Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astronaut.ru/bookcase/books/goldovsky/text/06.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:41:50 2013 Дата индексирования: Fri Feb 28 07:05:07 2014 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п р п р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п |
Полет Ю.А.Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 25 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение. Человечество чтит подвиг Ю.А.Гагарина, и поэтому 108 минутам первого полета человека в космос посвящается огромное количество книг, брошюр, журнальных статей. Кратко напомним и мы здесь эти исторические минуты.
Старт космического корабля 'Восток' с Ю.А.Гагариным был назначен на 12 апреля 1961 г. и был произведен в 9 ч 07 мин по московскому времени. 'К этому моменту, - вспоминал К. Д. Бушуев, - нервное напряжение охватило всех присутствующих на космодроме, и никто не старался его скрывать. Тревога не вызывалась, какими-либо сомнениями в технике: корабль готовился долго и тщательно, и за это время у нас, участников разработки и подготовки корабля, укрепилась вера в него... И все-таки до сих пор подобное происходило лишь в сказках'.
И вот долгожданные команды: 'Пуск!'... 'Зажигание!'... 'Подъем!' - и тут же гагаринское 'Поехали!' Однако всеобщее напряжение на космодроме не спадает. 'В первые 25-40 с после команды 'Пуск!', вспоминает К.П.Феоктистов, - царило всеобщее напряжение. После этого проблем со спасением космонавта в случае аварии становились меньше. В первые же секунды полета, когда высота была еще мала, риск при катапультировании был существенный: в случае аварии ракета должна была упасть поблизости'.
Волновался в эти моменты и Ю.А.Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 140-158 в минуту, Лишь к концу активного участка частота сердечных сокращений снизилась до 109 в минуту. Однако космонавт вел непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, фиксировал изменение перегрузок и в моменты отделения ступеней ракеты-носителя, отметил, в частности, что шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. Наконец, сброшен головной обтекатель (корабль прошел плотные слои атмосферы), в иллюминаторе показалась Земля. С легким щелчком раскрылись и встали на место антенны.
'Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые, и тени от них, - сообщает Ю. А. Гагарин. - Красота-то какая!' От волнения он говорит немного сбивчиво, повторяется: 'Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое... В иллюминатор наблюдаю Землю'. Беспрерывно продолжается диалог космонавта с наземным пунктом связи, с помощью телевизионных камер передаются изображения космонавта, осуществляют дистанционный контроль медики. Наконец, участок выведения кончился, и начался полет Ю.А.Гагарина по орбите вокруг Земли.
На космодроме всеобщее напряжение сменилось почти всеобщим ликованием, которое охватило даже С.П.Королева. Однако еще переживают за свое 'детище' конструкторы ТДУ-1, волнуются медики, ведь пока было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю.А.Гагарин должен был пребывать в состоянии невесомости около часа. Некоторые 'специалисты', особенно за рубежом, предрекали возможное повреждение психики человека при столь продолжительном пребывании в невесомости.
Состояние невесомости наступило в 9ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю.А.Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропадает. Космонавта несколько приподняло вверх, но ремни задержали. В течение всего полета Ю.А.Гагарин переносил состояние невесомости хорошо, как и во время ознакомительно-тренировочных полетов с кратковременным воспроизведением состояния невесомости. Лишь в конце своего 'парения' над Землей он стал ощущать некоторое неудобство в связи с отсутствием давления спинки и сидения кресла на тело.
При выходе на орбиту Ю.А.Гагарин, с некоторой осторожностью приоткрыл прозрачное забрало своего гермошлема. Параметры атмосферы в кабине нормальные. На всем протяжении полета температура автоматически поддерживалась в пределах 19-22њС, давление - 750-770 мм рт.ст., относительная влажность - 62-71%. При взгляде в иллюминатор Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами.
В 9 ч 51 мин по московскому времени, после выхода корабля 'Восток' из тени Земли включилась автоматическая система ориентации. В соответствии с программой полета Ю.А.Гагарин поддерживал телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля, в том числе системы ориентации (пользуясь оптическим устройством 'Взор'). Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал (а ведь это было непросто в состоянии невесомости), а также на магнитофон, таким же образом регистрировал результаты некоторых медицинских тестов.
