- Проект многоразового транспортного корабля вертикальной посадки (НПО 'Энергия')
 
    
  
  - В 1974 г. В. П. Мишина,
    возглавляющего ЦКБЭМ после смерти С.П.
    Королева, сменил В. П. Глушко, который
    принял решение отказаться от создания
    ракеты-носителя H1.
- 
    Закрытие работ по H1 пришлось на
    период разработки американской
    многоразовой системы 'Спейс Шаттл'.
    Министерство обороны США на скрывало
    возможности использования этой системы в
    военных целях. Советские военные,
    стремясь обеспечить стратегический
    паритет, заказали ракетно-космическим
    ОКБ разработку орбитального корабля
    многоразового использования с
    аналогичными задачами, возможностями и
    как следствие тактико-техническими
    характеристиками.
- 
    Из-за некоторого запаздывания
    по времени первоначально предполагалось
    создать систему типа американской,
    состоящую из многоразового крылатого
    орбитального корабля (ОК) с мощными
    кислородно-водородными ЖРД, большого
    одноразового внешнего бака, содержащего
    топливо для ЖРД ОК, и нескольких
    многоразовых ускорителей с ЖРД, играющих
    роль первой ступени. Масса и габариты
    предполагаемых полезных нагрузок
    диктовали размеры будущего ОК и,
    естественно, характеристики всей системы
    в целом.
- 
    Академик В.П.Глушко, еще до
    прихода в ЦКБЭМ, рассматривал ряд ракет-носителей,
    образованных путем параллельного
    соединения различного числа стандартных
    блоков. На каждом блоке предполагалось
    установить вновь разрабатываемый
    четырехкамерный кислородно-керосиновый
    ЖРД тягой более 700 тс., в котором должны
    были найти воплощение все передовые
    решения в области двигателестроения и
    большой опыт ГДЛ- ОКБ. Эти носители и
    послужили основой новой концепции
    советской ракетно-космической системы.
- 
    Специалисты, ранее
    разрабатывавшие КК типа 'Союз', видели,
    что, кроме очевидных и широко известных
    преимуществ, крупные крылатые ОК имеют и
    существенные недостатки. Главные из них -
    большая масса крыла и фюзеляжа, покрытых
    мощной теплозащитой, и необходимость постройки очень длинных
    высококачественных и дорогостоящих
    полос для горизонтальной посадки
    подобных систем. В то же время широко
    используемые в десантных войсках
    парашютно-ракетные системы мягкой
    посадки показали не только высокую
    надежность при малой стоимости, но и
    приемлемые характеристики по точности
    приземления.
- 
    Поэтому в 1974 г. был предложен
    бескрылый космический аппарат, состоящий
    из кабины экипажа в передней конической
    части, цилиндрического грузового отсека
    в центральной части и конического
    хвостового отсека с ДУ для
    маневрирования на орбите. Предполагалось,
    что после запуска с помощью новой мощной
    РН и операций на орбите такой аппарат
    войдет в плотные слои атмосферы и,
    используя небольшое аэродинамическое
    качество на гиперзвуковых скоростях,
    которое имеет несущий корпус
    цилиндроконической формы, оснащенный
    воздушными и газодинамическими рулями,
    совершит управляемый спуск с заданной
    боковой дальностью и парашютную посадку
    на лыжи с использованием пороховых
    двигателей мягкой посадки (ДМП) в
    окончательной стадии.
- 
    Наиболее важное отличие такой
    схемы многоразового транспортного
    корабля вертикальной посадки (МТКВП) от
    крылатого ОК типа 'Спейс Шаттл' -
    возможность крепления аппарата к РН не
    сбоку, а по оси. При этом маршевые
    двигатели с ОК перемещались из самого
    аппарата в нижнюю часть кислородно-водородного
    бака, а вся система превращалась в
    классическую РН с параллельным
    расположением ступеней и полезной
    нагрузкой наверху.
- 
    В.П.Глушко смог разглядеть в
    этой идее рациональное зерно. Уже будучи
    в должности генерального конструктора
    нового объединения 'Энергия', он
    поручил разработку маршевого кислородно-водородного
    ЖРД воронежскому ОКБ 'Химавтоматика'. В.П.Глушко понимал, что, не имея такого
    богатого опыта создания двигателей
    целиком на криогенных компонентах, какой
    был у американцев, в скором времени
    сделать многоразовый ЖРД с нужными
    параметрами не удастся. А при
    предлагаемом расположении ПН можно было
    ограничиться созданием одноразового
    кислородно-водородного ЖРД. Кроме того,
    можно было устанавливать на РН
    одноразовые грузовые контейнеры
    различных габаритов, предназначенные для
    вывода на орбиту ПН гораздо большей массы,
    чем вмещалось в многоразовый аппарат, а
    также варьировать количество
    ускорителей, монтируемых вокруг маршевой
    второй ступени, с двух до восьми (боковое
    расположение космического аппарата с ПН
    ограничивало это число максимум четырьмя).
- 
    С восемью стартовыми
    ускорителями и увеличенной второй
    ступенью ракета-носитель, получившая
    название 'Вулкан', могла бы вывести на
    орбиту ПН массой 200 т, что позволяло
    реализовать идею, которую В.П.Глушко
    вынашивал долгое время,- создать КК для
    прямой посадки человека на Луну.
         

Рис. 8.
Многоразовый транспортный корабль
вертикальной посадки: 
1 - подфюзеляжный щиток; 2 - ДУ и система
ориентации; 3 - ЖРД ДУ; 4 - стабилизаторы с
рулями; 5 - парашютный отсек; 6 - боковые
наплывы; 7 - посадочные лыжи; 8 - отсек
полезной нагрузки; 9 - кабина экипажа; 10 -
носовые ЖРД системы ориентации
  - 
    Однако время было уже упущено.
    Руководство не выделяло денег на лунную
    программу даже в новом ее варианте.
    Основным и приоритетным стало создание
    системы типа американского 'Спейс
    Шаттла', При более детальном анализе
    схемы МТКВП к маю 1970 г. выяснилась
    необходимость в повышении его
    гиперзвукового аэродинамического
    качества для увеличения боковой
    дальности. Космический аппарат (рис. 8)
    приобрел специальные треугольные 'наплывы',
    увеличивающиеся к хвосту, в которых
    разместились двигатели мягкой посадки,
    лыжные посадочные опоры и приводы
    воздушные рулей. Впоследствии схема
    крылатого КК возобладала и от концепции
    МТКВП отказались в пользу 'Бурана'. Идеи,
    заложенные при проектировании МТКВП,
    были использованы при разработке системы
    спасения боковых ускорителей новой РН,
    названной 'Энергия'
 
Далее...