Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev3/text/12.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:30:13 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:40:50 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ NOTSNIK

'ГУД БАЙ, АМЕРИКА...'

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ NOTSNIK

 
Помимо официально известных проектов Vanguard и Jupiter С, Соединенные Штаты пытались участвовать в 'космической гонке' еще с одной - и весьма оригинальной - программой.
Вскоре после запуска Первого спутника группа инженеров военно-морских сил США инициировала совершенно секретный 'Проект Пайлот' (Project Pilot), который предполагал создание и запуск разведывательных, инспекционных и навигационных ИСЗ, а также отработку системы перехвата вражеских КА, что представлялось наиболее важным. Планировалось выполнить программу быстро и при достаточно скромных ассигнованиях.
Особая роль отводилась Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (Naval Ordnance Test Station) в Чайна-Лейк, шт. Калифорния, которая работала под руководством Главного управления вооружения ВМС BuOrd (Bureau of Ordnance) и с 1943 г. отвечала за разработку ракет для Флота. В качестве 'пробного шара' решили 'посмотреть' твердотопливный носитель на базе армейских тактических ракет Sergeant, однако Армия отказалась предоставить двигатели.
Новое предложение, оформленное к началу 1958 г.1, базировалось на шестиступенчатой РН с воздушным запуском, которая должна была создаваться из материально-технических средств, имеющихся в распоряжении ВМС.

Примечательное фото: под крылом 'Скайрэя' изделие 'от NOTS'
Фото NOTS

В самом начале 1958 г. Джон Николаидес (John Nikolaides), технический директор космического отдела BuOrd (созданного вскоре после запуска первого ИСЗ), одобрил проект и предложил немедленно начать разработку, чтобы выполнить ее за четыре месяца в рамках бюджета в 300 тыс $. 'Злые языки' отреагировали немедленно: Project Pilot получил неофициальное наименование NOTSNIK2) (сочетание NOTS и НИКолаидес в подражание слову 'Спутник')...

Здесь 'моряки' (BuOrd) в известном смысле конкурировали с 'авиаторами' (Научно-исследовательским отделом ВВС), которые вели работы по программе Farside ('космический' вариант концепции 'Рокун' - старт ракеты с высотного воздушного шара). Альтернативная концепция 'Рокэйр'3 - старт РН со скоростного высотного самолета - послужила основой космического комплекса 'от NOTS'.
16 августа 1955 г. с самолета F2H2, принадлежащего ВМС, впервые была запущена 'в зенит' неуправляемая пороховая ракета 'воздух-воздух' калибра 69,7 мм (2,75 дюйма). Эта довольно слабая 'ровесница' корейской войны достигла высоты 55 км (180 тыс футов)! Военный потенциал 'Рокэйра' был налицо - и в открытой печати стали явно доминировать 'Рокуны':

В качестве 'первой ступени' системы NOTSNIK предполагалось применить модифицированный палубный реактивный истребитель Douglas F-4D-1 Skyray, с которого при кабрировании (подъем с углом 58њ, скорость 740 км/ч, высота 12500 м) сбрасывалась ракета.
По компоновке твердотопливный носитель NOTS-EV-1 (масса 950 кг, длина 4,38 м, максимальный диаметр корпуса 76,1 см, размах крестообразного стабилизатора 1,65 м) схож с ракетой Farside-1. Это понятно: массогабаритные характеристики систем воздушного старта задаются жестко, поскольку должны удовлетворять условиям размещения на аэростате ('Рокун') либо самолете ('Рокэйр'). Ракета NOTS должна была подвешиваться под левым крылом истребителя на стандартном бомбодержателе. Для балансировки под правое крыло вешали сбрасываемый топливный бак аналогичной массы.
Таким образом, NOTSNIK претендовал на звание самой миниатюрной из известных систем запуска ИСЗ, даже с учетом массы самолета-носителя!
Вторая и третья ступени РН состояли из четырех двигателей HOTROC (модификация твердотопливных противолодочных ракет ASROC в едином 'корсете'), собранных попарно в связку. Через 3 сек после отделения от самолета запускалась первая пара ракет, а через 12 сек после их выключения - вторая. Далее в течение 100 сек носитель двигался по инерции к верхней точке баллистической траектории, где на высоте 71 км конструктив пустых второй и третьей ступеней отделялся, и происходил запуск следующей ступени.