В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться 'космической' пищей. Он отведал специально изготовленное щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с помощью мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел решающее значение для будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, что в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.
Корабль 'Восток' со времени своего старта пересек Тихий океан, обогнул мыс Горн и уже подлетал к Африке, когда в 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки. Она включилась в 10 ч 25 мин по московскому времени, когда космический корабль находился над Гвинейским заливом, Вновь закрыт гермошлем, возникли перегрузки, которые все возрастали. Сильная вибрация, впечатление такое, как будто, спускаясь по баллистической траектории, корабль кувыркался. В 10 ч 35 мин по московскому времени с кораблем 'Восток' внезапно пропадает связь.
Этого момента с нетерпением ждали на Земле, где знали, что при входе корабля в плотные слои атмосферы радиосвязь должна прекратиться, но всех волновало, когда наступит момент пропадания связи. 'О том, насколько точно прошла ориентация корабля и включился тормозной двигатель, - вспоминает К.П.Феоктистов, - сообщений тогда не поступало, о нормальном прохождении спуска узнавали лишь почти перед посадкой. В частности, по исчезновению радиосигнала, которое должно произойти в определенный момент, высчитанный с точностью до секунды. И это был второй крайне напряженный момент всего полета. Но сигнал пропал точно в расчетный момент'.
На высоте 7 км от поверхности произошло автоматическое катапультирование кресла с Ю.А.Гагариным из спускаемого аппарата. После отделения кресла его парашютная система обеспечила благополучное приземление космонавта в окрестности деревни Смеловки в Саратовской области. Чуть раньше совершил посадку спускаемый аппарат. Конструкции и системы корабля были рассчитаны на возможность приземления космонавта в спускаемом аппарате. Но этот вариант рассматривался как резервный. Спуск двухтонного спускаемого аппарата на парашюте вызывал некоторое опасение, и поэтому все космонавты кораблей 'Восток' осуществляли посадку с помощью катапультируемого кресла.
Приземление Ю.А.Гагарина произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени, полная продолжительность полета составила 108 мин. Этот полет имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики и поражал своей новизной - все в нем делалось впервые. Первый полет человека в космос стал новым достижением советской науки и техники и сыграл такую же важную политическую роль, как запуск первого искусственного спутника Земли. В США была чрезвычайно ускорена подготовка к первому орбитальному полету американского космонавта, рассчитанному на 3 витка вокруг Земли (Ю.А.Гагарин совершил лишь один виток вокруг Земли). Была сильно сокращена программа летных испытаний по программе 'Меркурий', успешно проведены суборбитальные полеты американских космонавтов. Однако полет Г.С.Титова продолжительностью более суток, состоявшийся вскоре после суборбитального полета В.Гриссома, зачеркнул все надежды американских специалистов на 'рекордный' полет Дж.Гленна. Если полет Ю.А.Гагарина крайне ущемил самолюбие американцев, то полет Г. С. Титова продемонстрировал полное превосходство СССР в области космонавтики.
Старт космического корабля 'Восток-2' с Г.С.Титовым был произведен 6 августа 1961 г. в 9 ч 00 мин по московскому времени. В отличие от Ю.А.Гагарина период старта он воспринял спокойно (зато в период спуска, уже на участке парашютирования, частота сердечных сокращений у Г.С.Титова достигала 156 в минуту). Состояние невесомости поначалу Г.С.Титов переносил хорошо, и опять же в начале этого состояния появилось ощущение полета в перевернутом положении. При полете соблюдался обычный суточный цикл: трехразовое питание, сон и т.д.
Согласно программе полета советский космонавт несколько раз должен был вручную осуществлять управление ориентацией корабля, с помощью репортерской кинокамеры 'Конвас' производить съемку Земли через иллюминатор, проводить различные медицинские тесты, делать гимнастические упражнения (физзарядку). Были предусмотрены периоды отдыха, в течение которых Г.С.Титов мог пользоваться широковещательным приемником с плавной настройкой в КВ- и СВ-диапазонах. По своему усмотрению космонавт мог регулировать температуру в кабине корабля. Но и в этом полете космонавт не освобождался от ремней, которыми прижимался к креслу.
