Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/salah07/text/09.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:03:06 2013
Дата индексирования: Sun Apr 10 10:11:40 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Философия космизма
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА
 
К.Э. Циолковский был чрезвычайно противоречив, поэтому 'выстроить' его суждения в какую-то стройную систему не представляется возможным, Он, например, одновременно верил в Бога, представлял себя атеистом и разработал собственную философию - религию. Ее появление было обусловлено трагическими причинами. В 1902 г. покончил жизнь самоубийством его сын Игнатий, которому было всего 19 лет. И без того слабое душевное здоровье К.Э. Циолковского (напомним, что он в молодости получил сильное нервное расстройство) оказалось на грани краха. Его угнетала мысль о том, что его родной сын окажется за этот свой поступок в аду, и вот для того, чтобы как-то пережить эту трагедию, он стал сам себе придумывать очередную сказку о жизни после смерти, фантазию, которая предполагала счастье всем ушедшим в мир иной.
Эту работу он начал 8 января 1903г. и довольно быстро ее завершил рукописью статьи [44], но особенно интенсивно стал пропагандировать ее результаты после того, как в 1923г. покончил счеты с жизнью и второй его сын - двадцативосьмилетний Алексей. К.Э. Циолковский издавал за свой счет многочисленные брошюры с ее изложением, вел активную переписку со своими читателями.
Прежде, чем изложить ее сущность, обратимся к его работе 'Горе и Гений', опубликованной в 1916 г., в которой он отразил свои взгляды на идеальное общественное устройство.
По его мнению, одна из главных целей развития общества должна состоять в разведении более совершенных пород людей, т.е. гениев, на которых, по его убеждению, общество и держится. Для ее реализации необходимо, чтобы каждый населенный пункт выделил несколько самых лучших и талантливых представителей для проживания в специальных общественных домах. Здесь все эти представители живут в условиях 'абсолютизма' и безоговорочно подчиняются самым-самым замечательным 'особям' - председателям. Все в домах этих общее, труд легок и необременителен. Молодежь сохраняет целомудрие, поскольку оно, в свою очередь, сохраняет умственные силы, бодрость и здоровье. Председатель дома решает вопрос о возможности молодым людям вступать в брак. Если они плохие, то он может им это и не позволить, в крайнем случае, позволит, но без деторождения. 'Не одобренное деторождение - ужасное преступление против людей'.
Каждый вступивший в брак имеет тем меньше детей, чем общественная его оценка ниже. Иногда после нескольких рождений дальнейшее размножение воспрещается, хотя брачные отношения могут продолжаться. Вопрос о разводе тоже решает председатель.
Обитатели этого дома изучают друг друга и самых лучших своих представителей делегируют в вышестоящий дом, где в результате соберутся еще более совершенные 'особи'. Их образ жизни будет таким же, и они тоже направят своих самых совершенных представителей в вышестоящий дом, и так до бесконечности, поскольку во Вселенной, как считал К.Э. Циолковский, существует огромное количество подобных обществ, так что имеются председатели планет, солнечных систем, эфирных островов и т.д., и т.п., и где-то скрывается самый главный председатель. Все эти председатели - это и есть боги [25, с.340]. Традиционного в понятиях христианства или иной религии бога нет, учение евреев и христиан '...представляет только смутные намеки на истину со множеством вредных заблуждений, нелепых басен и суеверий' [25, с.336]. 'НетХриста, а есть гениальный человек, великий учитель человечества' [25 ,с.341].
На Земле, однако, своя специфика жизни. Неподходящих членов общество из своих домов исключает и отправляет туда, откуда они пришли, или их оставляют без потомства. 'Брак' должен ссылаться на освоение иных планет.
С течением времени количество людей, проживающих в этих домах, будет увеличиваться, а живущих в обычных 'индивидуальных' условиях -уменьшаться. И вот в один прекрасный день все будут жить только в этих домах, и все человечество будет состоять из специально выведенных гениев.
