Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev3/text/29.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:30:09 2013
Дата индексирования: Sun Apr 10 10:12:57 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http www.mccme.ru
'САМОСТИЙНЫЙ' КОСМОС УКРАИНЫ

НОВОБРАНЦЫ 'КОСМИЧЕСКОГО КЛУБА'

'САМОСТИЙНЫЙ' КОСМОС УКРАИНЫ

В 'космический клуб' Украина попала нетрадиционным путем. После развала СССР страна унаследовала мощнейший ракетный центр в Днепропетровске и целый ряд первоклассных предприятий РКТ в Киеве, Харькове и т.п. Инерция налаженного производства и прочность сложившейся кооперации (с российскими предприятиями), 'подкрепленная' выдвижением руководителей 'оборонки' на самые высокие государственные посты*, предотвратила коллапс украинской аэрокосмической индустрии.
Более того. Стране удалось пробиться на рынок пусковых услуг в союзе с коллегами из Российской Федерации, Соединенных Штатов и Норвегии -имеется ввиду международный проект 'Морской старт' (Sea Launch) на базе РН 'Зенит'. В заделе - новые интересные проекты с Россией, Бразилией, Египтом, Евросоюзом, США:
Стоит упомянуть и наземные средства Украины - Евпаторийский центр с уникальным антенным комплексом. Таких антенн, как РТ-70, в мире всего шесть. Она уже сопровождала дальние космические миссии, в частности, европейский Mars Express.

Первым ИСЗ серии 'Космос', запущенным 16 марта 1962 г.,
был ДС-2 ('Днепропетровский спутник-2'). И спутник, и его ракета-носитель 63С1
('Космос-1' на рис.) создавались в Днепропетровске, Украина

Рисунок А.Шлядинского

Но мир жесток, а конкуренция (в т.ч. недобросовестная) безжалостно истребляет слабейших. На Украине нет самодостаточной структуры полномасштабной разработки, производства, испытаний, запуска и управления объектами РКТ: Отсутствие же полной национальной кооперации означает, что в любых переговорах по новым проектам будет участвовать третья сторона, обеспечивающая техническую реализацию недостающих элементов. При этом не исключено, что третий участник будет иметь собственные политические, экономические или иные интересы, отличные от интересов Украины. В этой связи вопрос первостепенной важности - КАК будет развиваться 'самостийный украинский космос'?

М.К.Янгель, Главный конструктор советской ракетно-космической техники,
руководитель НПО 'Южное' в период с 1954 по 1974 г.

Представляется, что создание в стране 'самодостаточной' космической отрасли (путь, выбранный Китаем и Индией) пока невозможно. Нет ресурсов для реализации такой стратегии: украинский бюджет дефицитен, а надо еще выполнять социальные обещания 'оранжевой революции'. И главное - 'самостийный' путь противоречит нынешнему политическому курсу Украины, ориентированному на Запад. Основной вопрос здесь состоит не в том, что хочет получить Украина от сотрудничества с Соединенными Штатами и Западной Европой, а в том, что она может им предложить.
США, 'осваивая' до 75% мирового космического бюджета, традиционно не склонны поддерживать 'забугорные' высокие технологии. Непреложный принцип работы ЕКА - свое участие в совместных программах финансирует сам участник.
Поскольку из госбюджета реально выделяется 'на космос' лишь около 10 млн $ (в пять раз меньше суммы, которая предусмотрена в Законе Украины о национальной космической программе), 'съеживание' аэрокосмической индустрии необратимо.

ДС-2, предназначенный для исследований ионосферы Земли, представлял собой
сферический контейнер со стержневыми антеннами, снабженный передатчиком системы 'Маяк'
с питанием от аккумуляторов. В известном смысле, это и был 'первый украинский спутник',
но во времена СССР 'национальный уклонизм' не приветствовался:

В этих условиях Украина может выступать лишь как партнер - и прежде всего, для России.
27 мая 2005 г. на совещании по вопросам космической отрасли новый президент Украины В.Ющенко поставил задачу разработать программу ее возрождения на базе 'здорового 'эго' людей, для которых космос является профессией'.

