ОРИЕНТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В
КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Психологические особенности
ориентировки по приборам в межпланетном полете
- Мы уже установили выше, что из всех органов
чувств наиболее эффективны для ориентации в
космическом пространстве глаза. Благодаря
зрению человек хорошо ориентируется в
космическом корабле и на небольших расстояниях
от него. Однако для ориентации в межпланетном
полете невооруженный глаз становится мало
пригодным. Здесь понадобится использовать
приборы. Это внесет новые существенные изменения
в деятельность тех психофизиологических систем,
которые реализуют пространственную
ориентировку в условиях Земли.
- В ходе длительного исторического развития
человек для ориентации в пространстве
пользовался естественными ориентирами. С
появлением авиации этого оказалось
недостаточно. Первые попытки летать в облаках и в
тумане (т.е. вне видимости горизонта, Солнца,
звезд и других ориентиров), руководствуясь
только ощущениями, довольно часто приводили к
катастрофам. Вскоре период 'бесприборных
полетов' в сложных метеорологических условиях
сменился периодом внедрения в летную практику
навигационных приборов. При этом обнаружилось,
что ощущения летчиков нередко вступают в
противоречия с показаниями приборов. В
подавляющем числе случаев показания приборов
были правильными, а ощущения летчиков - ложными.
Такие ложные ощущения получили название иллюзий
положения тела пилота в пространстве. Наиболее
часто встречаются иллюзии кренов, вращения,
планирования, перевернутого полета и т.д.
- Физиологические механизмы иллюзий в слепом
полете различны. Обычно принято разделять
последние по видам, соответственно формам
восприятия (зрительные, вестибулярные и другие).
Ряд иллюзий связан с одновременным участием в их
образовании двух или трех анализаторов
(зрительно-осязательные,
зрительно-вестибулярные и т.п. иллюзии). Наиболее
подробный материал по данной проблематике
содержится в работах Б. С. Алякринского, Ф. Д.
Горбова, Е. А. Дерезянко, К. К. Платонова. Здесь мы
лишь подчеркнем мысль К. К. Платонова о том, что 'нельзя
смешивать понятия 'иллюзия в полете' и 'потеря
ориентировки'. Потеря ориентировки при иллюзии
может быть вызвана не нарушениями восприятий, а
некритичностью мышления. Иллюзия же, иногда даже
резко выраженная, может не привести к потере
ориентировки, если летчик будет относиться к ней
критически. 'Мне казалось, что я лечу с креном,
но, смотря на приборы, я знал, что лечу без крена',-
говорит он в таких случаях. Но достаточно летчику
при этом потерять уверенность в считываемых
показаниях приборов, как он потеряет
ориентировку' (1960, стр. 166).
- Если при полетах на самолете летчик должен
постоянно ориентироваться относительно линии
горизонта, то в условиях околоземного космоса
эта необходимость отпадает. При ориентации с
помощью прибора 'глобус' космонавт проецирует
свое местонахождение на тот или другой участок
поверхности нашей планеты, нисколько не
беспокоясь о положении своего тела и конструкций
космического корабля по отношению к направлению
полета и линии горизонта. Надобность в решении
задач последнего типа возникает только при
приближении к тому или иному небесному телу, при
посадке на него или при совершении некоторых
маневров (изменение наклона орбиты, ее высоты и
т.д.). Тогда у космонавтов, как и у летчиков во
время полета, могут возникать различные иллюзии
положения своего тела относительно плоскости
Земли и направления полета.
- С психологической точки зрения основной
особенностью полета по приборам является
переход от обычной, непосредственной
ориентировки, связанной с естественными
ориентирами, к ориентировке, опосредованной
приборной индикацией. И хотя ориентирование
последнего типа также обеспечивается зрением,
структура процесса здесь кардинально меняется.
- В обычном полете, как указывает Б. С.
