Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev3/text/26.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:30:08 2013
Дата индексирования: Sun Apr 10 10:12:52 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п
КОСМИЧЕСКИЕ АМБИЦИИ ЮЖНОЙ КОРЕИ

НОВОБРАНЦЫ 'КОСМИЧЕСКОГО КЛУБА'

КОСМИЧЕСКИЕ АМБИЦИИ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Первой корейской ракетой, о которой сохранилось письменное упоминание, считается оружие 'Юхва' ('Бегущий огонь'), изобретенное генералом Чхве Мусоном (Choe Mu-seon) в 1377 г. для обороны от японских пиратов.
После войны 1950-1953 г.г. состоялось знакомство южнокорейских военных с современными (на тот период) твердотопливными американскими ракетами: оперативно-тактическими (Honest John) и зенитными (Nike Hercules). Мощь и совершенство ракет восхищали:
Совершив в последней четверти XX века рекордный экономический рывок, Республика Корея сделала ставку на программу развития высоких технологий, в т.ч. аэрокосмических, считая это одним из способов поднять конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке и одновременно повысить политическое реноме и оборонную мощь страны.

В октябре 1989 г. был создан Корейский авиакосмический исследовательский институт KARI (Korea Aerospace Research Institute), который установил партнерские отношения с соответствующими организациями США, Великобритании, Франции, России, КНР, Израиля, Польши. В ведении KARI находится Центр по интеграции и испытаниям спутников SITC (Satellite Integration and Test Center) - пока единственный в Корее. Он имеет чистые помещения класса 1000, оборудованные для сборки компонентов КА, вибростенд, систему измерения моментных характеристик аппаратов массой до 3,5 т, термовакуумные камеры для моделирования условий космического пространства, камеру электромагнитной совместимости и др. испытательное оборудование.

В 1990-е годы было налажено производство РДТТ массой до тонны. Эти двигатели применялись в модификации Nike Hercules, которую южнокорейские военные используют как ракету класса 'поверхность - поверхность' с дальностью до 400 км.
Тогда же институт KARI разработал серию зондирующих ракет. В частности, одноступенчатая KSR-I (Korean Sounding Rocket-I, два пуска в 1993 г.) применялась для измерения вертикального распределения озона. Она оснащена твердотопливным двигателем KSR-420S (тяга 10 тс в течение 18 сек) и может поднимать полезный груз 150 кг на высоту 40-55 км. Стартовая масса 1,2 т, длина 6,7 м.
Во время двух пусков двухступенчатой KSR-II в 1997-98 гг. проводились исследования озонового слоя, распределения электронов и космических лучей. Первая и вторая ступени ракеты были оснащены твердотопливными двигателями KSR-420S и -420B соответственно, системой принудительного разделения ступеней, аэродинамическими поверхностями управления по схеме 'утка'. Ракета способна поднять ПГ 150 кг на высоту 130-150 км, имеет стартовую массу 2 т и длину 11,1 м.

Пуск ракеты KSR-III с кислородно-керосиновым ЖРД (на фото вверху)
Фото с проекта KARI

Опыт создания и запуска одно-и двухступенчатых зондирующих ракет лег в основу проекта KSR-III - изделия промежуточного типа, предваряющего разработку РН легких спутников KSLV-I (Korean Space Launch Vehicle). Первый полет KSR-III состоялся 28 ноября 2002 г. с полигона Анхын на западном побережье страны. Ракета имеет длину 14 м, диаметр 1 м и массу 6 т. ЖРД тягой 12,5 тс* с вытеснительной подачей топлива кислород-керосин проработал 53 сек; полная продолжительность полета составила 231 сек, высота - 42 км, дальность - 80 км, максимальная скорость - 902 м/с.
Проектируемый трехступенчатый носитель KSLV-I, предназначенный для выведения на низкую околоземную орбиту ИСЗ массой до 100 кг, представлял собой связку трех блоков типа KSR-III (два боковых - первая ступень, центральный - вторая), третью ступень предполагалось создать на базе KSR-I (KSR-II). Было объявлено, что первый запуск KSLV-I с научно-технологическим спутником STSAT-2** (Science Technology Satellite-2) массой 100 кг на орбиту высотой 300х1500 км планируется на декабрь 2005 г.
Однако в 2004 г. правительство Республики Корея пересмотрело планы, определив, что к 2015 г. страна должна войти в десятку ведущих космических держав мира. Поскольку разработанная ранее программа имела весьма ограниченные цели и перспективы роста, было принято решение о ее кардинальной переработке. В новые планы вошло строительство космодрома на о-ве Венаро (Woenaro) в южной части Корейского п-ва, а российскому ГКНПЦ имени М.В.Хруничева был заказан проект серии довольно крупных космических РН на базе универсального ракетного модуля (УРМ) семейства носителей нового поколения 'Ангара'.

Ракета KSR-III (слева) и первый вариант носителя KSLV-I:
1 - головной обтекатель; 2 - полезный груз; 3 - РДТТ третьей ступени;
4 - система управления; 5 - баллон с гелием системы вытеснения основных компонентов топлива;
6 - бак горючего (керосин); 7 - бак окислителя (жидкий кислород); 8 - боковые ускорители;
9 - ЖРД, установленный в кардановом подвесе; 10 - аэродинамические стабилизаторы

Реконструкция И.Афанасьева

Решено также закупить в России 10 модулей УРМ с ЖРД - как первых ступеней нового варианта ракеты KSLV-1. РДТТ второй ступени создается в Корее с использованием отечественных технологий. Старт носителя со спутником STSAT-2 намечен на октябрь 2007 г.
Для запуска более тяжелых КА предполагается разработать носители KSLV-II и III. Ракета KSLV-II, первый старт которой запланирован на 2010 г., будет состоять из первой ступени российского производства и южнокорейской второй ступени с ЖРД***. Ее грузоподъемность ~1т.
KSLV-III, запуск которой запланирован на 2015 г., будет трехступенчатым носителем, способным вывести многоцелевой спутник 1,5-тонного класса на круговую солнечно-синхронную орбиту высотой 700-800 км. Первая и вторая ступени ракеты - жидкостные, третья (апогейная) - твердотопливная. Как и в предыдущих случаях, первая ступень KSLV-III будет произведена в России.
Параллельно с проектированием РН ведутся разработки спутников - многоцелевых и КА связи. Основная цель этих работ - создание научно-инженерной базы для независимых ракетно-космических технологий, в т.ч. и оборонной направленности.
К настоящему времени Республике Корея удалось запустить несколько КА (как собственной разработки, так и созданных за рубежом по корейскому заказу) на американских, европейских, индийских и российских РН. Первый южнокорейский спутник собственной разработки - KOMPSAT массой 470 кг, изготовленный на базе стендовой модели американской фирмы TRW, - был запущен 21 декабря 1999 г. с космодрома Ванденберг (Калифорния, США) твердотопливной РН Taurus.

Многоцелевой спутник KOMPSAT
Фото с проекта KARI

Ракетно-космические амбиции 'Страны утренней свежести', с одной стороны, безусловно стимулируют прогресс корейской науки и техники, но, с другой стороны, вызывают обеспокоенность ее соседей - КНДР и Японии, а также неудовольствие США, которые активно блокируют распространение ракетных технологий даже в союзных Вашингтону государствах.

Космодром на о.Венаро должен иметь два стартовых сооружения
Фото с проекта KARI

Далее:

По размерности соответствует двигателю первой ступени РН Vanguard.
Разрабатывался с октября 2002 г. как дублер аппарата STSAT-1 (KAISAT-4, запущен 27 сентября 2003 г. российской РН 'Космос-ЗМ').
Возможно, на базе кислородно-керосинового модуля KSR-III.