Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev2/text/02.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:27:33 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:04:23 2014
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
|
Проект планирующего космического аппарата (ОКБ-256)
В одно время с США, где ВВС и NASA
начали разработку проекта ракетоплана 'Дайна
Сор', в СССР рассматривались проекты
крылатых пилотируемых аппаратов в
авиационных конструкторских бюро - ОКБ-256
П.В.Цыбина и ОКБ-23 В.М.Мясищева.
-
Эскизный проект планирующего
космического аппарата (ПКА) для спуска с
орбиты и посадки на Землю был разработан в
ОКБ-256 по просьбе С.П.Королева и утвержден
П.В.Цыбиным 17 мая 1959 г.
-
Согласно проекту, ПКА с
космонавтом на борту должен был
выводиться на круговую орбиту ИСЗ высотой
300 км ракетой-носителем (РН) 'Восток'.
После орбитального полета в течение 24-27 ч
ПКА должен был сойти с орбиты и
возвратиться на Землю, планируя в плотных
слоях атмосферы: В начале спуска, в зоне
интенсивного теплового нагрева ПКА
использовал подъемную силу несущего
корпуса оригинальной формы (рис. 1). (С. П.
Королев дал ему название 'Лапоток'), а
потом, снизив скорость до 500-600 м/с, с высоты
20 км планировал с помощью раскрывающегося
крыла, первоначально сложенного 'за
спиной'. Управление ПКА в полете должно
было осуществляться с помощью реактивных
сопел и аэродинамических поверхностей
управления.
-
Время спуска ПКА с орбиты ИСЗ
могло составить 1,5 ч. Посадку
предполагалось выполнить на специально
выполненную грунтовую площадку с
использованием лыжного шасси 'велосипедного'
типа - сначала на заднюю лыжу, а потом на
переднюю.
-
Фюзеляж ПКА имел стальную
обшивку, прикрепленную сваркой к силовому
набору. От нагрева фюзеляж защищал
металлический донный экран, установленный
с зазором 100 мм. Носок фюзеляжа и передние
кромки аэродинамических поверхностей,
изготовленных из стали, предполагалось
охлаждать, причем рассматривалась
возможность применения для этого жидкого
лития. По расчетам, максимальная
температура передней части
теплозащитного экрана и кромок рулей
могла достичь 1200њС в отличие от верхней
части фюзеляжа, где ожидаемая температура
не превышала бы 400њС, Сложенные стальные
консоли крыла, находящиеся в
аэродинамической 'тени' фюзеляжа при
планировании ПКА с углом атаки 55-60њ, в
зоне максимальных тепловых потоков на
гиперзвуковых скоростях не должны были
подвергаться большому нагреву.
Рис.
1 Планирующий космический аппарат 'Лапоток'
-
Внутри фюзеляжа размещались
герметизированные кабина космонавта и
приборный отсек, выполненные из
алюминиевого сплава и защищенные
теплоизоляцией. Космонавт располагался
перед приборной доской в катапультном
кресле, имеющем три положения - стартовое,
рабочее, для отдыха. Кабина имела систему
жизнеобеспечения, два боковых
иллюминатора и прибор для астроориентации.
-
В приборном отсеке и
непосредственно в фюзеляже размещалось
оборудование, необходимое для
осуществления орбитального полета и
спуска. Для маневрирования на орбите ПКА
имел навесную двигательную установку (ДУ),
примыкающую к донному щиту фюзеляжа и
закрытую обтекателем, ДУ включала
топливные баки систему подачи топлива и
два ЖРД - тормозной и корректирующий. ДУ
отделялась от ПКА на высоте 90 км после
выдачи тормозного импульса для схода
сорбиты. Для ориентации ПКА на орбите и при
входе в плотные слои атмосферы
применялись реактивные сопла, работающие
на продуктах разложения перекиси водорода,
Далее включались аэродинамические
поверхности.
-
В случае аварии РН на высотах до
10 км космонавт мог катапультироваться из
кабины ПКА, На больших высотах
производилось аварийное отделение ПКА от
РН, раскрытие консолей крыла и спуск на
Землю.
-
Королев был в курсе всех работ,
проводившихся по ПКА в ОКБ-256. От его ОКБ в
работах участвовали проектанты по
космическим аппаратам и РН. Кроме того к
работам были подключены крупнейшие
коллективы Центрального
аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и
Всесоюзного института авиационных
материалов (ВИАМ).
-
После начала работ по ПКА в ЦАГИ
выяснилось, что проблемы, встающие перед
создателями крылатых космических
аппаратов, гораздо серьезнее, чем было
принято считать. В частности, только после
продувок в аэродинамических трубах стало
ясно, что тепловые нагрузки на
теплозащитный экран значительно
превосходят расчетные и материал экрана
надо будет менять, а
узел шарнира поворота консолей крыла на
самом напряженном участке спуска
находится в 'застойной' зоне с
повышенным подводом тепла и практически
полным отсутствием теплоотвода.
Требовались более детальные проработки
проекта с моделированием реальных
условий полета на аппаратах-аналогах.
-
Как известно, С.П.Королев для
первого космического корабля (КК) 'Восток'
выбрал схему с баллистическим спускаемым
аппаратом как более простую, надежную и
требующую наименьших затрат при
экспериментальной отработке. Кроме того,
начатая в те годы кампания против военных
самолетов в пользу ракет затронула многие
авиационные ОКБ. В 1960 г. ОКБ-256 было закрыто.
Главный конструктор П. В. Цыбин перешел на
работу в ОКБ-1 заместителем С, П. Королева,
где внес большой вклад в разработку и
создание модификаций КК 'Восток', новых
КК 'Союз' и 'Союз Т', а также
автоматических межпланетных станций и
спутника связи 'Молния'. Материалы по ПКА
по договоренности были переданы С. П.
Королевым в ОКБ А.И.Микояна, где в это время
начались работы по воздушно-космической
системе 'Спираль'.
Далее...