Рассказывая о полете Г.С.Титова, необходимо отметить подлинный героизм и огромную силу воли советского космонавта, которые он проявил в ходе выполнения программы полета. К четвертому витку вокруг Земли у космонавта появились явные признаки 'морской' болезни: головокружение, поташнивание. Космонавту был предоставлен часовой отдых, но неприятные ощущения не проходили и резко усиливались при наблюдениях 'бега Земли' в иллюминатор, при резких движениях головой. Однако, когда космонавт внутренне собирался смотрел прямо перед собой, недомогание исчезало. Волевой настрой помогал, Г.С.Титов сохранял хорошую работоспособность и старался делать все по программе. Вскоре настало время ужина. Естественно, никакого аппетита, но надо! Сон также не шел, почему-то мешали руки - их некуда было девать. В конце концов, подсунув их под ремни, космонавт уснул, сначала беспокойно, затем довольно крепко. После сна самочувствие несколько улучшилось, но недомогание все же не отпускало вплоть до появления первых перегрузок, когда уже исчезло состояние невесомости.
При тщательном послеполетном обследовании никаких отклонений в состоянии здоровья Г.С.Титова не обнаружилось. Однако полет Г.С.Титова заставил по-новому пересмотреть методику тренировок в условиях кратковременной невесомости, создаваемой при полетах на самолетах. Кроме того, для всестороннего решения проблемы требовались новые продолжительные полеты космонавтов.
Тем временем для американцев наступил долгожданный день первого орбитального полета корабля 'Меркурий' с американским космонавтом. Старт корабля с Дж.Гленном, первоначально назначенный на декабрь 1961 г., неоднократно откладывался (и по техническим причинам, и из-за неблагоприятных погодных условий) и состоялся лишь 20 февраля 1962 г. на мысе Канаверал в 9 ч 47 мин по местному времени. В программе 'Меркурий' этот полет получил обозначение МА-6, а сам корабль Дж.Гленн назвал 'Френдшип-7' ('Дружба').
В этом полете, рассчитанном на три витка вокруг Земли, космонавт вел наблюдения через иллюминатор, осуществлял съемку, принимал пищу и пил воду. В конце первого витка начались сбои в автоматической системе ориентации по рысканию, и Дж.Гленн с помощью ручной системы ориентации каждый раз восстанавливал расчетное положение корабля по рысканию. Однако наибольшая неприятность ожидала космонавта на последнем витке: с борта корабля был получен телеметрический сигнал, указывающий на преждевременное ослабление крепления теплозащитного экрана к нижнему днищу корабля.
Если бы во время входа в атмосферу экран отделился, то последствия были бы трагическими: незащищенное днище не выдержало бы нагрева, и корабль потерпел бы катастрофу. На самом деле сигнал был ложным, но никто этого не знал. Поэтому было решено не сбрасывать блок тормозных двигателей после их срабатывания, как это предусматривалось программой. Этот блок, расположенный в центре теплозащитного экрана, крепится к корпусу корабля тремя металлическими лентами. Надеялись на то, что ленты, пока они не расплавятся от аэродинамического нагрева в атмосфере, не дадут отвалиться экрану, а когда они разрушатся, то экран будет прижиматься к днищу скоростным напором.
Однако поскольку блок двигателей не отделялся, нельзя было воспользоваться автоматической системой ориентацией корабля перед его входом в атмосферу для спуска. Поэтому Дж.Гленну вновь пришлось воспользоваться ручной системой ориентации, но уже в самый ответственный момент полета корабля. При спуске космонавт испытал неприятное ощущение, когда увидел через иллюминатор, как мимо корабля проносятся горящие обломки. Он решил, что это происходит разрушение теплозащитного экрана, но это были обломки блока двигателей.
Экран прекрасно выдержал нагрев при входе в атмосферу, но температура в кабине приводнившейся 'капсулы' была очень высокой (53њС), резко повысилась и влажность из-за притока морского воздуха. При подъеме на борт подоспевшего эсминца корабль с находящимся в нем космонавтом ударился о борт эсминца, и Дж.Гленн, по его выражению, испытал самый сильный толчок за все время полета.
