Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/obert/text/04.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:56:57 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 06:26:08 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: tail
Оберт Г. 'Пути осуществления космических полетов'

Глава III

ИДЕАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ

Принятые обозначения
с - скорость истечения продуктов сгорания*.
e - основание натуральных логарифмов.
m - масса ракеты.
mo - начальная масса ракеты.
m1 - конечная масса ракеты.
S - путь.
t - время.
v - скорость.
vн - наивыгоднейшая скорость.
vx - идеальная скорость.
P - реактивная сила.
- конечная малая часть.
η- масса устройства для увеличения скорости.
τ- элементарный промежуток времени, равный t


 

Сила Р, действующая между двумя свободными массами m и m, приводит обе массы в движение, причем направления их движений обратны друг другу. Если сила Р действует в течение τ сек., то она придает массе m скорость v, а массе m скорость с. Оказывается, что абсолютные значения этих скоростей обратно пропорциональны массам.

или

Этот закон называется 'законом сохранения центра тяжести'. Если эти массы удержать в какой-нибудь момент движения и соединить невесомым стержнем (фиг. 12), то получится подобие гантели, центр тяжести которой S находится между m и m. Обозначив расстояния от центров масс до центра тяжести через D и d, получим из законов механики

m ћ D = ∆m ћ d     (a)

В течение какого-то времени t масса m проходит путь S = v ћ t, а масса m - путь S =  ct. При умножении обеих частей уравнения (3) на t получим:

mv ћ t = mc ћ t

или

m ћ S = m ћ s   (b)

Сравнивая уравнения (а) и (Ь), получим, что d и D могут заменить s и S и наоборот, т.е. в любой момент времени точка, в которой первоначально находились обе массы, является общим центром тяжести. Если поместить массы m и m в середине коромысла весов и приложить между ними силу, то, пока m и m будут двигаться по коромыслу, оно останется в горизонтальном положении потому, что общий центр тяжести остается неподвижным.

Для того чтобы показать, что с и v направлены в противоположные стороны, запишем уравнение (3) так:

mv = - cm

или

mv + cm = 0   (4)

Принятый нами способ обозначения имеет то преимущество, что расчет становится независимым от абсолютной скорости и в каждый данный момент ракету можно предполагать неподвижной, а движущимся все остальное*.

Если m исчезающе мало по сравнению с m, как одна молекула газа по сравнению со всей ракетой, то v также весьма мало по сравнению со скоростью истечения с. Таким образом оказывается возможным перейти к дифференциальным обозначениям, и уравнение примет вид

c ћ dm = m ћ dv = 0     (5)

Идеальным является случай, когда ракета движется по прямой в безвоздушном пространстве, свободном от действия сил тяжести; в этом случае интегрирование может быть легко выполнено:

или

    (6)*

Численные значения mo/m1 в зависимости от vx и с даны (в м/сек) в табл. 2.

Таблица 2

Значение идеальной конечной скорости весьма важно в теории ракет, так как эта скорость характеризует техническое совершенство ракеты и позволяет оценивать вносимые в ее конструкцию изменения. Здесь можно привести соответствующие примеры.

При высоких скоростях полета величина ln(mo/m1) приблизительно обратно пропорциональна скорости истечения с, но так как в этом случае ln(mo/m1) получает большие значения, то значительно проще увеличивать не mo/m1, а с.

Когда устройство, которое увеличивает мертвый вес ракеты, но повышает скорость истечения с, оказывается выгодным и когда нет?

