Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/salah04/text/10.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:02:27 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:01:22 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п п р п р п п р п
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф.А. Цандер прожил короткую, небогатую внешними событиями, но яркую, полную творческого напряжения жизнь. Многие его идеи значительно опережали свое время и стали актуальными только сейчас, когда внутренняя логика развития космонавтики поставила на повестку дня вопрос об их практической реализации. Внимание современных специалистов привлекают идеи Ф.А. Цандера по гравитационному маневру космических аппаратов, по способу передвижения в космосе под воздействием сил давления солнечного света, по траекториям, представляющим собой эллипсы, касательные к лежащим в одной плоскости орбитам планет старта и цели, и т.д.
Разработанные Ф.А. Цандером методики расчета жидкостных ракетных двигателей стали отправным пунктом для их дальнейшего развития и последующего формирования теории двигателей. В разных странах в 50-60-е годы начались обширные исследования предложения Ф.А. Цандера об использовании металлизированного горючего в ракетных двигателях.
Пилотируемые полеты в космос с особой остротой поставили вопрос о решении проблемы жизнеобеспечения экипажей. Идеи Ф.А. Цандера в этой области, касающиеся создания замкнутого круговорота веществ на космическом аппарате, использования метода выращивания на борту растений, известного под названием 'аэропоника', а также метода раздвижения растении в процессе их вегетации, оказались в центре внимания современных специалистов, считающих их практическую реализацию не только привлекательной, но и крайне желательной.
Не остались без внимания ученых и идеи Ф.А. Цандера по противометеоритной защите. Его предложение окружить космический аппарат шаром, наэлектризованным отрицательным зарядом, хотя и не находит применения для защиты от метеоритов, но тем не менее расценивается специалистами как возможный вариант защиты от воздействия космических лучей.
Чрезвычайно перспективными являются и идеи, содержащиеся в проекте корабля-аэроплана Ф.А. Цандера. Среди них следует отметить предложение использовать многоступенчатые ракеты для полета в космос, идею о крылатых (то есть аппаратов, использующих аэродинамическое качество), космических аппаратах с 'самолетным' взлетом и посадкой. Логичным и привлекательным кажется современным специалистам предложение Ф.А. Цандера использовать для условий каждого характерного участка полета наиболее эффективно работающие типы двигателей: в нижних слоях атмосферы Земли - двигатели, 'приспособленные к летанию в воздухе', в верхних ее слоях - жидкостные ракетные двигатели, а в открытом космосе - силы давления солнечного света.
Современные американские многоразовые транспортные космические корабли знаменуют собой лишь первые шаги по осуществлению этих идей Ф.А. Цандера и еще далеки от их полной практической реализации. Время и разум, отфильтровывающие все целесообразное в науке, безусловно, внесут свои коррективы в решение этого вопроса.
Оригинальной с теоретической точки зрения и весьма эффективной представляется идея Ф.А. Цандера об использовании отработавших элементов конструкции космических аппаратов в качестве дополнительного горючего. Вопрос о ее возможной практической реализации вызывает многочисленные споры, но неизменно привлекает внимание исследователей его творчества. Увлекательной, хотя и фантастической, кажется идея ученого о 'космическом лифте' между Землей и Луной. И хотя, возможно, такой лифт никогда не будет реализован на практике, некоторые аспекты этой идеи (создание всевозможных космических тросов, буксиров и т. д.)' в настоящее время довольно широко разрабатываются теоретиками.
Даже если бы Ф.А. Цандер ограничился только теоретическими работами, то и тогда его вклад в ракетно-космическую науку и технику был бы огромен. Однако не менее важны и значимы его практические работы по реактивным и ракетным двигателям, а также по первой советской ракете 'ГИРД-Х', использовавшей только жидкие компоненты топлива. Созданный ученым первый реактивный двигатель ОР-1 открыл путь к организации у нас в стране Группы изучения реактивного движения (ГИРД), ставшей 'кузницей' кадров советских ракетчиков. После смерти ученого его ученики и последователи создали ряд конструкций спирто-кислородных ракетных двигателей и ракет на этом топливе.