Продолжительность полета Дж.Гленна составила всего 4 ч 54 мин, что, естественно, намного меньше достижения Г.С.Титова (25 ч 18 мин). Надо отметить, что во время пребывания американского космонавта в состоянии невесомости он не ощущал никаких неприятных физиологических и психологических неудобств. Правда, Г.С.Титов почувствовал недомогание лишь к концу третьего витка вокруг Земли, а к этому моменту Дж.Гленн уже находился на траектории спуска. Поэтому возможность адаптации организма космонавтов к условиям невесомости продолжала оставаться проблематичной и вызывала различные суждения.
Во всяком случае, следующий орбитальный полет корабля 'Меркурий' с М.Карпентером был рассчитан на те же три витка вокруг Земли, т.е. был как бы повторением предыдущего полета. Обозначенный в программе 'Меркурий' как МА-7, этот полет начался 24 мая 1962 г., спустя 3 мес после первого орбитального полета американского космонавта. М.Карпентер назвал свой корабль 'Авророй-7' в честь богини утренней зари.
Вообще говоря, вначале предполагалось, что второй орбитальный полет на корабле 'Меркурий' совершит Д.Слейтон, самый опытный летчик в отряде космонавтов после Дж.Гленна. Однако внезапно в его сердечной деятельности обнаружились отклонения от нормы, и в результате он был выведен из отряда космонавтов и заменен М.Карпентером в полете МА-7.
Кстати, Д.Слейтон решил не сдаваться и в конце концов восстановил свое здоровье и вновь был допущен космическим полетам. Такие случаи известны и в среде наших космонавтов, однако Д.Слейтону здесь принадлежит абсолютный рекорд: для того чтобы победить медиков и отправиться в свой полет в космос, ему понадобилось 13,5 лет. Интересно, что никаким специальным лечением он не занимался, единственным средством от своего недуга Д.Слейтон считал многокилометровые пробежки, которые он совершал почти ежедневно.
Однако вернемся к полету М.Карпентера. Как и по своей продолжительности, он и по своей программе не отличался от предыдущего. Правда, М.Карпентеру предстояло не только осуществить ручную ориентацию корабля перед спуском, но и самому подать команду на включение тормозной двигательной установки. Как заявил впоследствии М.Карпентер, он залюбовался видом из иллюминатора, а потому опоздал с включением двигательной установки. Однако и ориентация корабля была осуществлена им неточно, так что тормозная двигательная установка не смогла обеспечить расчетный спуск. Все это вместе привело к тому, что приводнился он совсем в другом месте, чем ожидалось.
При первом орбитальном полете Дж.Гленн приводнился в 64,5 км от расчетной точки, в последующих полетах У.Ширра и Г.Купер совершили приводнение соответственно в 7,2 и 6,4 км от расчетного места. М.Карпентер же оказался в 402 км от расчетного места приводнения, далеко за радиогоризонтом станций слежения, и поэтому связь с ним была потеряна почти на час. И хотя море было спокойно, полное одиночество и абсолютная изолированность от остального мира подействовали крайне деморализующе на американского космонавта. Вскоре он расстался с отрядом космонавтов, а в американской печати вновь появились высказывания о более научно обоснованном подходе к подготовке космонавтов в СССР.
Итак, полет М.Карпентера был повторением пройденного, причем не в лучшем исполнении. Могло показаться, что в США как бы пережидали - отважатся ли в СССР на вторую попытку совершить суточный полет для решения проблемы адаптации организма космонавта к условиям невесомости. Однако не в натуре С.П.Королева повторять пройденное, его следующий шаг поражал своей масштабностью, а проблемам адаптацией решалась уже в рамках многосуточных полетов. 11 августа 1962 г. в 11 ч 30 мин по московскому времени стартовал корабль 'Восток-3' с А.Г.Николаевым, а через еще сутки - корабль 'Восток-4' с П.Р.Поповичем (в 11 ч 02 мин). Впервые в истории космонавтики был осуществлен групповой полет, который продолжался 3 сут. Расстояние между кораблями в момент выведения на орбиту корабля 'Восток-4' составило 6,5 км, и хотя впоследствии происходило увеличение относительного расстояния между кораблями, это не сказывалось на качестве радиосвязи между кораблями. Непрерывное общение друг с другом на орбите создавало впечатление, что на орбите действует единый экипаж. Это имело решающее значение для будущих пилотируемых полетов кораблей с экипажем из нескольких человек.