Однако все эти боги - председатели не единственные. Кроме них имеется еще один бог - это вся Вселенная. 'Она всем распоряжается и определяет судьбу всего, что в ней находится' [25, с.339]. Человек и все, что вокруг него и за пределами Земли и Солнечной системы, - все это существует потому, что порождено Вселенной, и оно все такое, каким его обусловила Вселенная. Никто не может ничего сделать вне рамок данных ею ее законов, а значит, она посредством их диктует всему живому и неживому в ней все. Он писал: 'Итак, все порождено Вселенной. Она - начало всех вещей, от нее все и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной'.
Словом, Бога нет, но высшая воля осталась, но обусловлена она теперь председателями и законами Вселенной. Оставался пустяк: нужно было заменить загробную жизнь с тем, чтобы обеспечить своим сыновьям в ней по возможности больший комфорт. Сделал он это довольно просто. Он объявил, что обыкновенный атом, может ощущать. Ощущение - это восприятие чувств: приятного или неприятного, радости, горя, тревоги, спокойствия и пр. Такой атом 'есть основной простейший гражданин Вселенной' [25, с.325], он 'есть особь (индивид, примитивное Я )' [25, с.320]. Ощущение, поскольку оно есть свойство всех атомов, принадлежит организованной и неорганизованной материи, но сила и качество ощущения зависит от той обстановки, которая атом окружает. Если он находится в человеке, то и ощущения его сложны и сильны, у животных они проще и слабее и почти незаметны у растений и бактерий. В неорганической природе это ощущение так мало, так незаметно, что 'носит название небытия, смерти, покоя', причем только название, поскольку - все живо. Когда атом случайно попадает в мозг человека, то ощущает, как человек, когда попадает в мозг коровы, то и 'думает по коровьему'. Каждое животное составлено из множества атомов. И все они ощущают каждый отдельно, как граждане государства и в то же время они проникаются и общими ощущениями. Ощущения клеток ногтя, волос, жира и пр. весьма незначительны, погружены 'почти в нирвану', как камни, воздух и вода Тело человека или животного - это всего лишь общежитие таких атомов, причем временное. Они постоянно приходят и уходят из тела, так что оно обновляется каждые 2 - 3 месяца. После смерти человека, его атомы разлетаются по Вселенной и блуждают в ней, пока не вселятся в органическое или неорганическое вещество.
Поскольку атомы, попав в неживое вещество, оказываются в нирване, время для них пролетает незаметно. Ощущения появляются тогда, когда атом попадет в живое существо, причем в его мозг. Но поскольку этот атом ощущает так же, как и это существо, то новая его жизнь будет счастливой, если это существо счастливо, и несчастной, если несчастно и оно. Человек, понимая все это, должен еще при жизни позаботиться о том, чтобы его новая жизнь была счастливой. С этой целью он должен уничтожить на Земле и в космосе всю худшую жизнь: '...например, насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т.п.'. Далее: 'Не должно быть в мире несознательных животных, но и их нужно не убивать, а изоляциею полов или другими безболезненными способами останавливать их размножение. Сейчас жители северных стран не могут обойтись без домашних животных, но со временем, когда каждый получит право на 4 десятины земли в теплом климате, не только дикие, но домашние животные окажутся излишними' [25. c.323].
Автор работы [27], появившейся после нашего интервью [52], считает, что: 'С точки зрения нынешней морали, эти предложения сомнительны'. И не более того. Мы же считаем, что это гнусность, не достойная порядочного человека. Далее этот автор пишет: 'Одна из главных его (т.е. К.Э. Циолковского - Г.С.) тем - на Земле нет избранной расы, в будущем возникнет единое человечество, которое устремиться к далеким мирам'.
И с этим трудно согласиться на фоне таких высказываний К.Э. Циолковского: 'Я человек и могу быть только человеком. Но и это не всякому понравится. Я не желаю жить жизнью низших рас. Жизнью негра или индейца. Стало быть, выгоды любого атома, хотя бы атома папуаса, требует погасания также и низших рас человечества' [45, л.85; 25, с.82].