В апреле 1936 года успешно стартовала ракета 'Авиавнито' с двигателем 12к, разработанная под руководством одного из учеников Ф.А. Цандера (Л.С. Душкина). В 1935 году у нас в стране было организовано КБ-7, в котором работали и некоторые бывшие гирдовцы: Л.Н. Корнеев (руководитель КБ), А.И. Полярный и другие. Работы этого КБ начались с использования опыта проектирования двигателей и ракет, накопленного в первой бригаде ГИРД, возглавляемой Ф.А. Цандером. В конце 30-х годов проходили летные испытания спирто-кислородные ракеты Р-03, Р-03-02, Р-06, разработанные коллективом КБ-7, проводились работы по созданию ракеты Р-05.
Большое значение для популяризации и распространения идей космонавтики имела общественная и пропагандистская деятельность Ф.А. Цандера. При его участии в 1924 году было организовано первое у нас в стране Общество изучения межпланетных сообщений. Лекции и доклады ученого по различным вопросам ракетно-космической тематики неизменно вызывали интерес у слушателей, служили для многих из них первым источником знаний о проблемах космонавтики. Велика заслуга Ф.А. Цандера в организации подготовки в высших учебных заведениях нашей страны кадров по ракетно-космической тематике. Курс его лекций, занятия в студенческом кружке МАИ были первыми вехами на пути решения этой важной задачи.
Деятельность Ф.А. Цандера протекала на стыке двух этапов развития ракетно-космической науки и техники - теоретическом и практическом, и на каждом из них его вклад был весьма значителен. В области теории параллельно с ним работал другой известный исследователь Ю. В. Кондратюк, в 1929 году опубликовавший книгу 'Завоевание межпланетных пространств'. Одновременно, с Ф.А. Цандером начал свои практические работы по жидкостным ракетным двигателям известный советский ученый и инженер В.П. Глушко, прославленный конструктор ракетно-космических двигателей. Под его руководством в 30-е годы было создано семейство 'опытных ракетных моторов': (ОРМ), работавших на азотной кислоте и керосине. Его двигатель ОРМ-65, прошедший огневые испытания в 1936 году, был по, своим техническим характеристикам лучшим двигателем в мире.
В послевоенные годы под руководством В. П. Глушко были разработаны такие всемирно известные двигатели, как РД-107 и РД-108, использовавшиеся в составе ракеты-носителя 'Восток', РД-119 и РД-214, совершающие космические рейсы на ракете 'Космос', РД-253, установленный на ракете-носителе 'Протон', и многие другие.
Велик вклад в развитие ракетно-космической техники ученика и соратника Ф.А. Цандера, основоположника практической космонавтики С.П. Королева, под руководством которого у нас в стране была созданы мощные ракеты-носители, искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли и межпланетные аппараты.
Советский народ свято чтит память о выдающемся ученом и инженере Фридрихе Артуровиче Цандере. В Риге и Кисловодске открыты его музеи, его именем названы улицы в Москве и Риге, кратер на обратной стороне Луны, один из теплоходов Рижского пароходства. С 1968 года в Академии наук СССР под председательством академика В.П. Мишина работает комиссия по разработке научного наследия ученого. Комиссия проводит раз в два года научные чтения, посвященные памяти Ф.А. Цандера. Они состоялись в Москве, Ленинграде, Днепропетровске, Куйбышеве, Риге, Харькове, Уфе. В их работе принимали участие видные советские ученые и инженеры, ветераны рак итно-космйческйй науки и техники, летчики-космонавты СССР.
На чтениях обычно заслушивается около 80-70 докладов и сообщений, посвященных изучению творческого наследия Ф.А. Цандера и развитию его идей. К настоящему времени выпущено около 20 сборников трудов этих чтений. Регулярно издаются и труды Ф. А. Цандера, они вышли в виде книг в 1947, 1961,1964 и 1977 годах: К 100-летию со дня рождения ученого приурочено издание собрания его трудов из трех книг; его научная биография. В Москве и Риге пройдут торжественные заседания, посвященные этому юбилею, будут организованы телевизионные передачи о его жизни и деятельности.
Однако лучшим памятником Ф.А. Цандеру будет дальнейшая практическая реализация его бессмертных идей.

Далее: