Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astronaut.ru/bookcase/books/sharp01/text/08.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:03:56 2013 Дата индексирования: Sun Apr 10 10:16:26 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п |
ГЛАВА II Осторожно: космос!
Ускорение
При космическом полете влияние ускорения наблюдается, прежде всего, при старте, когда корабль быстро набирает скорость. В этот период, длящийся около 5 мин, на космонавта действует ускорение, величина которого изменяется от 1 до 7 g. Другими словами, вес космонавта во время запуска корабля как бы увеличивается в семь раз. Описывая влияние ускорения на организм человека, целесообразно пользоваться системой координат, достаточно понятной и инженерам и медикам. На приведенном здесь рисунке схематически представлен широко распространенный метод обозначения направлений действия ускорений. Он основан на определении направления ускорения инерционных сил. Здесь же представлен и другой, может быть, менее точный, но более наглядный метод обозначения направлений действия перегрузок по смещению внутренних органов или положения глазного яблока. Пользуясь приведенной терминологией, можно сказать, что при максимальном ускорении во время запуска космического корабля на космонавта действуют перегрузки 7 +gx, или 7 g - вдавливание глазного яблока (обозначения по первому и второму методам соответственно).
Рис. 6. Ускорения, которые может преодолеть человек, двигая головой и конечностями.
а - поднять и опустить кисть руки; б - поднять и опустить предплечье; в - поднять и опустить всю руку; г - наклонить голову вперед и откинуть назад; д - передвинуть голень со ступней; е - поднять и опустить голень со ступней; ж - поднять и опустить всю ногу
Рис. 7. На первых пилотируемых космических кораблях серии 'Меркурий' использовали особые противоперегрузочные кресла, отлитые по индивидуальным для каждого космонавта моделям. Когда космонавт занимает в таком кресле показанное на фотографии положение, мозг в достаточной степени снабжается кровью и при ускорении до 10 g, а при кратковременных перегрузках - даже до 25 g
Рис. 8, 9. Кресла на космических кораблях 'Аполлон' сконструированы так, чтобы тело космонавта могло занять самое удобное положение, позволяющее выдерживать ускорение
Рис. 10. Будущие космические скафандры, возможно, будут обеспечивать защиту космонавта благодаря жестким сегментам, расположенным со стороны спины и на коленях. С помощью выступов на спине скафандр будет крепиться к креслу и таким образом фиксировать положение космонавта на время действия перегрузок
Рис. 11. Действие ускорений на тело можно уменьшить с помощью обжимающего тело компенсационного костюма