Схема ракеты-носителя NOTSNIK:
1 - спутник; 2 - РДТТ шестой ступени; 3 - РДТТ пятой ступени;
4 - РДТТ четвертой ступени; 5 - обтекатель; 6 - РДТТ второй/третьей ступеней;
7 - аэродинамический стабилизатор

На четвертой ступени стоял двигатель Х-241, разработанный Аллеганской баллистической лабораторией для третьей ступени РН Vanguard (впоследствии заменен на Х-248 компании Thiokol Chemical).
Через 3 сек после выгорания четвертой ступени включался двигатель NOTS-100 пятой (он, также как и РДТТ шестой ступени, был самостоятельно разработан NOTS в рамках 'Проекта Пайлот').
После выключения пятой ступени NOTSNIK оказывался на околополярной орбите с перигеем около 60 км и апогеем 2400 км, где вряд ли мог выполнить хоть один полный виток. Для 'скругления' орбиты через 53 мин 20 сек полета в апогее необходимо было включить совсем крошечный двигатель шестой ступени, интегрированный с полезным грузом. Этот РДТТ поднимал перигей орбиты до безопасной высоты.

Специально отметим, что РН не имела системы управления (во всяком случае, ни в одном из источников о наличии такой системы не говорится, упоминаются лишь плановые задержки между включениями РДТТ). Вторая/третья ступень стабилизировалась аэродинамически, все последующие - закруткой.

Модель самолета F-4D-1 Skyray с ракетой-носителем NOTSNIK под крылом
Фото с сайта mek.cosmo.cz

Спутник представлял собой аппарат торообразной формы массой 1,04 кг (2,3 фунта) и диаметром около 20 см4. Он получал электропитание от аккумуляторов и нес единственный 'научный' прибор - инфракрасный (ИК) сканер.
Этот достаточно примитивный датчик предназначался для получения изображений земной поверхности. Маленькое зеркальце фокусировало принятое оптическое излучение на ИК-фотоэлементе, вращение КА вокруг главной оси инерции давало 'строки' изображения, а поступательное движение спутника позволяло формировать 'кадр' целиком. Работа сканера была экспериментально проверена на самолете: качество изображения оказалось весьма низким, но данный опыт мог пригодиться для создания перспективных ИК-систем в будущем.
Для приема информации со спутника были созданы специальные транспортабельные станции, которые оперативно развертывались во всех частях земного шара. Персонал, состоящий из военных моряков, должен был получить сигнал и передать его в Чайна-Лейк для дешифровки изображения. Однако основной задачей сети станций являлось подтверждение факта выхода ИСЗ на орбиту, так как небольшие размеры аппарата не позволяли засечь его оптическими средствами, а малая емкость батарей гарантировала передачу сигнала только с первых трех витков.
Противоспутниковая миссия 'Нотсника' заключалась в том, чтобы сбивать вражеские КА над укромными уголками Мирового океана (мощные судовые локаторы обнаруживали ИСЗ противника и наводили на него ракету-перехватчик, запускаемую либо с корабля, либо с самолета-носителя).

Главным идеологом легкого космического перехватчика был Уилльям МакЛин (William McLean), 'отец' чрезвычайно простой и удачной ракеты 'воздух - воздух' Sidewinder, которая уже около 50 лет, совершенствуясь, стоит на вооружении авиации США; ее 'клоны' были созданы в СССР (под индексом К-13), Франции (Magic), Израиле (Shaphrir, Pithon), ЮАР (Coockree):
Осознавая, что ИСЗ разведки способны оперативно вскрыть развертывание надводных сил флота США, где бы они не находились, МакЛин, как технический директор NOTS и профессиональный разработчик ракетного вооружения авиации ВМС, экстраполировал базовые принципы 'дешевого' 'Сайдуиндера' для решения задач противо-космической обороны. Что, между прочим, сохраняет свою актуальность и поныне.