Стремясь скрыть это обстоятельство, автор работы [27] пишет, что низшими расами К.Э. Циолковский называл не людей, а животных. Однако, как это следует из приведенного текста, он относил это к людям и, кстати, только к ним.
В качестве первоочередных задач на этом пути К.Э. Циолковский считал необходимым увеличить население Земли. 'Только тогда, когда оно возрастет в 500 - 1000 раз, человек будет в силах успешно бороться против размножения несовершенных людей и животных'.
Оставшихся в живых, как он считал, необходимо усовершенствовать, 'так как и самые лучшие из них далеки от идеала: неразумны, недолголетни, болезненны, подвержены страданиям и т.д.'. Усовершенствование это должно осуществляться, как уже отмечалось, в специальных домах в активно-принудительной форме, т.е. путем 'разумного и добровольного подбора' сначала из плохого 'материала' лучших особей для их размножения. Постепенно требования к 'материалу' будут все строже и строже, и дело дойдет до того, что будут требовать '... от особи тысячи лет жизни, красоты, высочайшего разума, ангельской добродетели и всемогущества. Все остальное будет браковаться. Далее избыток людей пойдет на заселение солнечной системы. Род гениальных людей должен '...продолжаться и улучшаться подходящими браками'.
Исходя из сценария множественности обитаемых планет, К.Э. Циолковский считал, что сознательные, разумные существа Вселенной живут и действуют именно по такой схеме, какую он разработал. Достигшие на некоторых планетах могущества и совершенства, эти разумные существа распространили этот свой образ жизни на всю Вселенную, '...уничтожив безболезненно слабые, уродливые и несовершенные зачатки жизни'.
Правда, некоторые планеты, как и Землю, 'они оставили в покое, т.е. предоставили их мукам агонии, ради подновления кое-где регрессирующих высших пород ... в ожидании хороших, необычных плодов в будущем'. Впрочем, '...не лучше ли бы было, если бы Земля прямо была заселена сознательными существами' [46, с.5] - видимо, он считал и нас, землян, низшей расой.
Господствующим во Вселенной будет '...наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией'/47. с.30] (его конструкция была описана выше - Г.С.). Это, видимо, силовые структуры или космические дружинники. В далеком будущем, человечество, по его мнению, перейдет в лучистую форму своего существования и станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Пока же человек '...мечтает не только завоевать свою солнечную систему, но и посетить иные. Цель - ликвидировать безболезненно все несовершенное (зачаточное) и заселить планеты своим совершенным поколением'/46, с.4].
По мнению К.Э. Циолковского: 'Смерть прекращает все страдания и дает, субъективно, немедленно счастье ... уходящего из жизни ожидает непрерывная радость' [25, с.284].
'Я хочу, - писал он, - привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома' [25, с.274].
Конечно, каждый вправе фантазировать, сколько ему заблагорассудится. Не следует лишать этого права и К.Э. Циолковского. Но вряд ли целесообразно возводить эти его фантазии в ранг 'научного космизма', который, как полагают некоторые его последователи, стал '...общественным достоянием всего человечества' [45, с.146]. (Поразительно, что авторы работы [9] не знают, что термин 'научный космизм К.Э. Циолковского' введен не автором этих строк, а их коллегами по Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, за который я их и критикую, а они, авторы, - меня. Складывается такое впечатление, что для ее членов является нормой незнание работ предшественников. Это они еще раз продемонстрировали не познакомившись с работой [45], да и с нашей работой [14], где на с.204 была приведена необходимая информация). Вся его философия (прогностика и атомистика) не имеют ничего общего с наукой.
