- Проект многоразового транспортного корабля вертикальной посадки (НПО 'Энергия')
- В 1974 г. В. П. Мишина,
возглавляющего ЦКБЭМ после смерти С.П.
Королева, сменил В. П. Глушко, который
принял решение отказаться от создания
ракеты-носителя H1.
-
Закрытие работ по H1 пришлось на
период разработки американской
многоразовой системы 'Спейс Шаттл'.
Министерство обороны США на скрывало
возможности использования этой системы в
военных целях. Советские военные,
стремясь обеспечить стратегический
паритет, заказали ракетно-космическим
ОКБ разработку орбитального корабля
многоразового использования с
аналогичными задачами, возможностями и
как следствие тактико-техническими
характеристиками.
-
Из-за некоторого запаздывания
по времени первоначально предполагалось
создать систему типа американской,
состоящую из многоразового крылатого
орбитального корабля (ОК) с мощными
кислородно-водородными ЖРД, большого
одноразового внешнего бака, содержащего
топливо для ЖРД ОК, и нескольких
многоразовых ускорителей с ЖРД, играющих
роль первой ступени. Масса и габариты
предполагаемых полезных нагрузок
диктовали размеры будущего ОК и,
естественно, характеристики всей системы
в целом.
-
Академик В.П.Глушко, еще до
прихода в ЦКБЭМ, рассматривал ряд ракет-носителей,
образованных путем параллельного
соединения различного числа стандартных
блоков. На каждом блоке предполагалось
установить вновь разрабатываемый
четырехкамерный кислородно-керосиновый
ЖРД тягой более 700 тс., в котором должны
были найти воплощение все передовые
решения в области двигателестроения и
большой опыт ГДЛ- ОКБ. Эти носители и
послужили основой новой концепции
советской ракетно-космической системы.
-
Специалисты, ранее
разрабатывавшие КК типа 'Союз', видели,
что, кроме очевидных и широко известных
преимуществ, крупные крылатые ОК имеют и
существенные недостатки. Главные из них -
большая масса крыла и фюзеляжа, покрытых
мощной теплозащитой, и необходимость постройки очень длинных
высококачественных и дорогостоящих
полос для горизонтальной посадки
подобных систем. В то же время широко
используемые в десантных войсках
парашютно-ракетные системы мягкой
посадки показали не только высокую
надежность при малой стоимости, но и
приемлемые характеристики по точности
приземления.
-
Поэтому в 1974 г. был предложен
бескрылый космический аппарат, состоящий
из кабины экипажа в передней конической
части, цилиндрического грузового отсека
в центральной части и конического
хвостового отсека с ДУ для
маневрирования на орбите. Предполагалось,
что после запуска с помощью новой мощной
РН и операций на орбите такой аппарат
войдет в плотные слои атмосферы и,
используя небольшое аэродинамическое
качество на гиперзвуковых скоростях,
которое имеет несущий корпус
цилиндроконической формы, оснащенный
воздушными и газодинамическими рулями,
совершит управляемый спуск с заданной
боковой дальностью и парашютную посадку
на лыжи с использованием пороховых
двигателей мягкой посадки (ДМП) в
окончательной стадии.
-
Наиболее важное отличие такой
схемы многоразового транспортного
корабля вертикальной посадки (МТКВП) от
крылатого ОК типа 'Спейс Шаттл' -
возможность крепления аппарата к РН не
сбоку, а по оси. При этом маршевые
двигатели с ОК перемещались из самого
аппарата в нижнюю часть кислородно-водородного
бака, а вся система превращалась в
классическую РН с параллельным
расположением ступеней и полезной
нагрузкой наверху.
-
В.П.Глушко смог разглядеть в
этой идее рациональное зерно. Уже будучи
в должности генерального конструктора
нового объединения 'Энергия', он
поручил разработку маршевого кислородно-водородного
ЖРД воронежскому ОКБ 'Химавтоматика'. В.П.Глушко понимал, что, не имея такого
богатого опыта создания двигателей
целиком на криогенных компонентах, какой
был у американцев, в скором времени
сделать многоразовый ЖРД с нужными
параметрами не удастся. А при
предлагаемом расположении ПН можно было
ограничиться созданием одноразового
кислородно-водородного ЖРД. Кроме того,
можно было устанавливать на РН
одноразовые грузовые контейнеры
различных габаритов, предназначенные для
вывода на орбиту ПН гораздо большей массы,
чем вмещалось в многоразовый аппарат, а
также варьировать количество
ускорителей, монтируемых вокруг маршевой
второй ступени, с двух до восьми (боковое
расположение космического аппарата с ПН
ограничивало это число максимум четырьмя).
-
С восемью стартовыми
ускорителями и увеличенной второй
ступенью ракета-носитель, получившая
название 'Вулкан', могла бы вывести на
орбиту ПН массой 200 т, что позволяло
реализовать идею, которую В.П.Глушко
вынашивал долгое время,- создать КК для
прямой посадки человека на Луну.
Рис. 8.
Многоразовый транспортный корабль
вертикальной посадки:
1 - подфюзеляжный щиток; 2 - ДУ и система
ориентации; 3 - ЖРД ДУ; 4 - стабилизаторы с
рулями; 5 - парашютный отсек; 6 - боковые
наплывы; 7 - посадочные лыжи; 8 - отсек
полезной нагрузки; 9 - кабина экипажа; 10 -
носовые ЖРД системы ориентации
-
Однако время было уже упущено.
Руководство не выделяло денег на лунную
программу даже в новом ее варианте.
Основным и приоритетным стало создание
системы типа американского 'Спейс
Шаттла', При более детальном анализе
схемы МТКВП к маю 1970 г. выяснилась
необходимость в повышении его
гиперзвукового аэродинамического
качества для увеличения боковой
дальности. Космический аппарат (рис. 8)
приобрел специальные треугольные 'наплывы',
увеличивающиеся к хвосту, в которых
разместились двигатели мягкой посадки,
лыжные посадочные опоры и приводы
воздушные рулей. Впоследствии схема
крылатого КК возобладала и от концепции
МТКВП отказались в пользу 'Бурана'. Идеи,
заложенные при проектировании МТКВП,
были использованы при разработке системы
спасения боковых ускорителей новой РН,
названной 'Энергия'
Далее...