Особое внимание было приковано к А.Г.Николаеву, которому предстояло выполнить четырехсуточный полет, и к тому же он первым шел по графику полета Г.С.Титова. Однако никаких неприятных ощущений, а тем более расстройств космонавт не ощущал, хотя даже сознательно стремился их вызвать. П.Р.Попович тоже чувствовал себя хорошо на всем протяжении своего полета. Это был очень важный результат, полученный в этом групповом полете. Однако этого результата ожидали, поскольку после полета Г.С.Титова проблеме приспособляемости организма к условиям невесомости стали отводить самое серьезное внимание при подготовке космонавтов. Поэтому данный результат был как бы предопределен еще при подготовке космонавтов на Земле, а космический полет лишь подтверждал надежность используемых методик тренировки.
Важный момент наступил на четвертом витке полета А.Г.Николаева, когда впервые космонавт освободился от привязной системы и начал свободно плавать в кабине корабля. Эксперимент прошел успешно, хотя высказывались и опасения в том, сможет ли космонавт в условиях невесомости вернуться в свое кресло. Сейчас эти опасения могут вызвать лишь улыбку у современного читателя, но в те времена выход космонавта из кресла воспринимался как серьезная проблема. При своем полете А.Г.Николаев 4 раза освобождался от подвесной системы и 'наплавал' 3,5 ч, П.Р.Попович - 3 раза (около 3 ч). Для проведения этих экспериментов была переоборудована кабина корабля, и в частности был расширен ее свободный объем.
15 августа космонавты благополучно вернулись на Землю, и этот выдающийся эксперимент был завершен, К этому времени в США заканчивалась подготовка к полету МА-8 по программе 'Меркурий'. Планировалось, что в этом полете У.Ширра совершит за 9 ч пять витков вокруг Земли - программа весьма скромных масштабов после впечатляющих достижений советских космонавтов. Продолжительность полета А.Г.Николаева более чем в 10 раз превышала время полета американского космонавта и составляла 94 ч 22 мин, продолжительность полета П.Р.Поповича равнялась 70 ч 57 мин.
Старт 'Сигмы-7' (так загадочно назвал У.Ширра свой корабль) после нескольких отсрочек произошел 3 октября 1962 г. Впервые полет американского космонавта прошел без всяких происшествий, однако после возвращения На Землю У.Ширра испытывал трудности при ходьбе, и возникло подозрение, что данное обстоятельство вызвано 'долгим' пребыванием в состоянии невесомости. Дело в том, что в ходе своего полета советские космонавты в целях избежать последствий пребывания в состоянии невесомости интенсивно занимались различными физическими упражнениями, в то время как американские космонавты не имели такой возможности (напомним, что свободный объем кабины корабля 'Меркурий' составлял всего 1,1 м³).
В 1963 г. завершились программы запусков кораблей 'Восток' и 'Меркурий'. 15 мая стартовал американский космонавт Г.Купер, назвавший свой корабль 'Фейт-7' (от английского слова 'судьба'). Продолжительность этого полета (обозначенного как МА-9 в программе 'Меркурий') составила 34 ч 20 мин и была близка к максимальному времени работы систем американского космического корабля. В ходе полета вновь возникали неполадки в автоматической системе ориентации, но в то же время космонавт при возвращении на Землю никаких отклонений в состоянии своего здоровья не обнаружил. Впервые с эффектом реадаптации человеческого организма к земным условиям ученые серьезно столкнулись через несколько лет, когда А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов вернулись из своего 18-суточного полета.
