- Работы по теме 'Союз' (ОКБ-1)
- Понимая, что в связи с
усложнением задач, встающих перед
отечественной космонавтикой, со временем
потребуется резко увеличить массу КК для
полета по орбитам ИСЗ и к другим планетам,
С.П.Королев и его соратники, наряду с
разработкой проекта H1, уделяли большое
внимание вопросу сборки аппаратов на
орбите ИСЗ. Уже 10.03.1962 г. С.П.Королев
утверждает технический проспект,
озаглавленный 'Комплекс сборки
космических аппаратов на орбите спутника
Земли (тема 'Союз')'. В этом документе
впервые дается обоснование возможности
использования модификации КК 'Восток-7'
с космонавтом-'монтажником' на борту
для отработки стыковки и сборки на орбите.
Для этого корабль предполагалось
снабдить системами сближения и стыковки,
а также маршевой ДУ многократного
включения и системой микродвигателей
причаливания и ориентации. КК 'Восток-7'
мог быть использован для сборки на орбите
ИСЗ космической ракеты (рис. 2), состоящей
из трех одинаковых ракетных блоков (РБ). С
помощью такой космической ракеты
предлагалось выполнить облет Луны
специальным кораблем Л1 с экипажем из 1-3
человек.
-
Согласно проекту космический
корабль Л1 имел оригинальную компоновку,
состоящую из двух корректирующих ДУ (передней
и хвостовой), жилого отсека, спускаемого
аппарата (СА) и агрегатного отсека (АО), со
стороны которого к кораблю
пристыковывалась связка из трех РБ. В
схеме корабля четко прослеживалась
необходимость применения СА специальной
формы, имеющего аэродинамическое
качество, что позволяло аппарату
совершать маневр в атмосфере для
уменьшения перегрузок, воздействующих на
экипаж, и управлять траекторией снижения
СА. Последняя мера резко сужала зону
разброса точек приземления аппарата.
Появлялась возможность производить
посадку после облета Луны на заданной
территории Советского Союза.
-
В том же проспекте предлагалось
с помощью стыковки создать орбитальную
станцию (см. рис. на первой странице
обложки) с экипажем из трех человек,
предназначенную для наблюдения Земли и
состоящую из трех блоков: жилого, блока
научной аппаратуры и корабля доставки
экипажа. В качестве последнего
подразумевался КК 'Север', проект
которого рассматривался в это время в ОКБ-1.
Аппарат представлял собой как бы
переходную ступень от КК 'Восток' к
кораблям следующего поколения,
получившим впоследствии наименование 'Союз',
и состоял из спускаемого аппарата новой
формы с аэродинамическим качеством и
агрегатного отсека.
-
В этом же проспекте
обосновывалась возможность запуска
спутника связи на геостационарную орбиту
с помощью ракеты, собранной из отдельных
ракетных блоков. Блоки аппаратов во всех
этих вариантах должны были выводиться на
орбиту РН 'Союз'.
![](../foto/02.gif)
Рис.2.
Комплексы для сборки космических аппаратов
на орбите искусственного спутника Земли,
предложенные по программе 'Союз'
в 1962 г., а: 1 - носовая ДУ корабля Л1; 2 -
жилой отсек; 3 - спускаемый аппарат; 4 -
солнечная батарея; 5 - агрегатный отсек; 6,7 и 8
- ракетные блоки; 9 - сбрасываемый отсек
последнего ракетного блока; 10 - корабль 'Восток-7';
в 1963 г., б: 1 - солнечная батарея; 2 -
приборно-агрегатный отсек корабля 'Союз'; 3
- спускаемый аппарат; 4 - бытовой отсек; 5 -
разгонный ракетный блок; 6 - один из кораблей-танкеров
-
Через некоторое время появился
второй проспект, озаглавленный 'Сборка
космических аппаратов на орбите спутника
Земли', утвержденный С.П.Королевым 10.05.1963 г.
В нем тема 'Союз' звучит уже четко и
убедительно. Основной объект документа -
комплекс, состоящий из последовательно
выводимых и стыкующихся на орбите
разгонного РБ, кораблей-танкеров для его,
заправки и КК 'Союз'. После того как баки
РБ заполняются топливом, доставляемым 'танкерами',
производится запуск ЖРД этого блока и
разгон 'Союза' с целью облета Луны.
Пристыкованный к РБ 'Союз', состоящий из
бытового отсека (БО) со стыковочным узлом,
спускаемого аппарата и приборно-агрегатного
отсека (ПАО), осуществлял разгон 'хвостом
вперед'. Двигательная установка 'Союза'
в полете использовалась для коррекций
траектории. После облета Луны при
возвращении к Земле происходило
разделение отсеков корабля, и СА выполнял
управляемый спуск и посадку в заданном
районе Советского Союза. В этом проспекте
'Союз' уже имел близкую к современной
форму.
-
В проспекте ставились две
основные задачи: отработать стыковку и
сборку на орбите и облететь Луну
пилотируемым аппаратом. По мнению С.П.Королева,
увязка решений по двум этим задачам
обеспечивала приоритет СССР в деле
освоения космоса. Работам по теме 'Союз'
был дан 'зеленый свет'.
-
В связи с разработкой варианта
прямого облета Луны кораблем Л1 программа
'Союз' была нацелена на отработку
сближения и стыковки КК с последующим
переходом членов экипажа из корабля в
корабль. Эскизный проект 'Союза',
подписанный в 1965 г., отражал уже новые
тактико-технические требования к
кораблю. Отработка 'Союза' в
беспилотной варианте была начата 28.11.1966 г.
запуском спутника 'Космос-133'. После
неудачной попытки запуска беспилотного 'Союза' в декабре 1966
г., окончившейся
аварией РН и срабатыванием системы
аварийного спасения на старте, 07.02.1967 г.
орбитальный полет с посадкой в Аральское
море совершил второй беспилотный КК 'Союз'
('Космос-140').
-
Первый пилотируемый полет на КК 'Союз-1' совершил 23-24.04.1967
г. летчик-космонавт
В.М.Комаров, однако из-за отказа
парашютных систем при спуске полет
окончился катастрофой. Первая
автоматическая стыковка была выполнена
30.09.1967 г. беспилотными кораблями-спутниками
'Космос-186' и '-187' и повторена 15.04.1968 г.
кораблями-спутниками 'Космос-212' и '-213'. После беспилотного полета КК
'Союз'
(спутник 'Космос-238'), запущенного 28.08.1968 г.,
начались регулярные полеты 'Союзов'.
Фактически задача программы 'Союз' -
стыковка пилотируемых КК с переходом
космонавтов через космос - была
выполнена 16.01.1969 г. в ходе полета
кораблей 'Союз-4' и '-5' с
космонавтами В.А.Шаталовым, Б.В.Волыновым,
А.С.Елисеевым и Е.В.Хруновым. Оставшиеся
корабли 'Союз' были перенацелены на
выполнение технологических
экспериментов в групповом полете ('Союз-6',
'-7' и '-8' с космонавтами Г.С.Шониным,
В.Н.Кубасовым, А.В.Филипченко, В.Н.Волковым,
В.В.Горбатко, В.А.Шаталовым и А.С.Елисеевым)
и длительного полета ('Союз-9' с
космонавтами А.Г.Николаевым и В.И.Севастьяновым,
запущен 1.06.1970 г.) продолжительностью 17,7 суток.
Два последних КК 'Союз', на которых
предполагалось отработать систему
сближения для лунного комплекса Л3,
остались невостребованными.
Далее...