не отходит ли образование в области науки и техники от тесного союза науки и ремесла периода Ренессанса, не настало ли время возрождения гуманизма и духа синтеза в образовании, особенно в области науки и техники?
Существует самоограничивающая и парадоксальная сторона специализации. Образование и опыт в узко специализированной области ведут к появлению специалиста, который может добиться небольших успехов, но не может подчинить своему искусству целое новое направление. Хотя специалист - это наша верная надежда прогресса в области знаний, мы не должны забывать, что творческое начало редко стимулируется узостью. Можно привести немало примеров того, как существенный прогресс в данной области был стимулирован за пределами этой области. Недавно проведенные научными журналами обследования показали, что публикуемые работы читаются несколькими десятками специалистов. Такой журнал, как "Scientific American", хотя и предназначался не для ученых, стал теперь почти обязательной литературой для специалистов в области науки и техники для расширения их кругозора.
Я сомневаюсь, что ответом на дальнейшую специализацию профессий будет образование широкого профиля. Скорее ответ следует искать в растущем понимании специалистами своей связи с другими специалистами и общественными целями, которым они служат. Мы не можем отказаться от специализации. Без нее невозможно уверенное и размеренное движение к дальним границам знаний. Но к 2001 г. дробление образования и профессий будет огромным. В то же время в результате именно этой специализации человек 2001 г. будет обладать такой техникой, которая позволит ему стать поистине архитектором окружающего мира. Но хватит ли у него мудрости для коллективного использования этой техники как "орудия жизни"? То, что мы имеем на сегодня, не слишком обнадеживает. Человек производит прекрасную бумагу, но при этом отравляет реки, он побивает рекорды в производстве стали и топлива, но заражает атмосферу, он упорно и успешно работает над отдельными компонентами транспортной системы, но забрасывает другие, он создает новые машины войны, но не находит мирного решения международных разногласий. Короче говоря, он совершает чудеса в разработке и применении отдельных видов техники, но в то же время лишь смутно осознает последствия своей работы. Каким образом распространить специализированное знание, чтобы каждый специалист мог получить картину взаимосвязанного целого? Пока еще не изобретены средства эффективного осуществления этой задачи, их изобретение является величайшей целью, стоящей перед образованием.