Обозначим через М1 массу ракеты, не заполненной топливом, М0 - массу загруженной ракеты, η - массу устройства, которое должно увеличить скорость истечения, G - более высокую скорость истечения (под влиянием действия устройства) и с - меньшую скорость истечения. Идеальную конечную скорость обозначим через Vх в случае скорости С и через vx - в случае скорости с. Пусть будет V > v, если Vх > vx.

c (lnmo - lnm1) = vx;

C [ln(mo + η)- ln(m1 + η)] = Vx;

Если Vх > vx, то

c (lnmo - lnm1) < C [ln(mo + η)- ln(m1 + η)] = Vx

 

или окончательно

*

При незначительной величине отношения конечной и начальной масс и при одной и той же скорости истечения идеальная скорость vx приблизительно пропорциональна запасу топлива. Действительно, согласно (6) получается:

Это приблизительно равно vx/c если vx << c. Таким образом в данном случае при относительно большой загрузке получается выигрыш, даже когда скорость истечения имеет несколько меньшее значение.

Гоман* кладет в основу рассуждений не идеальную конечную скорость, а отношение масс mo/m1 которое необходимо было бы, чтобы ее достичь при скорости истечения с = 2000 м/сек. Преимущество принятой нами системы изложения заключается, во-первых, в том, что при расчетах идеальные скорости складываются, в то время как отношения масс должны перемножаться и, во-вторых, в том, что в поставленные требования с не входит; таким образом мы можем наиболее удобным образом сравнивать отдельные ракеты (см. гл. IX).

Сила тяги ракетного двигателя может быть получена также и из закона импульсов. Пусть Р - сила, dm/dt - расход горючего за единицу времени (dt настолько мало, что массу ракеты и поток газа можно считатьпостоянными), с - скорость истечения газов; тогда

|P ћ dt| = |c ћ dm|   или   P = c ћ dm/dt      (7)

Поэтому также [см. формулу (5)]

b = bx - Q/m ; b = bx - dq/dt

где bx - идеальное ускорение, т. е. такое ускорение, которое получит ракета под действием реактивней силы в безвоздушном пространстве, свободном от сил тяготения.

Если идеальному ускорению противодействует сила Q, то тормозящее действие силы Q обратно пропорционально массе ракеты. Обозначим это замедление через dq/dt. Тогда

или

b ћ dt = bx ћ dt - dq

Здесь bdt - действительный прирост скорости за время dt, мы обозначим его dvbxdt - приращение скорости при отсутствии силы тяжести в безвоздушном пространстве и поэтому обозначается через dvx.

Таким образом

bdt = dvx - dq     (9)

Сложение отдельных приращений скорости даст действительную скорость v.

Таким образом интегрирование дает

v = vx - q

где q является суммой отдельных замедлений, или, что то же самое, величиной, на которую vx больше v.

В случае, когда направление прироста скорости dv составляет угол ε к направлению скорости (фиг. 13), скорость изменяется по величине только на слагающую dv cos ε, слагающая же dv sin ε действует лишь на изменение направления. Если нас интересует только скорость полета, а не направление движения, то мы получим ее из равенства

v = ∫ cos ε dv     (10)

Особый случай, который встретится далее при расчетах 'синэргической" траектории, будет случаем, когда dvx действует в направлении v; q же составляет с этим направлением угол α. Если принять, что dq и dvx действуют в одном направлении, когда α = 0, то получим:

dv = dvx + cos α ћ dq

и

v = vx + ∫ cos α ћ dq     (11)

Далее...

Скорость с определяется, конечно, относительно ракеты.
Это надо понимать так: в каждый данный момент t можно принять систему отсчета, движущуюся в этот момент с ракетой. Тогда с и v будут разностями между общей начальной скоростью и абсолютными скоростями масс m и m через τ  = t сек. Прим. ред.
Индекс х Оберт применяет для обозначения 'идеальной' скорости, т.е. такой скорости, какая получилась бы при отсутствии сил сопротивления, тяжести и т. д. Прим. ред.
Поскольку в левой части неравенства стоит отношение логарифмов, то при вычислениях можно брать вместо натуральных логарифмов десятичные. Прим. ред.
Hohmann, Die Erreichbarkeit der Himmelskörper, Oldenbourg, 1925.
На русском языке работу Гомана можно найти в книге Н. А. Рынина 'Межпланетные сообщения', вып. 8, Теория космического полета, Ленинград, 1932. Прим. ред.