Алякринский, зрение позволяет летчику не только
получать информацию от приборов, находящихся в
кабине, но и осуществлять самую далекую
ориентировку с высоты 'птичьей перспективы'. В
данном случае в системе 'человек - летательный
аппарат - окружающая обстановка' ведущее
значение приобретает именно 'окружающая
обстановка'. От пилота требуется отчетливое
восприятие наземных ориентиров, чтобы правильно
строить режим полета. При этом оказывается
возможным допускать большие отклонения по курсу
и высоте, так как всегда мыслимо исправление
положения самолета в нужный момент времени
благодаря визуальной ориентировке. Полет
строится в ответ на текущие раздражители как бы
более перспективно. Пункт, от которого пилот
начинает создавать схему ориентирования, лежит
вне самолета, на местности.
- Ситуация резко меняется при переходе к
пилотированию по приборам. Здесь центр
ориентирования психологически переносится в
кабину самолета, в самое ближнее окружение
пилота или даже сам летчик становится этим
центром. Главным оказывается, как подчеркивает К.
К. Платонов, 'умственный навык в опосредованной и
динамической ориентировке'. В этих условиях
человек судит о своем местоположении в
пространстве не в результате непосредственных
впечатлений от естественных и к тому же
привычных ориентировок, а с помощью системы
технических устройств, которые как бы 'вклиниваются'
между органами чувств космонавта или летчика и
действительностью. Кроме того, информация,
поступающая к пилоту от приборов, оказывается,
как правило, закодированной (зашифрованной), и
перед ним возникает новая задача декодирования
(расшифровывания), обычно отсутствующая при
визуальном полете. Главная же трудность такой
дешифровки в раскрытии смыслового значения
каждого сигнала в конкретной обстановке. Это
значение может быть понято лишь при
сопоставлении данного сигнала с другими
сигналами, при выявлении не только и не столько
внешней, сколько именно смысловой зависимости
между ними.
- Иными словами, в ходе получения информации при
слепом полете человек должен не только быстро 'считывать'
(т.е. правильно определять и дешифровывать
показания приборов), но и не менее быстро
обобщать поступившие сведения в целостный образ
положения летательного аппарата в пространстве,
постоянно имея в виду взаимосвязи, существующие
между показаниями приборов и реальной ситуацией.
Понятно, что процесс опосредованной
ориентировки требует значительно большего
времени, чем непосредственное ориентирование.
Однако и это еще не все.
- Осуществляя динамическую ориентировку в
полете, пилот должен помнить о соответствующей
информации, полученной в недалеком прошлом (т.е.
обладать хорошей оперативной памятью), а также
предвидеть свое местонахождение в недалеком
будущем. Не менее важно и то, что летчик или
космонавт в зависимости от скорости
летательного аппарата и характера окружающей
внешней обстановки вынужден читать показания
приборов и определять свое пространственное
положение в навязанном ему темпе. В общем,
использование показаний приборов вносит
серьезные изменения в деятельность тех
физиологических систем, которые осуществляют
пространственную ориентировку. Это в той или
иной мере сказывается и на деятельности всей
нейтральной нервной системы. Помазания приборов
являются, по И. П. Павлову, второсигнальными
раздражителями. Естественно, что
физиологические системы, реализующие
пространственную ориентировку в слепом полете,
включают в себя структуры второй сигнальной
системы коры больших полушарий головного мозга в
гораздо большей степени, чем при ориентировке по
естественным ориентирам. Образующаяся новая
функциональная система отражения
пространственных взаимоотношений оказывается
намного сложнее обычной. Поскольку же она
создается не в течение многих веков, а в течение
лишь нескольких часов, устойчивость ее
сравнительно невелика. Утомление, а также
влияние неблагоприятных факторов на организм
человека могут быстро ее нарушить.
- Все вышесказанное в этом разделе относится к
ориентации человека в пространстве по приборам
при полетах на самолетах и космических
кораблях-спутниках. Однако деятельность такого
рода в условиях межпланетного путешествия будет
иметь свою психологическую специфику. На ней мы и
остановимся, тем более, что в доступной нам
литературе нет материалов, посвященных данному
вопросу.
