Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev3/text/25.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:30:08 2013
Дата индексирования: Sun Apr 10 10:12:51 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: astro-ph
БРАЗИЛЬСКИЕ 'ФАЛЬСТАРТЫ'

НОВОБРАНЦЫ 'КОСМИЧЕСКОГО КЛУБА'

БРАЗИЛЬСКИЕ 'ФАЛЬСТАРТЫ'

Бразильское правительство и общество настойчиво стремятся к созданию национальной ракетно-космической промышленности, связывая с ее появлением новые возможности по освоению природных ресурсов, совершенствованию телекоммуникационной сети, решению задач по охране окружающей среды и метеообеспечению. Кроме того, присоединение Бразилии к 'клубу космических государств' рассматривается как важный фактор повышения авторитета страны в региональном и международном масштабе*.

Высотная ракета Sonda 1
Фото IAE

Исследования по космической тематике начались в Бразилии в конце 1950-х годов, когда в ВВС страны была сформирована целевая аэрокосмическая лаборатория.
В 1965 г. совершила первый полет национальная исследовательская ракета Sonda, которая подняла на высоту 64 км полезный груз 4 кг. Успехи в осуществлении данной программы стали возможны вследствие тесного сотрудничества бразильцев с США и Францией. Отметим, что эти работы проводились в течение 25 лет (создано пять модификаций твердотопливной ракеты Sonda на базе американской технологии).
В стране появились квалифицированные инженерно-технические кадры, авиакосмические НИИ и предприятия. Это позволило, начиная с 1979 г., приступить к реализации Автономной космической программы (Missao Espacial Completamente Brasileira), которая предполагала проектирование, изготовление и вывод на околоземную орбиту КА на основе достижений национальных научных центров и промышленности.

Ракета Sonda 4 стала прототипом ступеней спутникового носителя VLS-1

Создание первого бразильского ИСЗ было поручено Национальному институту космических исследований INPE (Instituto Nacional de Pesquisas Espaciais) в г. Сан-Жозе-дус-Кампус. К концу 1980-х годов здесь был разработан спутник SCD (Satelite de Coleta de Dados), предназначенный для сбора метеорологической информации с наземных пунктов на территории Бразилии.
Разработкой ракеты-носителя VLS** (Veiculo Lancador de Satelites) с 1974 г. занимался Аэрокосмический технологический центр, подчиненный министерству аэронавтики Бразилии. Проект предусматривал создание РН, способной вывести на орбиту ИСЗ серии SCD.

Ракета-носитель VLS-1 на старте спутникового носителя VLS-1
Фото IAE

Для демонстрации концептуальных технологий в 1984-1989 гг. было выполнено четыре пуска системы, имитирующей перспективный носитель (связка из пяти высотных ракет Sonda 4).
На разработку VLS было затрачено более 300 млн $. Созданная РН представляет собой полностью твердотопливную четырехступенчатую ракету стартовой массой около 50 т и высотой 19 м. Три первые ступени спроектированы на базе первой ступени ракеты Sonda 4. Четыре твердотопливных ускорителя (первая ступень) включаются на стартовом столе. Вторая ступень вложена внутрь связки ускорителей и начинает работу на высоте 20 км. Третья ступень - укороченный вариант второй. Четвертая ступень оснащена РДТТ с фиксированным 'пустотным' соплом.
Для запуска РН на авиабазе бразильских ВВС Алкантара был построен одноименный космодром. Это место считается одним из самых удачных в мире - оно находится вблизи экватора на побережье океана, что позволяет проводить запуски ИСЗ на орбиты практически любого наклонения.


Фото IAE

В 1989 г., после десяти лет работы в рамках Автономной космической программы, стало ясно, что она фактически сорвана. Главной причиной был хронический недостаток средств. Из запланированных на разработку VLS 900 млн $ Аэрокосмический технологический центр получил лишь 170 млн $. Кроме того, решение бразильского правительства о 'замораживании' в середине 1980-х годов заработной платы в государственном секторе привело к оттоку из аэрокосмической промышленности квалифицированных кадров.
В начале 1990-х годов INPE подготовил к полету первый спутник собственной бразильской разработки - SCD-1, однако в связи с неготовностью носителя VLS-1 Бразилии пришлось обратиться за помощью к США. 9 февраля 1993 г. спутник массой около 100 кг был выведен на круговую орбиту высотой около 750 км с наклонением 25њ американским носителем Pegasus, стартовавшим с самолета-носителя B-52.
В 1994 г. было создано Бразильское космическое агентство AES (Agenda Espacial Brasileira). При этом стратегические приоритеты -собственные РН, спутник и космодром - не изменились.

Монтаж отсека системы управления
Фото INPE

Запуск первой бразильской ракеты VLS-1 со спутником экологического мониторинга SCD-2A был произведен 2 ноября 1997 г. Полет продолжался всего 65 сек со значительным отклонением от намеченной траектории. По этой причине с наземного центра была дана команда на подрыв РН. Как показало последующее расследование, один из двигателей первой ступени не вышел на расчетный режим.
С учетом замечаний по первому пуску Институтом авиации и космоса Аэрокосмического центра ВВС Бразилии (IAE-CTA) был подготовлен второй экземпляр РН (VLS-1 V02). Попытка запуска 11 декабря 1999 г. окончилась неудачей - не прошло зажигание второй ступени. Ракета 'прожила' лишь до 200-й секунды полета. Спутник для научных исследований и сбора данных SACI-2 имел массу 80 кг и должен был выйти на экваториальную орбиту высотой 750 км.
Запуск ракеты VLS-1 номер V03 с двумя спутниками*** был намечен на 25 августа 2003 г. Однако за три дня до этого, 22 августа в 13:30 по местному времени, во время предстартовой подготовки на пусковом комплексе CLA1 авиабазы Алкантара произошел взрыв ракеты. Погиб 21 человек, более двадцати были ранены. Носитель вместе с полезным грузом (общей стоимостью порядка 6,5 млн $) был уничтожен, стартовый стол разрушен.

Второй пуск VLS-1
Фото INPE

Это была третья - и снова неудачная - попытка Бразилии стать первой страной Латинской Америки (и 10-й космической державой мира), способной вывести национальный ИСЗ ракетой собственной разработки.
Эксперты признают, что в этой трагедии остается слишком много вопросов - причины и механизмы возникновения катастрофы непонятны. В нормальных условиях современное твердое ракетное топливо очень стабильно. Его невозможно поджечь спичкой; для того, чтобы 'включить' РДТТ, необходим мощный воспламенитель с высокотемпературным факелом огня.
В сложившейся ситуации Бразильское космическое агентство видит выход в использовании стартовых площадок Алкантары для запуска ракет других стран.

Спутники SACI-2 и Satec до орбиты не добрались
Коллаж И.Афанасьева. Фото INPE

В частности, заключены предварительные соглашения с США (РН Taurus), Россией (РН 'Старт'), Израилем (РН Shavit/LEOLINK). Наиболее далеко продвинулось сотрудничество с Украиной: удалось договориться о строительстве стартовых комплексов и запусках новой РН 'Циклон-4', разрабатываемой специально для этого космодрома.
Таким образом, Бразилия твердо намерена и создать национальный носитель, и активно участвовать в освоении космического пространства. Как отметил в этой связи американский эксперт Джеймс Оберг (James E. Oberg), '...очень важно получить доступ в космос. Это не роскошь, не поза и не рекламный трюк. Это - будущее человечества. И Бразилия намерена играть здесь свою роль, что делает честь стране, ее населению и специалистам, погибшим в Алкантаре...'

Снимок пускового комплекса на полигоне Алкантара был сделан спутником Ikonos
за 2 года до катастрофы (5 сентября 2001 г.), на врезке - через двое суток после нее.
Видны сожженная растительность и разрушенный стартовый стол

Далее:

Следует отметить уже достигнутые Бразилией крупные успехи в авиастроении, в частности, по созданию региональных пассажирских и легких самолетов.
Судя по тому, что среди основных разработчиков РН в официальных документах встречаются инженеры с японскими фамилиями, такие как Тосиаки Йосино (Toshiaki Yoshino) и Марио Тосиаки Туру (Mario Toshiaki Turn), можно предположить, что при ее создании учитывался опыт Института космических и астронавтических наук ISAS (Япония).
Технологический ИСЗ Satec массой 65 кг разработки Национального института космических исследований INPE для мониторинга состояния систем носителя в полете и экспериментальный Unosat-1 (8,83 кг), созданный студентами и преподавателями Северного университета Параны по образовательной программе.