В своей работе [14] мы стремились 'разоблачить' космическую философию, как антинаучную и антигуманную разновидность религии, откровенной мистики и мракобесия. Цитируя без ссылки это наше высказывание, В.В. Казютинский заявляет, что целью этой философской системы является спасение человечества, а потому она не является антигуманной. По его мнению, неприемлемы лишь способы воплощения [25, с.416]. Ему вторят и авторы [9], которые, видимо, под его диктовку пишут: '... он (т.е. автор этих строк - Г.С.) объявил старого ученого (забыли, видимо, добавить 'и больного') 'идеологом русского фашизма'. Но фашизм - это война, а Циолковский всю жизнь выступал против войны и категорически отказывался сделать что-нибудь в военных интересах; фашизм - это идеология 'избранного' народа, а Циолковский всегда рассматривал человечество как единое целое; фашизм - это насилие, Циолковский же в страшные 1930-е годы решительно осуждал насилие и насильников; фашизм - это подавление прав человека, Циолковский же неоднократно писал о необходимости соблюдения этих прав'. Самое любопытное тут состоит в том, что это высказывание появилось в ответ на наше интервью 'Огоньку' [48], в котором мы еще раз разоблачили К.Э. Циолковского как разработчика и страстного пропагандиста этой своей откровенно фашистской философии, точнее очередной фантазии. Основные черты фашизма наши оппоненты тут обозначили, и нам остается лишь напомнить насколько им соответствовали высказывания 'основоположника'. Итак, о войне. А что предлагал он, если не разновидность биологической войны против тех, кто ему не нравится? Что такое уничтожение целых народов (причем народов целых континентов таких, как Африка, Новая Зеландия и пр.) и отдельных людей разделением полов или другими безболезненными методами? Не соответствуют действительности, как это уже неоднократно было показано в настоящей работе, утверждения о том, что он отказывался сделать что-либо в военных целях: это он однажды по молодости сказал, а потом передумал. Что такое насилие и попрание прав человека, если не насильственное уничтожение целых рас, регулируемая председателями частная жизнь? Наконец, никогда он не рассматривал человечество как единое целое - он делил его по таланту, по национальностям, по здоровью и пр. Ни о каком человечестве он вообще не заботился. Он даже сожалел, что инопланетяне его не уничтожили. Торжество его философии привело бы к тому, что человечество и вообще все живое испарилось бы в космос через два - три месяца. В самом деле, все человечество можно разместить на территории Голландии. Если атомы - духи покинут тело, то они в другое уже никогда не вернутся по теории вероятности, поскольку вероятность такого возвращения составит отношение объема тела человечества к бесконечному объему Вселенной, т.е. нулю. Он вообще потерял человека. Он писал, например, что: 'Нами распоряжается, над нами господствует Космос. Абсолютной воли нет, мы - марионетки, механические куклы, автоматы, герои кино' [47, с.216]. Его атом -дух даже мыслить не умеет, что, впрочем, если судить по некоторым работам циолковедов, не столь уж и большая ошибка 'пророка' и в это легко поверить. Он был не только теоретиком фашизма, но еще и антихристом и непонятно почему молчит по этому вопросу русская православная церковь?
Действительно, надо все-таки в угаре циолколюбия знать меру. А то неизбежно появятся те (а уже появилась информация о том, что в Калуге уже появились), кто готов избавить от мучений низшие расы и прочий страдающий, по мнению 'мыслителя', люд, и кто поверил основоположнику в том, что смерть дает немедленное счастье. А противостоять им будет нелегко, поскольку книгу издала РАН при поддержке Российского фонда гуманитарных исследований. Вступительные статьи к ней написаны академиками В.Ф. Уткиным и В.С. Авдуевским, которым циолколюбы 'подсунули' их на подпись. В одной из них читаем: 'Его (т.е. Циолковского - Г.С.) философствование плодотворно, оно будоражит воображение, стимулируют обновление души и совершенствование духа' [25, с.6]. А в работе [24] ее автор писал о том, что работа К.Э.Циолковского [44] 'достойна того, чтобы по ней читали лекции и ее соотносили с сегодняшними заботами, которые несет человечество' [24,с.22].
Англичане говорят, что если птица похожа на утку, плавает, как утка, крякает, как утка, - значит это утка. А у нас говорят, что черного кобеля не отмоешь добела, так что может быть и стараться не стоит? Впрочем, прав был Г. Хозин, который процитировал В.В. Казютинского, который процитировал Н.А. Некрасова, который сказал: 'Бывали хуже времена, но не было подпей' [24,с. 14].

Далее...