Неизгладимый след, который оставил после себя групповой полет А.Г.Николаева и П.Р.Поповича, привел к тому, что полет Г.Купера привлек к себе, мало внимания даже в США (об этом чуть позже). К тому же вскоре после этого полета весь мир вновь был потрясен новыми достижениями советской космонавтики. 14 июня в 15 ч по московскому времени состоялся запуск корабля 'Восток-5' с В.Ф. Быковским, а 16 июня в 12 ч 30 мин стартовал корабль 'Восток-6', впервые в истории космонавтики пилотируемый женщиной - В.В.Терешковой. Новый абсолютный рекорд по продолжительности полета установил В.Ф.Быковский (149 ч 06 мин). Таким образом, каждый из 6 полетов корабля 'Восток' стал выдающимся вкладом в развитие всей космонавтики.
Вообще говоря, в США было тоже запланировано шесть орбитальных полетов корабля 'Меркурий', однако интерес к этой программе у американцев быстро падал, особенно когда развернулись работы по программам 'Джемини' и 'Аполлон'. В январе 1963 г. из 2500 человек, работавших в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне (ныне им.Л.Джонсона), в программе 'Меркурий' было занято только 500 человек, а ведь еще предстоял полет Г.Купера. Прохладное отношение к этому полету со стороны руководства НАСА сильно задело американского космонавта. Совершив полет на одном из первых кораблей 'Джемини', Г.Купер вскоре ушел из отряда космонавтов, разочаровавшись, по его словам, в политике НАСА.
|
|
Орбитальные полеты кораблей 'Восток' и 'Меркурий' |
Дата |
Название |
Космонавт |
Элементы орбиты |
|||
перигей, |
апогей, |
наклонение, |
период, |
|||
12.IV.1961 |
Восток | Ю.А.Гагарин | 181 |
327 |
64,95 |
89,34 |
6.VIII.1961 |
Восток-2 | Г.С.Титов | 183 |
244 |
64,93 |
88,46 |
20.II.1962 |
Френдшип-7 | Дж.Гленн | 161,4 |
262,8 |
32,5 |
88,2 |
24.V.1962 |
Аврора-7 | М.Карпентер | 160,9 |
268,4 |
32,5 |
88,3 |
11.VIII.1962 |
Восток-3 | А.Г.Николаев | 180,7 |
234,6 |
64,98 |
88,33 |
12.VIII.1962 |
Восток-4 | П.Р.Попович | 179,8 |
236,7 |
64,95 |
88,39 |
3.X.1962 |
Сигма-7 | У.Ширра | 161,4 |
278,2 |
32,6 |
88,9 |
15.V.1963 |
Фейт-7 | Г.Купер | 160,9 |
267,0 |
32,5 |
88,7 |
14.VI.1963 |
Восток-5 | В.Ф.Быковский | 174,7 |
222,1 |
64,96 |
88,27 |
16.VI.1963 |
Восток-6 | В.В.Терешкова | 133,9 |
231,1 |
64,95 |
88,3 |
После полета Г.Купера остались еще два неиспользованных корабля 'Меркурий', так как НАСА решило прекратить полеты по этой программе. Больше всех этому воспротивился А.Шепард: первый американский космонавт жаждал как можно быстрее совершить свой первый орбитальный полет. Он настаивал, писал президенту США, но его просьбы оказались безрезультатными. Космонавт как бы предчувствовал, что вскоре его по состоянию здоровья выведут из отряда космонавтов. Командиром корабля 'Джемини' в первом его полете стал В.Гриссом. Однако через несколько лет А.Шепард все же вернулся в отряд космонавтов США и возглавил одну из экспедиций американских космонавтов на Луну.
Из первых советских космонавтов, помимо А.Г.Николаева, второй полет в космос совершил П.Р.Попович, возглавив экспедицию на орбитальную станцию 'Салют-3'. Трижды в космос стартовал В.Ф.Быковский (как и У.Ширра из первого отряда американских космонавтов), возглавив, в частности, международный экипаж с З.Йеном (ГДР) при полете на станцию 'Салют-6'. Наконец, говоря о дальнейшей судьбе первых космонавтов, с прискорбием приходится отметить, что она трагически сложилась, для первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина и американского космонавта В.Гриссома. Первый из них погиб в тренировочном полете на самолете, второй сгорел во время пожара в кабине корабля 'Аполлон' при его наземных испытаниях. Некоторые сведения о полетах кораблей 'Восток' и 'Меркурий' приводятся в табл.3.