- При орбитальных полетах космонавты могут
непосредственно через иллюминаторы или через
систему 'взор', или при выходе из корабля вести
наблюдения за поверхностью Земли, в том числе и
за районами, находящимися под ними. В случае
ориентации только по приборам люди также могут
проецировать свое местонахождение на земную
поверхность, пользуясь 'глобусом' или картой.
Короче говоря, в процессе полета космонавт
всегда в состоянии представить конкретные
участки земной поверхности и следить за
траекторией, привязываясь к более или менее
конкретным земным ориентирам. Он может, например,
рассуждать так: '10 минут назад я находился над
Северной Африкой. Сейчас я над Черным морем, а
через 10 минут буду над районом Уральских гор'.
- В отличие от орбитального межпланетный полет
будет проходить не между двумя относительно
неподвижными пунктами, расположенными на Земле,
а между двумя небесными телами, движущимися в
космическом пространстве с различной скоростью.
- Путешествие к другим планетам займет не сутки и
не недели, а долгие месяцы и годы (например, к
Венере - около 5 месяцев, к Марсу - около 9
месяцев и т. д.). Космонавты не только не смогут
наблюдать земную поверхность и ориентироваться
по отдельным ее районам, но и вообще должны будут
определять местоположение космического корабля
по звездам, выбранным 'опорными' в совсем иной,
непривычной системе координат. К тому же, хотя
межпланетные путешественники и увидят известные
на Земле созвездия, тем не менее перед ними
развернется необычная картина звездного неба,
охватывающая светила всей небесной сферы, а не
одного северного или южного полушария. Это тоже
затруднит пространственную ориентировку. С
другой стороны, небесная сфера будет казаться
застывшей, создастся иллюзия отсутствия
движения космического корабля, подкрепляемая
полной тишиной (если не считать слабого и
равномерного шума электронных приборов, не
сравнимого, однако, с шумом работающих
реактивных двигателей).
- В подобной обстановке роль ориентации по
приборам чрезвычайно возрастет не только
объективно, но и психологически. Космонавты
смогут определять траекторию полета (или
проверять соответствующие сведения, переданные
по радио с Земли) только измерением с помощью
телескопов углов 'опорных' небесных светил и
обработки полученных результатов на электронных
вычислительных машинах, которые и будут находить
положение космического корабля в избранной
системе координат. Это положение выразится в
некоей 'абстрактной' точке, не привязываемой
наглядно к какому-либо естественному ориентиру.
Столь же не наглядной явится рассчитанная точка,
к которой корабль должен будет прибыть в
назначенный срок, так как траектория полета
вычисляется с упреждением и планета, служащая
целью путешествия, в момент расчета находится
совсем в другом месте. К этому следует прибавить,
что космонавтам совсем не так просто, как
летчикам, корректировать курс полета. Здесь
нужны исключительная точность и своевременность
получения и обработки навигационной информации.
Малейшая ошибка может обернуться непоправимой
бедой и гибелью космонавтов. Но точное
выдерживание заданного курса космического
корабля в пространстве и во времени опять-таки
зависит от безупречной работы специальных
приборов и устройств.
- Из всего сказанного вытекает, что космонавты
должны быть достаточно уверены психологически
не только в правильности приборных показаний
(как и летчики), но и в достоверности
математических вычислений, вообще в
достоверности отражения пространственных и
временных отношений космических объектов
теоретическим (абстрактным) мышлением.
Теоретические расчеты, как правило, всегда будут
не совпадать с чувственно-наглядными
представлениями, возникающими у человека в ходе
межпланетного полета, и даже противоречить им.
Чтобы это не вызывало у космонавтов каких-либо
ненужных сомнений, тревоги и страха, которые
могут привести к весьма пагубным последствиям,
необходимо предусмотреть при будущей подготовке
межпланетчиков обучение хорошему владению
математическим аппаратом навигационных
расчетов и воспитание навыков к разным видам
теоретической деятельности.
Далее: