Проект корабля ЛК-700 для посадки на Луну (ОКБ-52)
После того как программа
пилотируемого облета Луны была передана
из ОКБ-52 в ОКБ-1, В.Н.Челомей, стремясь
наверстать упущенное и составить
конкуренцию проекту Н1-Л3 пытался выйти
с проектом корабля для посадки на Луну.
Этот корабль был рассчитан на ракету-носитель
УР-700 грузоподъемностью свыше 130т,
проработка аванпроекта которой велась в
филиале ?1 ОКБ-52. На пленарном заседании
экспертной комиссии (16.11.1966г.),
рассматривавшей ход работ по программе Н1-Л3,
В.Н.Челомей представил предложение по
созданию корабля ЛК-700 (см. рис. на
последней стр. обложки).
Концепция этого корабля была во
многом неожиданна. Стремясь предельно
упростить операции, связанные с
перестроением корабля, и тем самым
увеличить надежность экспедиции, В.Н.Челомей
предлагал осуществить прямой полет на
Луну. Однако, как показывали расчеты, для
этого необходимо было создать ракету-носитель,
приблизительно в 1,5 раза превосходящую по
грузоподъемности H-1. Над проектом такой
ракеты в ОКБ-52 начинали работать
практически одновременно с разработкой
ракеты-носителя средней
грузоподъемности УР-500К ('Протон').
Основным требованием к новому носителю
была возможность его поблочной перевозки
с завода-изготовителя на космодром, где
производилась быстрая сборка, проверка и
запуск ракеты.
Схема 'прямой' экспедиции по
проекту УР-700-ЛК-700 практически
не отличалась от 'прямого' варианта
проекта 'Нова'-'Аполлон', от которого
американцы отказались в конце 1961г. Она
предусматривала выведение на
околоземную орбиту космического корабля
с разгонным блоком и последующий старт
его к Луне. Торможение и выход КК на
окололунную орбиту, а также сход с нее и
гашение основной скорости выполнялись с
помощью специального тормозного блока.
На высоте нескольких километров от
поверхности Луны тормозной блок
сбрасывался, а мягкое прилунение корабля
на посадочные опоры осуществлялось
дросселированием ЖРД взлетного блока,
как это делается в лунном корабле ЛК
программы Н1-Л3. ЖРД всех блоков, так же
как и двигатели ракеты-носителя УР-700,
должны были работать на топливе АТ-НДМГ.
Два космонавта корабля ЛК-700
находились в возвращаемом аппарате,
напоминающем ВА, разработанный для
облетной программы УР-500К-ЛК-1.
После выполнения задач полета,
связанных с пребыванием экипажа на Луне,
осуществлялось отделение посадочных
приспособлений и запуск ЖРД взлетного
блока с работой его на полной тяге. После
старта с Луны корабль ЛК700 мог либо
сначала выйти на окололунную орбиту, а
потом стартовать с нее к Земле (один
вариант проекта), либо сразу же выходить
на траекторию полета к Земле (второй
вариант). После проведения с помощью ЖРД
взлетного блока коррекции траектории
полета перед подлетом к Земле должно было
производиться отделение ВА с последующим
входом в атмосферу, управляемым спуском и
парашютной посадкой.
Опираясь на разработки,
сделанные в ОКБ-52, В.Н.Челомей пытался
убедить руководство отраслью в том, что
при финансовой поддержке, используя
задел, созданный в предыдущих работах,
его ОКБ сможет быстро реализовать
программу и обеспечить приоритет СССР в
высадке на Луну. В этом его поддерживали В.П.Глушко
и некоторые главные конструкторы. Однако
экспертная комиссия сочла такое
заявление слишком смелым и разрешила
только проведение эскизного
проектирования комплекса УР-700-ЛК-700.
Разработка корабля и носителя,
выполняемая в рамках обычных научно-исследовательских
работ, продолжалась до начала
семидесятых годов, когда программа
освоения Луны была переориентирована с
пилотируемых на беспилотные полеты.
В.Н.Челомей предлагал после
этого довольно амбициозный проект
корабля МК-700 для полета к Марсу,
рассчитанный на запуск с помощью
сверхмощной РН УР-700М грузоподъемностью
240т. Однако уже при разработке
предложений по этой программе стало ясно,
что эффект воздействия первого полета
человека на Марс на общественное мнение
будет непропорционально мал по сравнению
с материальными затратами, положенными в
основу полета. Проект дальнейшего
развития не получил.