В советские времена 'Южный машиностроительный завод' ('Южмаш'), который входит в НПО 'Южное' (Днепропетровск) и носит ныне имя А.М.Макарова, выпускал до 100 межконтинентальных ракет в год. Сейчас он производит ежегодно не боле пяти-шести 'Зенитов', в основном, для компании Sea Launch, и два-три 'Циклона-3' для России и Украины. На 'Южмаше' осталось примерно 16 тыс работников - против 52 тысяч во времена СССР. Число сотрудников Государственного конструкторского бюро (ГКБ) 'Южное' имени М.К.Янгеля уменьшилось с 10 до 4,5 тысяч. О доходах предприятия не сообщается, т.к. они 'не отражают реального положения дел'. Загрузка фирмы такова: 34% объема работ проводится для Национального космического агентства Украины (НКАУ), 32% - для Федерального космического агентства России, 27% - для международных программ (среди которых Sea Launch) и 7% -по конверсии (сельскохозяйственные машины, тракторы, автобусы и т.п.). Павлоградский филиал ГКБ 'Южное', который занимался созданием твердотопливных двигателей, уже не имеет 'работы по специальности'. Здесь сначала строили, а затем утилизировали 'железнодорожную' МБР SS-24, но сейчас заинтересованная в последнем американская сторона прекратила финансирование. В 2004 г. объем годовых продаж харьковского ОАО 'Хартрон' (специализировалось на разработке и производстве систем управления ракет) составил примерно 200 тыс $, что свидетельствует о явной деградации данного направления.

Новое руководство НКАУ планирует закрепиться на рынке пусковых услуг**, а также заложить стратегические перспективы с высокой коммерческой отдачей. Украинские представители проводят активный зондаж настроений в ЕКА и EADS, чтобы привлечь европейцев к сотрудничеству (в контексте этих усилий ГКБ 'Южное' открыло свое постоянное представительство в Брюсселе).
Пока ведутся работы лишь по одной-единственной программе создания малой РН Vega, которая на 65% финансируется Италией ('Южное' - субподрядчик Fiat Avio). На основе камеры сгорания двигателя РД-869 собственной разработки ГКБ создает ЖРД VG143.9000.C для четвертой ступени этой ракеты. Тяга - 250 кгс; топливо подается пневмонасосами (в то время как исходный ЖРД имел турбонасосную систему подачи). Первый полет 'Веги' намечен на 2007 г.

Десять лет назад ГКБ 'Южное' предлагало запускать РН 'Циклон' и 'Зенит' с европейского космодрома Куру во Французской Гвиане. Были проведены переговоры с фирмой Aerospatiale, но Европа предпочла российскую РН 'Союз'.

В 2007 г. ГКБ 'Южное' предполагает запустить первую РН 'Зенит-М' (двухступенчатый вариант 'Зенит-2M' и трехступенчатый - 'Зенит-3M') с космодрома Байконур. Программа 'Наземный старт' будет осуществляться компанией 'Международные космические услуги', образованной украинскими и российскими фирмами, при поддержке Sea Launch Company.
Есть планы запусков модернизированного варианта 'Циклона-2' с Байконура (в российских арсеналах осталось еще семь ракет). 'Южное' совместно с ОКБ Макеева (Миасс), КБТМ и предприятием 'Вымпел' (Москва) разрабатывает вариант РН 'Циклон-2К' с новым ГО и третьей ступенью. В рамках создания национального телекоммуникационного спутника 'Лыбидь' ГКБ 'Южное' изучает целесообразность закупки комплектующих элементов КА в США, Европе или Японии. Кроме того, предприятие готово принять участие в создании общеевропейской спутниковой системы навигации Galileo.
В области пилотируемых полетов ГКБ 'Южное' сотрудничает по проекту 'Зенит' - 'Клипер' с российской РКК 'Энергия'.
На перспективу разработан проект РН нового семейства 'Маяк', которые должны прийти на смену 'Циклонам' и 'Зенитам'.

Макеты существующих и перспективных РН украинской разработки
Фото В.Аврамова

Имеются наработки по созданию авиационно-космических систем на базе самолетов-носителей украинского АНТК имени О.К.Антонова Ан-124 'Руслан' и Ан-225 'Мрия' - 'Свитязь' и 'Ориль'.
Будет ли это востребовано международным рынком? Поживем - увидим:

Далее:

Достаточно упомянуть сначала премьер-министра, а затем президента Украины Л.Д.Кучму, который в советские времена руководил днепропетровским 'Южным машиностроительным заводом'.
В 2004 г. было запущено семь украинских РН: три 'Зенита-3SL' с плавучего комплекса Sea Launch, no одному 'Зениту-2', 'Циклону-2' и 'Днепру' с космодрома Байконур и один 'Циклон-3' с космодрома Плесецк. Если учесть, что во всем мире в 2004 г. было проведено 55 пусков, то доля Украины составила впечатляющие 12,7%.