Ракета-перехватчик выводила головную часть по баллистической траектории в район цели, где начинался этап самонаведения. Головка самонаведения антиспутника создавалась на базе аналогичного устройства ракеты Sidewinder. Маневрирование осуществлялось с помощью микродвигателей на сжатом газе, а поражение ИСЗ противника -осколочной боевой частью.
Противоспутниковая миссия была еще более секретной, чем собственно NOTSNIK. Ее финансирование пряталось среди множества тем типа SIP, Caleb, Hi-Hoe, Viperscan и т.п., часть которых на деле являлась 'пустышками'. Сборка как спутника, так и антиспутника велась в особом корпусе на станции NOTS ('здание X'), где ранее шло изготовление неядерных компонентов первой американской атомной бомбы. Были задействованы две самые мощные ЭВМ того времени - IBM модели 701/703 и NORC (Naval Ordnance Research Computer), разработанные для программы водородной бомбы.

Полезный груз перехватчика спутников NOTSNIC II.
Снимок датируется 5 мая 1962 г.

Фото US Navy

Для 'натурализации' своих инициатив представители NOTS ездили в мае 1958 г. в Вашингтон, где обещали руководству ВМС, что эти ИСЗ проведут радиационный мониторинг проекта 'Аргус' (Project Argus) - серии ядерных испытаний США в верхних слоях атмосферы.

Помимо воздушных стартов, прототипы противоспутниковых ракет
(в данном случае - Caleb) запускались с наземных установок

Фото NOTS

Такой подход получил одобрение, и NOTS были выделены фонды на официальной основе, в общей сложности более 4 млн $. При этом летные испытания NOTSNIK предопределялись жесткими сроками предстоящего проекта Argus - в начале августа 1958 г.
В июле 1958 г. были выполнены три попытки запуска спутника NOTSNIK, еще три - в августе. Пять из шести стартов потерпели неудачу из-за различных отказов РН. Исключение составлял запуск 22 августа 1958 г., когда ракета, запущенная с самолета-носителя вблизи побережья Калифорнии, отработала штатно. Оператор наземной станции сопровождения в Крайстчерче, Новая Зеландия, принял 'странные слабые сигналы' и сообщил в Центр. Что это было? Успех? Фантом? Мы никогда не узнаем, поскольку новых сигналов не появилось:

Планы дополнительных полетов NOTSNIK одобрения не получили. Внимание разработчиков переключилось на 'антиспутник'. Модифицированный NOTSNIK II (Caleb) представлял собой более крупную четырехступенчатую ракету NOTS-EV-2 (длина 5,55 м, диаметр корпуса 61 см, масса 1361 кг), способную при воздушном старте вывести ИСЗ массой до 9 кг. В 1960-1962 гг. было предпринято пять испытательных суборбитальных запусков РН в неполной комплектации -два с истребителя F-4D Skyray и три с F-4H Phantom II. В последнем пуске 26 июля 1962 г. работали две первые ступени, и ракета достигла высоты 1167 км (725,3 мили)5; при безупречно сработавшей РН имел место отказ бортовой аппаратуры ПГ.). Вскоре эта программа ВМС была закрыта, поскольку все запуски ИСЗ в интересах министерства обороны решили проводить под патронажем ВВС США.

Специально оборудованный истребитель F-4D-1 Skyray осуществлял с 1958 г. пуски по проекту NOTSNIK.
Запечатлена подготовка к полету с ракетой Caleb (1960 г.)

Фото W.W.West

P.S. 5 апреля 1990 г. крылатый 'Пегас' (Pegasus, разработан компанией Orbital Sciences Co.) стал первой ракетой, которая вывела спутник на орбиту, стартовав с самолета. А еще два года спустя нарушили обет молчания участники 'Проекта Пайлот', секретного с 1958 года...

Подготовка ракеты Caleb к пуску с самолета F-4H Phantom II
Фото US Navy

Далее:

После неудачи 'Авангарда' в декабре 1957 г., которую очень болезненно переживали на Флоте, альтернативные проекты РН 'вышли из тени'.
Существует и другая интерпретация, которая звучит просто как Станция по испытаниям вооружения ВМС, Чайна-Лейк (Naval Ordnance Test StatioN, ChIna LaKe).
Rockair, от Rocket on Aircraft (ракета на самолете); концепция впервые предложена Германом Обертом (Hermann Oberth) в его классической работе Wege zur Raumschiffahrt (1929 г.).
За форму и размеры разработчики называли его 'пончиком'.
Проект Hi-Hoe ('Высотная мотыга' - не правда ли, весьма красноречиво для миссии, призванной 'пропалывать' поля неприятельских ИСЗ?