Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astronaut.ru/bookcase/books/ehricke/text/08.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:38:00 2013 Дата индексирования: Fri Feb 28 06:33:12 2014 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п |
8 |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ |
Естественно, что при стоимостной оценке этих программ не избежать противоречий. Действительно, эти программы будут подвержены изменениям по мере уточнения всех необходимых исходных данных. Но введение немедленных корректив, отражающих эти изменения, потребует превосходного понимания действительности. В будущем можно рассчитывать на более детальную дефиницию рассматриваемых программ, а также на более конкретные предложения и решения - как относительно самостоятельного продолжения определенных программ, так и относительно целесообразности объединения каких-то других программ.
Если считать приводимые величины затрат определенным материалом для первоначального обсуждения, то они могут послужить целям систематизации расчетов; но они, разумеется, недостаточно надежны, чтобы принимать их за реальные стоимости тех или иных проектов*. Не следует думать, что уточненные данные окажутся более высокими, чем приведенные здесь. Во всяком случае, эти данные делают возможным первый оценочный расчет.
На стоимостных диаграммах ординаты выражены в миллиардах долларов, приведенных к уровню цен 1975 г. Для большей ясности главная диаграмма разделена на две части: выше оси абсцисс (оси натурального - календарного - времени) помещены затраты на производственные установки, ниже - на транспортные системы. В верхней части каждой схемы помещена диаграмма для суммарных затрат. В случае лунной программы на второй позиции показана итоговая (кумулятивная) сумма затрат.
Каждая диаграмма рассчитана для отдельной программы, так что эффект снижения затрат за счет взаимодействия частных программ не учтен. Анализ схем показывает, что ежегодное потребное финансирование для любой отдельной программы не превосходит 5 млрд. долл. (в ценах 1975 г.). Даже при удвоении этой цифры ежегодные затраты на реализацию предложенных решений останутся сравнительно скромными.
Перечень частных проектов
Основной график на рис. 62 показывает функциональные системы (выше оси времени). Транспортные системы показаны ниже оси времени. Ординаты выражены в миллиардах долларов уровня цен 1975 г. Величины на схеме вверху показывают, что к. моменту начала отдачи (получения прибыли) индустриализация околоземной орбиты требует регулярных вложений около 1 млрд. долл. ежегодно в период между 1981 и 1992 гг., (с учетом инфляции).
|
Рис. 62. График расходов при создании орбитальных установок (вверх от оси времени) и транспортных систем (ниже оси времени): |
1-'Шаттл'-'Спейслэб' и другие элементы; 2-межорбитальный буксир; 3-развитие станции 'Спейслэб'; 4-фабрика на околоземной орбите; 5-тяжелый транспортный корабль: б МТКК (с крылатой первой ступенью) |
Надо полагать, что возможности 'Шаттла' промежуточного буксира (проект ? 2 на предыдущей схеме) и солнечно-электроракетной ступени (проект ? 7) ускоряет освоение геосинхронной орбиты для реализации рассматриваемых функций. Соответственно на графике вверху (см. рис. 63) показан относительно короткий период интенсивных расходов в середине 80-х годов.
|
Рис. 63. График затрат на частные программы по освоению ГСО: |
7-солнечно-электроракетная ступень; 8-пилотируемый межорбитальный буксир; 9-орбитальная платформа для установки ретрансляционного оборудования и аппаратуры для наблюдения за Землей; 10-платформа для телеуправления |
8.3 ОКОЛОЗЕМНАЯ ОРБИТА И ГЕОСТАЦИОНАРНАЯ ОРБИТА. ОРБИТАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ТЕЛЕОПЕРАЦИИ
Если программы, рассмотренные на двух предыдущих схемах, скомбинировать, получится картина, показанная на рис. 64. В результате будут иметь место относительно устойчивые затраты в 1,5-2 млрд. долл. ежегодно между 1981 и 1987 гг. В дальнейшем они снижаются примерно до 1 млрд. долл. к 1991 году.
|
Рис. 64.
График суммарных расходов по ГСО и ОЗО
|
8.4 ИСЗ - РЕТРАНСЛЯТОР ЭНЕРГИИ
Рассматривая эту программу как отдельную, т. е. как не интегрирующуюся с программами, исследуемыми на предыдущих схемах, необходимо принять во внимание 15 основных проектов (1, 2, 4, 5, 7,8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19).
|
Рис. 65. График
расходов на создание ИСЗ - ретранслатора энергии |
Маленький суммарный график на рис. 65 показывает, что эта программа приводит к пику в финансировании порядка 3 млрд. долл. в середине 80-х годов.
8.5 ГЕНЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ 8 КОСМОСЕ
Программа создания энергопроизводящей станции в приземном космосе, как и все ранее рассмотренные, оценивается отдельно ог других. Эта программа имеет особенно большое количество вариантов. Кумулятивные общие расходы около 55 млрд. долл. не включают проект ? 1. Уровень финасирования составит около 4 млрд. долл., в год для периода с 1985 до 1991 г. (см. рис. 66), считая, что первый образец обеспечит к 1995-97 гг. начальный уровень производимой мощности от 5 до 7 ГВт.
|
Рис. 66 График расходов на создание станции по генерации энергии в околоземном космическом пространстве (список проектов на стр. 193) |
Индустриализация Луны также рассмотрена как сепаратная программа, не интегрированная с другими главными программами. Эта программа, пожалуй, является самой амбициозной, самой сложной и наиболее новой в концептуальном отношении из всех рассмотренных программ. Ее оценка показана на рис. 67.
|
Рис. 67 График расходов по индустриализации Луны (список проектов на стр. 193); |
а-транспортные системы; б-космические установки; в-интегральные (кумулятивные) затраты; г-орбитальная станция на полярной селеноцентрической орбите; д-посадочные лунные ступени |
Заводы на околоземной орбите учтены здесь как поставщики оборудования для лунных операций в первоначальный период. Очевидно, что производительность этих предприятий может быть легко увеличена для удовлетворения потребностей и земных потребителей. Но поскольку эта часть программы околоземных заводов не является частью программы индустриализации Луны, затраты на эту работу заводов на ОЗО в схему затрат на лунную программу не включены.
Тот же подход применен при рассмотрении орбитальной силовой энергостанции. Она оценена как интегральная часть системы -Лунатрон - Орбитрон, а не как энергоспутник, обслуживающий Землю. Подобная станция должна иметь величину генерируемой мощности в диапазоне многих МВт.
Практически околоземный орбитальный завод, производящий оборудование для индустриализации Луны, будет, вне всяких сомнений, обслуживать также и наземный рынок. Энергостанция на геостационарной орбите также будет использоваться для снабжения Земли энергией с помощью необходимых передающих и аккумулирующих устройств. Широкие возможности аэрокосмического фрахтера, спроектированного для участия в индустриализации Луны, могут использоваться и при реализации таких программ, как 'Космический свет', что снизит транспортные расходы на Лунетту, ИСЗ-ретранслятор энергии, ИСЗ-генератор энергии, заводы на околоземной орбите и др.
С этой точки зрения, стоимость всех главных программ, обсуждаемых выше, должна быть уменьшена, учитывая взаимное участие отдельных проектов в реализации друг друга.
Программа индустриализации Луны могла бы осуществляться как некая объединяющая и перекрывающая другие программы - она может рассматриваться как мощный ствол, вокруг которого будут группироваться концепции заводов на околоземных орбитах, ИСЗ-ретрансляторов и генераторов энергии, Лунетты, Астрополиса и других главных ветвей.